search
main
0

Девальвация семейных ценностей. Можно ли переломить ситуацию?

В прошлогоднем Послании Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ были сформулированы основные положения стратегии национальной политики охраны детства, защищающей интересы и права ребенка, и в первую очередь право ребенка воспитываться в семье. Определены первостепенные задачи властных структур по поддержке семей, имеющих детей, и материальному стимулированию семейных форм устройства сирот.

Девальвация семейных ценностей, как считают ученые и убеждает реальность, – следствие не только материального обнищания огромной массы людей, но и обесценивания духовно-нравственных принципов, потеря смысла существования, веры в будущее. Отсюда демографические и семейные проблемы. На протяжении последних 15 лет смертность во многих регионах России превышает рождаемость почти в два раза, по статистике, каждый четвертый ребенок рождается вне брака. Безнадзорные дети с трудом поддаются учету. Наша страна находится в ряду мировых лидеров по количеству абортов. Ежегодно около 2 миллионов российских детей в возрасте до 14 лет подвергаются физическому насилию, две тысячи подростков кончают жизнь самоубийством.

О том, как переломить эту негативную тенденцию, шла дискуссия в старинной Костроме на межрегиональной научно-практической конференции «Семья для ребенка». За «круглым столом», обмениваясь опытом, педагоги, психологи, медики и социальные работники из регионов Центрального федерального округа говорили о профилактике семейного неблагополучия и проблемах детского сиротства.

Так, исследования в Костромской области и других регионах ЦФО показывают, что длительная практика лишения родительских прав, помещение детей в интернаты малоэффективны. Дети, выходящие из интерната, как правило, не готовы к жизни, чаще всего теряют связь с родственниками и семьей, им некуда возвращаться. Следует обратить внимание на функциональную разобщенность системы, которая находится в ведении трех отраслей: здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Каждая из них отвечает за свое направление по обеспечению охраны детства, что часто приводит к отсутствию четкой структуры, ответственности, мониторинга и оценки. Необходим серьезный пересмотр роли домов ребенка, детских домов, интернатов, приютов и социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, относящихся к «группе риска». С точки зрения специалистов, переориентация этих государственных учреждений должна быть направлена прежде всего на сокращение темпов и масштабов социального сиротства, уменьшение числа детей, нуждающихся в опеке, создание групп сопровождения приемных семей.

Опыт, накопленный в Костромской области, заслуживает внимания. В регионе более 80 процентов детей, помещенных в приюты, возвращаются в родные семьи. Специфика учреждений социальной защиты для несовершеннолетних заключается в том, что их главной задачей является не изоляция ребенка от семьи, а реабилитационная работа с родителями, сохранение родственных связей и возврат ребенка в кровную семью. За три года число детей, лишенных родительского попечения, снизилось с 730 до 519. Более 83 процентов детей, отданных из семей группы риска в интернаты, возвращены в родные семьи, всем осиротевшим детям в возрасте до трех лет подбираются усыновители.

С целью развития семейных форм устройства детей-сирот в 2003 году в Костромской области создан Центр индивидуального учета и сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За три года число детей, переданных в приемные семьи, возросло в 3,6 раза. В регионе организована школа приемных родителей, где они получают необходимые знания и квалифицированную помощь специалистов, активно работает организация приемных родителей «Теплый дом». По итогам 4-летней работы с приемными семьями можно сделать некоторые выводы. Практика показывает, что при переходе ребенка в новую семью повышается его успеваемость в школе. Ежегодная диспансеризация детей показывает улучшение их здоровья. Достигнув совершеннолетия, они успешно социализируются в обществе.

Заместитель директора Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Марина Гордеева отметила, что 2007 год должен стать переломным в вопросах организации работы по сокращению количества детей, содержащихся в интернатах. Эта задача сложная и комплексная, требующая принципиально новых управленческих решений. Безусловно, основная доля ответственности здесь ложится на региональные и муниципальные власти, в частности – на органы опеки как центральное звено в работе с детьми-сиротами.

На конференции было отмечено, что в регионах ЦФО создана инфраструктура профильных социальных служб, укрепляются их материальная база и кадровый состав. Усиливается согласованность в деятельности органов и учреждений образования, социальной защиты населения и здравоохранения, намечается позитивная динамика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в замещающие семьи. Вместе с тем масштабы социального сиротства сокращаются очень медленно. В связи с этим назрела необходимость совершенствования работы по развитию и стимулированию институтов усыновления, опеки и попечительства, приемной семьи и других семейных форм устройства сирот.

