Школа всегда славилась массой отчетности. Но в наше время – время повышенного внимания к образованию – «девятый вал» бумаг стал серьезной угрозой. Для директора, загруженного справками, баллами, сводными таблицами. Для педагога, которому некогда из-за бумаг поговорить по душам с учеником. И самое печальное – для главного человека в школе, ребенка, который из личности превращается в статистическую единицу – обучающегося. В самом начале 2010 года (см. «УГ» №1) на страницах «Учительской газеты» был опубликован «круглый стол» – директора российских школ обратились к нам за помощью: «Спасите нас от излишней отчетности, она зачастую превращается в абсурд и съедает все рабочее время руководителя школы». Собственные корреспонденты «УГ» провели своеобразный рейд, во время которого пытались выяснить, что же мешает директору нормально работать.
Комментарий «УГ»Олег МОСОЛОВ, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики администрации Воронежской области:- На ближайшей конференции по качеству образования мы будем делать реальный запуск электронного портала системы образования Воронежской области и предложим школам инструментарий, предусматривающий ведение электронного дневника, электронного журнала, аналитической деятельности в этом разделе. Это будет бесплатный продукт, специально разработанный для образовательных учреждений Воронежской области. Опыт уже есть как в некоторых школах области, так и, например, в школах Коминтерновского района Воронежа. Нужно, чтобы этот опыт перестал быть достоянием одной муниципальной системы, а заработал на уровне региона.
Вячеслав ПОЛИКАРПОВ, директор средней школы поселка Угловка, Окуловский район, Новгородская область:
Слишком много документов…
Наша школа небольшая, в ней учатся около 300 учеников. Тем не менее она оснащена компьютерами, подключена к сети «Интернет». Администрация школы пользуется электронной связью и с комитетом образования района, и с областным комитетом образования. Как справиться с проблемой документооборота? Надо сразу оговорить следующее: передача документации в бумажном виде исчерпала себя, это вчерашний день. На смену ей должны прийти ИКТ, электронная связь. Но необходимо техническое переоснащение в этом отношении муниципальных образовательных учреждений. Для оперативного взаимодействия с вышестоящими органами нужны замена старых компьютеров, высокоскоростной Интернет. Не секрет, что в школах очень медленный Интернет. Иногда проблема заключается в том, что у школ нет денег подключиться к более быстрой связи, но дело не всегда в деньгах. Например, нашей школе фирма, предоставляющая в Новгородской области услугу подключения к сети «Интернет», заявила, что в поселке Угловка нет возможности установить высокоскоростной Интернет ввиду удаленности этой местности от Великого Новгорода.
То, что Интернет работает медленно, конечно, помеха при обработке входящей и исходящей документации, но мы с этим объемом справляемся вовремя. Более важная проблема, на мой взгляд, не качество электронной связи и даже не количество документов, которые поступают в школу, а то количество документов, которое нужно исполнить.
Подобных документов очень много. Среди федеральных бумаг, а также документов, присылаемых комитетами образования области и района, приблизительно 10 процентов носят информативный характер, а остальные 90 процентов, что называется, обязательны к исполнению. Федеральные надо исполнять просто без возражений. Что касается остальных документов, считается, что все мероприятия, которые предлагается в течение года провести школе, носят характер рекомендуемых. Таким образом, кажется, что их можно и не исполнять. Но все знают, что впоследствии неисполнение отразится на ежегодных показателях школы.
Однако все ли предлагаемые мероприятия действительно отражают реальную успешность образовательного учреждения? Принесет ли школе пользу участие в очередной спартакиаде, если в ней отсутствуют хорошие условия для развития спортивной деятельности? Или ее ученики поедут на спартакиаду лишь для обеспечения массовости? Может быть, прежде чем проводить спортивное соревнование, в школе нужно создать условия специальной подготовки учащихся к подобным мероприятиям? В целом школам должна быть дана большая самостоятельность, свобода в выборе тех мероприятий, в которых ее ученики и педагоги действительно хотели бы участвовать, которые необходимы для развития образовательного учреждения. Ведь у нас есть свои собственные внутришкольные планы проведения различных смотров, конкурсов, соревнований. А мы получаем дополнительно к ним множество приказов о проведении того или иного мероприятия – в количестве не менее чем 50 штук в год. Школа хочет жить своей жизнью. Навязанный шквал документов, в который вливаются предложения от таких посторонних ведомств и организаций, как железные дороги, пожарный надзор, ГИБДД, комитет культуры, увеличивают документооборот и вызывают чувство недовольства у работников педагогических коллективов.
Владимир АРСЕНЬЕВ, председатель Комитета образования Окуловского района Новгородской области:
– На мой взгляд, среди того количества документов, которое обрабатывают сегодня директора образовательных учреждений, практически нет ненужных или дублирующих друг друга. Все они необходимы. Если это государственные документы, мы не можем их не выполнять. А если это информация о конкурсах, смотрах, других мероприятиях, директору школы необязательно реагировать на все приходящие материалы такого рода, он вместе с педагогическим коллективом выбирает, в какой из этих акций школа будет участвовать. Следовательно, подобная информация ему тоже необходима.
Можно согласиться с тем, что при прежнем, бумажном, документообороте на обработку информации действительно затрачивалось много времени. Но электронный документооборот решает эту проблему. Сегодня директору, у которого есть на рабочем месте компьютер, сделать проект ответа не составляет труда. Ему на помощь приходит районный комитет образования, где также есть локальная сеть. Мы вооружены необходимыми ресурсами. Поэтому мое мнение таково: если директор школы не справляется с потоком приходящих документов, значит, причина в том, что он не обладает достаточными знаниями для работы с электронным документооборотом.
Однако проблема в данном случае действительно существует, и заключается она в том, что те компьютеры, которые школы приобрели пять лет назад, устарели, медленно работают. Они часто зависают, перегружены. Нужны компьютеры с большим объемом памяти, более быстрыми процессорами. Поэтому если мы хотим вводить повсеместно электронный документооборот, то нужно, наверное, государству и властным структурам продумать систему замены фонда школьных персональных компьютеров.
Виктор МАРТЫНЕНКО, директор гимназии №1, Калач, Воронежская область:
Не сегодня, а вчера
Последнее распоряжение, которое только-только пришло, – проанализировать информацию по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, для чего провести совещания и «круглые столы» в учреждениях образования. Вот еще одна бумага – принять участие в конкурсе «Лучшая школа Воронежской области». Нам сейчас предписано через каждые полчаса открывать Интернет и снимать электронную почту, чтобы ни в коем случае ничего не пропустить. И часто требования такие: не просто поучаствовать в совещании или выступить на нем – это бы еще ладно, но важно дать информацию, причем уже сегодня, а лучше – вчера надо было.
Одна из последних проблем, требующая подготовки огромного количества документов, – это лицензирование школ. Все школы области должны в декабре нынешнего года получить лицензии – представляете, сколько это бумаг! Один их перечень составляет две папки. Тут и заключение санэпиднадзора, и заключение пожарных, и о каждом учителе все, и какие программы, и по каким учебникам, в общем, полный отчет в самой широкой форме. Насколько я знаю, пока вся эта бумажная подготовка еще не начиналась.
Что касается пересекающихся потоков документов, то между школами и районным отделом образования есть договоренность, по которой все согласовывается в отделе. Если согласования нет, мы на такие документы внимания не обращаем. Как еще выбираем, что принять к исполнению? Я обязательно смотрю, что нужно мне и полезно детям.
На сегодняшний день самое большое число предписаний поступает в школу не от санитарного или пожарного надзора, а из прокуратуры. Очень много требований проверить что-то, начиная от устава школы и заканчивая документами сотрудников: приказы по школе, соответствие уставу, школьные сайты (нет ли выхода на сайты террористических организаций) и так далее.
Многие требования справедливы, и надо исполнять, но иногда доходит до абсурда, бумажный вал захлестывает. Например, непонятно, что мы должны делать по КПМО – заполнять многочисленные анкеты, которых там огромное количество? Сейчас идет рейтингование школ, и мы должны ответить на сотни вопросов. Например, на одного учителя должно приходиться не более 14 учеников, кто эту норму придумал, мы не знаем. Сидим перед компьютерами, заполняем. В действительности цифра получается меньше, а это плохо. Нам ведь все время объясняют, что, как только мы сократим педагогический коллектив, у тех, кто останется, зарплата повысится! А кого предлагается сокращать? Психолога, социального педагога, логопеда, организатор ОБЖ тоже не нужен – оставляйте только преподавателя. Но функции не снимаются, все остается, только если раньше профессионалы выполняли работу, то сейчас мы опять возвращаемся к ремесленникам, будем «лепить горшки».
Еще такой момент. Раньше, проводя какие-то реформы, с педколлективами хотя бы советовались, а теперь все решения присылают сверху, и впечатление такое, что те, кто эти решения придумывает, очень далеки от школы. Может, потому и бумаг так много?
В Год учителя знаете что пришло? Распоряжение составить план с указанием всех приуроченных мероприятий, которые мы проведем в этом году. Так что сами себя будем веселить и еще отчитываться за это! Я пока это распоряжение в сторону отложил, смотреть не могу, обидно.
Юрий ДОЛГИХ, директор гимназии «Учебно-воспитательный комплекс №1», Воронеж:
Все почти как у Уэллса
Бумажный бюрократический вал действительно очень большой.
Мне сегодня только-только пришлось заполнять две бумаги – планы работ по благоустройству и техническому состоянию зданий с перспективой на несколько лет. На мой взгляд, сегодня это абсолютно пустая работа, так как при нынешних финансовых возможностях составить что-то реальное невозможно. Например, от меня потребовалось оценить состояние здания: фундамент, кровля, стены, потолочные покрытия, фасады, двери, окна, отопительная система. Описать, удовлетворительное или неудовлетворительное у них состояние, еще заполнить даты последнего ремонта, потом – что планируется сделать и срок исполнения. Чтобы заполнить последние две графы, пришлось, как понимаете, включить всю фантазию. Дело в том, что у нас в очень многих учреждениях износ почти стопроцентный, и расписывать все это снова и снова по годам смысла нет.
Вторая бумага по благоустройству. Недавно требовалась она же, только с планами до 2013 года, и тут можно было «рисовать» все, почти как у Герберта Уэллса, – с зимними садами и тому подобным. А теперь требуется указать срочные меры по уборке снега, льда, нависающих сосулек – составить план мероприятий, когда и что будем делать, в каком состоянии все это сейчас.
Кто это все должен убирать? Видимо, директор, школа. На самом деле это бумага в никуда и никому.
Каким видится выход и облегчил ли компьютер бумажную волокиту? Думаю, сегодня сложилась двойная ситуация, одного стандарта нет. Потому что документы приходится делать и в электронном виде, и на бумаге. Сегодня необходима отдельная ставка делопроизводителя, иначе утонем.
Комментарии