В России увеличивается количество образовательных учреждений, занимающихся проблемами раздельного обучения. Если в 1991 году школ подобного типа насчитывалось всего две, то сегодня их около сорока. Причем моделирование учреждений допускает большое разнообразие: от детских садов, предназначенных только для девочек, до школ комбинированного типа, где классы являются раздельными до определенной, как правило, старшей параллели, а потом смешиваются.
Тенденцию к увеличению числа «мужских» и «женских» классов и школ можно объяснить пониманием педагогами ситуации, когда любое личностно-ориентированное обучение не может не учитывать фактор пола, особенности социальных ролей, разные темпы физиологического развития.
На 3-й Международной научно-практической конференции: «Гендерный подход в педагогике: от теории к практике», прошедшей в санкт-петербургской Александринской женской гимназии № 628, речь велась не только о расширяющейся географии школ с раздельным обучением, но и о том, что сегодня волнует педагогов и учеников этих школ. Одной из самых насущных была выделена проблема ЕГЭ.
– Больше всего нас волнует вопрос, какие последствия в социальном и психологическом плане повлечет за собой введение единого государственного экзамена? – сказала Елена Тихомирова, директор Александринской женской гимназии № 628, кандидат педагогических наук. – Как он будет проходить в условиях раздельного обучения? ЕГЭ – технология, претендующая на объективность оценки качества знаний, но, чтобы данную объективность реализовать, необходимо понять, как дети психологически и физиологически реагируют на новые условия сдачи экзаменов. На сегодняшний день такой статистики нет. Мы не знаем, как те или иные мальчики или девочки, успевающие в 11-х классах, сдали ЕГЭ. Были ли расхождения или же их знания подтвердились? Мы считаем, думать о том, что будет через десять лет, конечно, хорошо, но пока, здесь и сейчас, получается следующее: школа, педагог и ученик не готовы к ЕГЭ. Работа в условиях ограничения временного режима, с нашей точки зрения, – это стрессогенный фактор. Здесь большую роль будет играть устойчивость нервной системы, стабильность эмоционального фона, умение быстро собраться и преодолеть себя. Хотим мы этого или нет, но существует объективность, констатирующая, какие вещи присущи в нашем случае девочкам, а какие нет. Поэтому нам важно понять, будет ли объективна в условиях раздельного обучения оценка, полученная по технологии ЕГЭ? Даже факт, что среди золотых медалистов больше девочек, а не мальчиков, не дает уверенности, что при системе ЕГЭ, они окажутся успешны.
– Но почему?
– Прежде всего скажется ограничение во времени. Поскольку поставлены часовые рамки, выполнение тестов потребует автоматизма. Девочки лучше работают в системе алгоритма, но, когда нужно постоянно переключаться, предельно концентрироваться, они могут проиграть. К тому же есть опасения, что девочки могут выпасть из области естественно-научных дисциплин. В физико-математических классах и школах учатся в большинстве своем мальчики, и вполне возможна такая ситуация, что они займут нишу высоких баллов, другими словами, право на бесплатное образование, поскольку все понимают, что речь идет об учебном сертификате. Может быть, наши опасения не оправдаются, но хотелось бы, чтобы те, кто руководит экспериментом, вели гендерную статистику. Любое новшество должно сопровождаться прогнозом социальных последствий. Пока же его никто не предложил.
Санкт-Петербург
Комментарии