search
main
0

Деятельностный подход в МЭШ

От меловой доски к интерактивной

В дни каникул в Москве прошла серия экспертных предметных вебинаров, организованных Центром педагогического мастерства. Основной круг вопросов этих встреч посвящен созданию сценария современного урока вместе с Московской электронной школой. Как сделать учебное занятие интересным, ярким и содержательным? Чего не хватает современному учителю в эпоху развития дистанционного обучения?

В работе вебинаров приняли участие московские учителя – обладатели грантов Москвы в сфере образования, грантов за вклад в развитие Московской электронной школы, победители и призеры регионального этапа конкурса методических разработок и конкурсов профессионального мастерства.

Я и сама провела онлайн-семинар для учителей химии по реализации деятельностного подхода средствами МЭШ. Ведь каждый учитель стремится к тому, чтобы урок был интересным, увлекательным. Чтобы ученики понимали твой предмет, их нужно заинтересовать им. Но как этого достичь?

В настоящее время из всех подходов к обучению лучше всего себя зарекомендовал системно-деятельностный подход. Он, по сути, и стал основой ФГОС. Если сказать упрощенно, в нем ученики не получают знания в готовом виде, а приобретают их в процессе своей деятельности.

Мы живем во времена тотальной цифровизации общества. И, конечно, школа не может этого не учитывать. Помните замечательную фразу одного из героев сказки Льюиса Кэролла: «Нужно бежать изо всех сил, чтобы только оставаться на месте»? Сейчас у нас нет выбора. Чтобы оставаться интересным, чтобы не потерять своих позиций, учитель должен постоянно меняться и учиться новому. И прежде всего осваивать технологические инструменты в своей работе.

На наших глазах произошел переход от меловой доски к экрану и проектору и далее к интерактивной доске, которая позволяет использовать различные ресурсы, по-моему, самый актуальный сегодня для учителя – это МЭШ.

На вебинаре мной проводился анализ уроков коллег, получивших гранты. Хотелось показать, как интересно можно создавать уроки в конструкторе МЭШ. Сегодня возможностей так много! Учитель может использовать интерактивные задания в формате международного тестирования, контекстные и творческие задания. Основной акцент – не забывать, что учитель управляет деятельностью ученика, только самостоятельные усилия помогают в освоении знаний.

У меня есть небольшой опыт по составлению уроков для углубленного изучения химии. Учащиеся старших классов, а тем более учащиеся естественно-научного профиля, должны уметь работать со схемами, графиками, диаграммами. В уроках можно дать ссылки на учебники, по которым они сами могут зайти в библиотеку и найти нужный им материал. Задача учителя – направлять учащихся, управлять их деятельностью.

Немаловажно и то, с чего начинается урок. Начало урока должно удивить, заинтриговать, мотивировать. Учителя по-разному к этому подходят. Кто-то дает материал со скрытой информацией и предлагает учащимся с помощью подсказок понять, о чем будет урок, и сформулировать самостоятельно тему. Иногда дают интересную схему и задачу, иногда – интерактивное задание, но всегда что-то интересное, чтобы сразу побудить их к мыслительной деятельности. Химия – предмет сложный и требует системных знаний, поэтому традиционные виды деятельности учащихся, а это и лабораторные работы, и доклады, задачи и тесты, нельзя исключать. Но и их реализовать на уроке средствами МЭШ удобнее, в них есть наглядность и своя эстетика. Это интересные и красивые схемы, таблицы, формулы, они создаются в конструкторе. Мы всегда может перейти в режим комментирования, так работает современная версия меловой доски.

Работать в МЭШ интересно. Появляется много разнообразных материалов. Электронные учебные пособия, в которых можно найти уроки в музеях, контекстные и творческие задания для внеурочной деятельности. Есть самодиагностика, задания в формате международного тестирования, где можно провести виртуальный эксперимент, построить график и сделать выводы. И абсолютно незаменим этот ресурс МЭШ в условиях дистанционного обучения. Готовые сценарии уроков, цифровые домашние задания, видеоуроки. Все это можно прикрепить к журналу. И у каждого ученика есть возможность изучить материал, если даже он не сможет присутствовать на уроке, можно выполнить тест, и учитель в ЭЖД может его проверить и выставить оценку.

Безусловно, Московская электронная школа меняет жизнь учителя, дает ему простор для творчества.

Инна ЛАДЕНКОВА, учитель химии школы №2126 «Перово», обладатель двух грантов МЭШ, кандидат химических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте