search
main
0

Деятельность, общение, бытие. Диалоговая педагогика и другие контакты

Место классного руководителя в системе воспитания учащихся.

Продолжение. Начало в №№31, 34, 40, 44, 48 за 2008 г.

2. Позиция и содержание работы классного воспитателя

Если в крупных мазках представить себе социальный заказ на формирующуюся личность, то можно предположить: с позиций общечеловеческих все – и родители, и школа, и местные, и государственные властные органы – сойдутся на том, что растущему человеку прежде всего необходимы физическое здоровье, нравственность и способности (умственные, трудовые, художественные, коммуникативные, которые в свою очередь являются базой для способности к саморазвитию). Собственно говоря, именно в этих трех категориях содержится генетический код человечества: через них осуществляется передача культурного наследства – всего того, что мы накопили в ходе биологической и социальной эволюции. Таким образом, тремя этими крупными блоками можно обозначить задачи любого педагога, воспитателя: здоровье, нравственность, способности.

Эти задачи он реализует, создавая условия для того, чтобы ребенок успешно развивался в доступных ему видах деятельности (учебной, производственной, досуговой); в общении со средствами массовой коммуникации, с искусством, со взрослыми и сверстниками; в обыденной (бытовой) сфере. Эту последнюю мы обозначим как бытие ребенка, включающее его домашний образ жизни, материальную и предметно-эстетическую среду, эмоциональные (не всегда проявляемые явно) реакции на то, что он видит и слышит вокруг, на неудовлетворение своих потребностей, конфликты с собой, с другими и т. п.

Иначе говоря: деятельность, общение и бытие (образ жизни) ребенка – это те сферы и те основные средства, окультуривая которые, воспитатель осуществляет физическое, нравственное воспитание, содействует развитию способностей.

Каждый воспитатель формирует ребенка не по частям, он имеет дело с целостной личностью, следовательно, должен заботиться и о его здоровье, и о его способностях, и о его нравственности. Однако в зависимости от своей профессиональной и социальной роли воспитатель организует ту или иную преимущественную сферу жизни подростка: учитель работает главным образом в сфере учебной деятельности, родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, внешкольные педагоги обеспечивают культурный досуг. Классный руководитель в этой цепочке занимает особое место.

Расхожим стало выражение: каждый классный руководитель работает совместно с коллегами, с семьей и общественностью. Иначе говоря, воспитатель, решая свои задачи, обращается за помощью к другим учителям, родителям, в трудовые коллективы, внешкольные, общественные организации. Это представление правильное, но требует как минимум двух уточнений.

Первое касается ребенка, так как в этой схеме (исходя из педагогического постулата: взрослые лучше знают, что надо детям) он, ребенок, отсутствует. Все воспитатели договариваются о совместных действиях по воспитанию школьника, а он сам при этом остается покорным объектом, его никто не спрашивает, нужна ли ему такая помощь или он сам решит свои проблемы. Определяя место классного руководителя в системе воспитания учащихся, надо прежде всего видеть главную линию – взаимодействие с самим ребенком. Место классного руководителя – рядом с ним, основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания. Только если эта диалоговая педагогика оказывается недостаточной, начинается контактная работа с родителями, с другими учителями, с классом, с общественными силами во внешкольной работе. Схематически место классного руководителя мы бы определили на вершине геометрической фигуры, напоминающей пятиконечную звезду. В центре – личность школьника. От классного руководителя (воспитателя) лучи идут к другим субъектам социализации. Однако призыв классного руководителя к воздействию семьи, других учителей на ребенка, выход на друзей, товарищей по классу, во внешкольные объединения вторичен. Такие контакты необходимы, но не всегда обязательны. Скажем, девочка хорошо учится, у нее прекрасные отношения в классе, родители хорошо заботятся о ней, она занимается в музыкальной школе и т. д. – нужно ли тут обращаться к общественности или к кому-то еще? Достаточно личных контактов, доброжелательных отношений с девочкой воспитателя (классного руководителя), чтобы он мог помочь ей в случае необходимости.

Второе уточнение к схеме взаимодействия классного руководителя с другими воспитывающими силами связано с отношением к заказу на воспитание. Если считать, что государство – единственный заказчик на воспитание, то классный руководитель выступает действительно хозяином положения. Если же он выполняет и заказ других, скажем, родителей, то его место в системе воспитания совершенно иное; он становится работником сферы обслуживания со всеми вытекающими следствиями: уважение к потребителю, внимание, предупредительность и многое другое, что характеризует культуру отношений в этой сфере.

Олег ГАЗМАН, Александр ИВАНОВ

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте