Государственная Дума в первом чтении одобрила законопроект, который предусматривает бесплатное профессиональное обучение для школьников, не сумевших сдать основной государственный экзамен в рамках ГИА.

Согласно проекту закона, единодушно поддержанному депутатами ГД, девятиклассники, не прошедшие государственную итоговую аттестацию (ГИА) после 9 класса, сумеют бесплатно освоить рабочую профессию и одновременно подготовиться к повторной сдаче экзамена. Таким образом учащиеся смогут, не теряя времени, получить специальность, востребованную на рынке труда, а когда подойдет срок – повторно пройти итоговую аттестацию.
В документе сказано, что перечень профессий и должностей, а также образовательных организаций, где можно будет пройти обучение, предстоит определить региональным органам власти. При этом субъекты Российской Федерации также получают право предоставлять государственную поддержку подобной форме обучения.
В период освоения профессии учащиеся смогут посещать уроки и готовиться к повторной сдаче ГИА. После успешного прохождения всех экзаменов они получат аттестат об образовании и свидетельство о квалификации. Если законопроект будет окончательно принят, он вступит в силу с 1 января 2026 года.
Сетевое издание «Учительская газета» решило узнать, что думают о новом законопроекте педагоги.
Наталья Лесконог, директор Федерального координационного центра по подготовке и сопровождению вожатских кадров МПГУ.
С одной стороны, учащиеся получают возможность освоить новый вид профессиональной деятельности по профессиям рабочих и должностям служащих на бесплатной основе, что увеличивает рост трудовых ресурсов. С другой стороны, на сегодняшний день документ об образовании (аттестат) указывается в документе о профессии (свидетельстве) и получить свидетельство учащиеся могут на основании аттестата. Так как данная норма остается без изменений, то вступить в трудовые отношения они смогут при получении двух этих документов. Без аттестата заниматься профессиональной деятельностью ребята не смогут. При получении аттестата и свидетельства о профессии, молодые люди самостоятельно могут принимать решение о продолжении обучения в системе СПО или же приступить к трудовой деятельности. Прохождение ГИА является условием получения аттестата об основном общем образовании. И требования к ГИА должны быть для всех учащихся равны. В соответствии с законодательством учащиеся получают образование на равных условиях.
Елена Батоева, преподаватель английского языка ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
Законопроект, предлагающий возможность получения профессионального образования для выпускников 9 классов, показавших неудовлетворительные результаты на ГИА, действительно открывает двери в мир рабочих профессий для молодежи. На мой взгляд, это создает уверенность в завтрашнем дне не только для детей, но и для родителей, ведь их переживания за будущее своих детей порой не имеют границ. Многие ребята легче осваивают рабочие специальности, умеют создавать или ремонтировать вещи своими руками, выполнять механическую работу, но из-за низких оценок перед ними закрываются все двери. Я считаю, что такая инициатива особенно важна для жителей сельской местности, так как она будет способствовать пополнению рынка труда необходимыми специалистами.
Анастасия Стрельцова, преподаватель экономических дисциплин и профессиональных модулей Тверского промышленно-экономического колледжа, региональный представитель Всероссийского сообщества наставников-просветителей, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса среди педагогических работников системы среднего профессионального образования «Мастер года» в 2025 году (Тверская область)
Полностью поддерживаю данный законопроект. Обосную: Во-первых, это шанс для тех, кто не смог преодолеть академический барьер ГИА, не терять год и сразу начать осваивать практическую профессию. Это поможет ребятам почувствовать свою востребованность и даст стимул учиться и развиваться дальше. Во-вторых, законопроект решает проблему дефицита квалифицированных рабочих кадров. Работодатели хотят получить специалиста как можно раньше. Я верю, что выпускники таких программ точно найдут работу и свое место в жизни. В-третьих, это социальная ответственность государства. Закон не оставляет подростков без поддержки, а дает им возможность получить профессию и аттестат, открывая путь для дальнейшего роста. Так что, думаю, решение верное.
Галина Баранова, директор Калужского техникума электронных приборов
В современном обществе, где образование традиционно рассматривается как ключ к успеху, ситуация с девятиклассниками, не сдавшими ОГЭ, часто воспринимается как локальная трагедия: упущенные шансы, стыд, страх перед будущим. Инициатива о внесении изменений в закон «Об образовании» дает возможность детям не потеряться во взрослой жизни, столкнувшись с первыми трудностями. Причины неудач на ОГЭ разнообразны и часто глубоко личные: стресс, семейные трудности, хроническая усталость, проблемы со здоровьем, неуверенность, методические пробелы, социальная изоляция. В такой сложный период ребенок должен почувствовать и получить поддержку, которая позволит каждому подростку найти свое место в жизни и труде. Возможность получения профессионального образования – это путь к трудовой реализации, финансовой независимости и социальной зрелости. Профессиональное образование открывает двери в различные секторы экономики, от промышленности и строительства до сферы услуг и информационных технологий. Оно позволяет получить конкретную профессию, востребованную на рынке труда своего региона, и обеспечить стабильный доход. Профессиональные программы в настоящее время современные: с цифровыми инструментами, проектной методологией, интеграцией в реальную экономику и международными стандартами качества. К тому же, обучение в условиях мастерских и предприятий воспитывает у подростков трудовую дисциплину, умение работать в команде, ответственность за результат.
Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало, какие профессии будут востребованы через пять лет, и что думают об этом россияне.

Комментарии