Участники конференции подчеркнули, что профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства наталкивается на трудности и противоречия нормативно-правового, административного и методического характера, как это происходит при трансформации детских домов в службы сопровождения замещающих семей. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предусматривает функцию устройства и сопровождения детей, а тем более семей. Не решены вопросы обеспечения домов ребенка специалистами по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, в семьи. В законодательстве не прописаны нормы об организации работы профилактических структур по раннему выявлению неблагополучных семей и сохранению для ребенка его кровной семьи.

По итогам конференции ее участники направили в адрес Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования и науки Российской Федерации свои предложения, касающиеся:

– профессионального статуса, а также связанных с ним вопросов заработной платы, трудового стажа, социального и пенсионного обеспечения граждан, привлекаемых на профессиональной основе к выполнению функций замещающей семьи в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– организации и деятельности специальных служб устройства и сопровождения детей, оставшихся без родительского попечения, в замещающие семьи;

– обеспечения раннего выявления неблагополучных семей и помощи семье в кризисных ситуациях;

– организации и работы служб сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на усыновление, опеку и другие формы семейного устройства.

Кострома

Мнение

Алина ЛЕВИТСКАЯ, директор Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ:

– Сегодня во всех регионах России существуют такие формы семейного устройства детей-сирот, как опека, попечительство и усыновление. Более чем в 80 регионах получил развитие институт приемной семьи. Так, за период с 2000 по 2005 год их количество увеличилось почти в 4 раза, а число детей в них – более чем втрое. В Белгородской и Тамбовской областях в соответствии с областным законом создаются семейные детские дома. В последнее время обеспечивается приоритет российских граждан при устройстве в семью сирот и детей, лишенных родительского попечения. Общее количество детей, устраиваемых в семьи граждан России, значительно превышает число детей, усыновляемых иностранцами. Например, в 2005 году в российские семьи устроено около 100 тысяч сирот, в семьи иностранных граждан – около 7 тысяч. Предварительный анализ ситуации за прошедший год позволяет сделать вывод об увеличении численности детей, передаваемых на воспитание в российские семьи, в том числе на усыновление.

На государственном уровне реализуются меры, направленные на материальное стимулирование устройства сирот на воспитание в семьи. В 80 регионах законодательно установлены размеры ежемесячных выплат на содержание детей-сирот в семьях опекунов, попечителей и в приемных семьях. Действительно, финансовая составляющая – чрезвычайно важный, но все же не определяющий фактор в решении вопросов защиты прав детей, оставшихся без родительского попечения. В соответствии с Гражданским и Семейным кодексами система опеки и попечительства должна работать не только на то, чтобы найти как можно больше желающих принять ребенка в семью, но и подготовить граждан к приему и воспитанию ребенка, к тому, что он будет жить в новой, некровной семье. Необходимо обеспечить поддержку семьи в дальнейшем, иначе параллельно с ростом количества детей-сирот, устроенных в новые семьи, будет неизбежно расти число случаев отмены усыновления или опеки. Так, по предварительным данным, в прошлом году было отменено более 1000 решений о помещении ребенка на воспитание в некровную семью только по причине невыполнения приемными родителями обязанностей по содержанию и воспитанию детей, в 30 случаях – по причине жестокого обращения с ними. Свыше 2500 решений об устройстве ребенка отменено по инициативе усыновителей, опекунов и приемных родителей. Более 80 усыновителей и приемных родителей привлечены к уголовной ответственности за совершение преступлений в отношении детей.

В связи с этим во всех регионах ставится задача создания системы служб, обеспечивающих психолого-педагогическую подготовку и профессиональное сопровождение замещающих семей. Такие службы созданы и успешно работают в Костромской, Брянской, Калужской, Смоленской, Ярославской областях, Москве и других регионах. Как показывает практика, подобные структуры могут создаваться и на основе перепрофилирования учреждений для детей-сирот различной ведомственной принадлежности. Опыт работы в регионах показывает, что при относительно небольших затратах можно добиться эффективных результатов по устройству детей в семьи российских граждан. Также такой подход дает возможность решить проблему нехватки кадровых и профессиональных ресурсов органов опеки и попечительства. По данным за 2005 год, из 3 тысяч органов опеки и попечительства 300 вообще не имели в штате специалистов по охране детства, а в 1700 работал только один профессионал.

В настоящее время Министерством образования и науки РФ разрабатывается проект федерального закона об общих принципах организации работы по опеке и попечительству над детьми. Готовятся изменения в Типовое положение об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Начиная с 2008 года за счет предоставления субсидий намечается поддержка различных региональных форм семейного устройства сирот, создание системы, обеспечивающей подбор, подготовку и сопровождение семей, принимающих на воспитание детей, обеспечение профилактики социального сиротства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте