Цели:- формирование знаний о традиционных видах занятий в бурятской семье;- воспитание глубокого уважения к прошлому, традициям и обычаям.Форма: беседа с практическим показом ситуативных примеров.
Мастер производственного обучения: Буряты, так же как и другие народы, имеют свои язык, культуру, традиции и обычаи. Древний бурят, занимаясь в основном охотой, находился в полной зависимости от природы, жизнь его была беспокойной, всегда подвергалась опасности. Поэтому каждая семья старалась рано приобщать детей к традиционным видам производственной деятельности.Первый ведущий: Издревле буряты очень ответственно относились к воспитанию мальчиков, подготовке их к жизни, так как именно они обеспечивали материальную основу семьи. Поэтому обязательным было обучение мальчиков девяти наукам настоящего мужчины. Второй ведущий: Первая наука – облавная охота (агнаха). Для того чтобы добыть большое количество трофеев, устраивалась облавная охота, число участников иногда доходило до 1000 человек. В такой охоте участвовало несколько родов. Наравне с мужчинами принимали участие и женщины. Первый ведущий: Вторая наука – умение натягивать тетиву рогового лука (эбэр – номын хубшэ татаха). С изобретением лука люди научились использовать сопротивление материала, скрытую силу упругости. Использование лука и стрел как оружия резко повысило эффективность охоты и тем самым обеспечило более постоянный, чем прежде, успех в добыче мясной пищи при меньшей затрате сил. Основные материалы, которые используются для изготовления бурятских луков, – береза, рога лося, изюбра, а также хайнаков и другого крупного рогатого скота, сухожилия диких зверей или лошадей и конская кожа. Буряты стремились научиться искусно стрелять, чтобы успешно охотиться на зверей и быть готовыми к ратному делу. Рассказ тренера по стрельбе из лука Г.О.Эрхитуева.Второй ведущий: Третья наука – быть хорошим наездником (урилдаанай мори унаха). Верный друг человека – конь. Ему постоянно находят добрые слова в бурятских летописях, легендах и сказаниях. Будучи под седлом всадника-батора на полях сражений, конь не раз спасал своего хозяина. Кони, быстроногие и выносливые животные, сполна использовались у бурят и в ратных делах. И ясно, что, как и другие народы, буряты с далеких времен стали устраивать конские бега, скачки. Скачки проводились, как и другие виды состязаний, в летние месяцы, в дни проведения обо тахилга (жертвоприношений) и религиозных праздников в дацанах. Первый ведущий: Четвертая наука – уметь бороться (барилдаха). Не менее популярным на праздниках был бухэ барилдаан (борьба). Борьба у бурят также восходит к древности. В улигерах, сказках, и других фольклорных произведениях, таких как «Аламжи мэргэн», «Айдура мэргэн», «Сагаадай мэргэн», повествуется о богатырях, обладавших огромной физической силой, о ловких и смелых мэргэнах, то отражавших нападения ненавистного врага, злых духов, то состязавшихся на праздниках за право обладания невестой. По правилам борьбы считался побежденным тот борец, который первым касался земли коленом или рукой, не говоря уже о туловище. Инсценировка «Исполнение национальной борьбы». Второй ведущий: Пятая наука – умение выполнять кузнечные работы (дархалха). У бурят были распространены различные ремесла, они выплавляли железо, добывали слюду, соль. Особенно было развито кузнечное дело, передаваемое по наследству. Бурятские кузнецы делали из железа сабли, копья, топоры, ножи, наконечники для стрел, украшения и многое другое.Мастер-класс по выполнению чеканных работ.Первый ведущий: Шестая наука – умение мастерить (уралха). С древних пор буряты, жившие в лесу, ценили дерево, пожалуй, они познали его даже раньше огня. Из дерева делали лук, стрелы, домашнюю утварь, хозяйственный скарб.С деревом буряты обращались бережно, веря, что в нем живет душа срубленного кедра или березы. Они освоили резьбу и орнаментированную раскраску дерева. Мастер-класс по выполнению изделий из дерева. Второй ведущий: Седьмая наука – умение плести восьмиременный бич (наймаар могойшолоод мина гурэхэ). Бич был необходимой принадлежностью конской упряжи. Первый ведущий: Восьмая наука – уметь вить путы-треножники (гурбалаай шуудэр томохо). Путы изготавливались для коней, чтобы не уходили далеко от пастбища. Второй ведущий: Девятая наука – умение одним ударом сломать остистую кость позвонка крупного рогатого животного (hэер шааха). Присуще народам, занимавшимся скотоводством. В нем могли принимать участие только мужчины, так как здесь требовались сила и ловкость. Участник состязаний берет в левую руку кость (hэер), а на кулак правой руки наматывает кожаный ремень. Затем, одновременно разведя руки в стороны, сильным и резким встречным ударом правого кулака он должен переломить этот hэер. Каждому участнику разрешалось не более трех раз нанести удар.Игра «hэер шааха».Мастер производственного обучения: Основополагающим в воспитании девочек является идеал добропорядочной жены, умелой хозяйки, заботливой матери. Практическая подготовка девочек осуществлялась через систему «Семь талантов женщины». Каждая девочка должна была овладеть семью умениями. 1. Умение оказывать родителям почтение речами, угощением и мягкой постелью.2. Умение воспитывать детей хорошими людьми.3. Умение вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг.4. Умение ухаживать за домашними животными. 5. Умение готовить молочные блюда. 6. Умение уважать мужа и принимать гостей.7. Быть хозяйкой серебряного наперстка – владеть искусством шитья. Сегодня мы с вами прикоснулись к традициям и обычаям прошлого и настоящего нашего народа. Узнали, чем должны были заниматься и какими умениями должны были обладать наши предки, наш народ. Конкурс «Серебряный наперсток».Задания конкурса: 1. Плетение шнура из 3 нитей (сохимол).2. Крутка n-ого количество нитей (зала).Подведение итогов.Галина БУДАЦЫРЕНОВА, мастер производственного обучения лицея традиционных искусств народов Забайкалья №38, Республика Бурятия
Комментарии