О детских садах. В Австрии детский сад начинается с нуля или 1 года (ясли), с 3 лет – официальный детский сад. Родители сами решают, отдавать ребенка в детский сад или нет. Но поскольку в Австрии традиционно работающие родители, то, как правило, дети начинают посещать детский сад с раннего возраста. Австрийским законом прописано обязательное посещение детского сада в возрасте от 5 до 6 лет.
В Австрии 9 федеральных земель и соответственно 9 разных законов о детских садах, в этом есть различия и разные проблемы, например, в Вене детские сады работают до 18.00, а в других федеральных землях, как правило, до 16.00. В течение последних пяти лет в Вене действует созданная концепция для детских садов, включающая учебный план детского сада, теперь также законодательно определено обязательное сотрудничество детского сада и начальной школы для обеспечения для ребенка переходного периода из детского сада в школу. В школах-кампусах, где детский сад и начальная школа объединены в одно здание – комплекс под единой крышей, это сделать проще, там, где детские сады и начальная школа находятся в разных зданиях, необходимо обеспечивать один день обучения детей детского сада в начальной школе. Это делают для формирования готовности детей к обучению в школе, а также для их адаптации; безусловно, дети не учатся в привычном понимании: у них есть тетради, они получают задания, направленные на развитие моторики. Существует еще одна цель – социализация и интеграция детей-мигрантов, у которых немецкий язык неродной и которые нуждаются в дополнительном обучении немецкому языку. Кроме того, еще с детского сада дети в игровой форме должны осваивать иностранный язык – английский. Поэтому переходный период из детского сада к школе решает важные задачи. Дата поступления ребенка из детского сада в школу – 1 сентября, те дети, которые родились до 1 сентября, поступают на обучение в школу, если они младше необходимого возраста, то готовность ребенка проверяют с помощью тестов. Главное – показатели физиологической, психологической готовности к обучению. В Вене детские сады бесплатные, родители оплачивают только питание. В других федеральных землях детские сады платные, и это задача для решения. О начальной школе Австрийское образование чутко реагирует на новейшие исследования мозга ребенка, перестраивая свои программы. Начальная школа в Австрии для детей от 6 до 10 лет, есть четкая граница – в 10 лет ребенок заканчивает ступень обучения в начальной школе. О главной, основной, школе На протяжении 100 лет мы ведем дискуссии о том, как должна выглядеть система образования в основной школе. Это важный период обучения, который теперь называют «новая средняя школа», где обучаются дети до 14 лет. Из-за большой миграционной волны, особенно в Вене, в школах много детей с неродным немецким языком, недостаточное владение языком снижает качество образования. Родители отдают детей в гимназии, где обучение ведут от 10 лет, завершают полным циклом общего образования до 12-го класса и получением аттестата зрелости. В гимназии обеспечивают непрерывную цепочку всех ступеней общего образования. Неравномерность распределения детей, перегруженность гимназий в больших городах снижает качество образования. Как показывает практика, в сельских районах, где традиционно остались главные школы, качество образования подчас лучше, чем в гимназиях больших городов. Мы размышляем о перспективах развития, понимаем, что у детей неравные условия для обучения и развития, ощущается социальная разница. Нужно задуматься над тем, какая школьная система может предоставить детям лучшие шансы для развития. О профессиональном образовании Сильная сторона австрийской системы образования – профессиональная школа, которая дает в руки какую-то профессию (столяра, сантехника, электрика). У нас реализуется принцип дуального образования – в профессиональной школе и на производстве. Если выпускник профессиональной школы (колледжа) получил квалификацию мастера, то двери университета для него открыты, он может получить высшее образование по выбранной специальности. Но в последнее время в ходе дискуссий общество приходит к выводу о том, что не обязательно всем иметь высшее образование, надо иметь образованных людей с профессиональными компетенциями и хорошими навыками. О подготовке учителей С 2006 г. все австрийские учителя должны иметь обязательное высшее университетское образование, окончить Высшую школу педагогики. В курсе подготовки кроме предметных дисциплин комплекс гуманитарных психологических и педагогических наук.Особое мнение Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования:- Стажировка показала нам дух и философию образования Австрии. Нам удалось увидеть, как реализуется основная миссия австрийской школы. Это детоцентризм, где ребенок в центре школы и системы управления школой. Уверена, что наши учителя в своем представлении об образовании увидели многое из того, что воплощает дух австрийского образования, и в своем школьном опыте нашли точки роста для профессионального развития.Антон МОЛЕВ, председатель Комиссии Московской городской Думы по образованию:- Значимость зарубежной стажировки учителей – финалистов конкурса «Педагог года» основана на признании того, что учитель и ученик остаются смыслообразующим ядром образовательного процесса. Возможность сопоставления своего опыта с международным позволяет осмыслить наши образовательные практики, сравнить их, взять лучшее. Именно учитель – главный носитель ценностей развития образования. И если учителя растут профессионально, это обеспечивает движение вперед.Дагмар ГИЛЛИ, руководитель федерального центра по межкультурному образованию, миграции и многоязычию при высшей педагогической школе Штирии.
Комментарии