В ближайшее время в Москве будет принята Государственная программа развития образования города Москвы на 2012-2016-е годы. Меня, как специалиста, заинтересовало то, что среди приоритетов программы – обеспечение образовательных потребностей и медико-психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Это находит отражение, например, в мероприятиях подпрограмм «Дошкольное образование» и «Общее образование». Например, среди мероприятий подпрограммы «Дошкольное образование» – реализация механизмов обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая предполагает создание специальных условий обучения (воспитания) для детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях (специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи). Подпрограмма «Общее образование» среди прочих мероприятий предполагает формирование и реализацию механизмов обеспечения доступности качественных образовательных услуг общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения. Реализация этого мероприятия включает введение специального норматива финансирования образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья; разработку и введение единых стандартов качества оказания образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях различной ведомственной принадлежности. Логикой программы предусмотрена также реализация дополнительных мероприятий в рамках подпрограмм, возможность которых спрогнозирована и обеспечена финансово. В части сопровождения детей с нарушениями речи программа должна быть конкретизирована и дополнена мероприятиями, направленными на решение важнейших задач. Скажем, необходимо обеспечить сохранение и развитие логопедической службы в Москве как условия инклюзии детей с речевой патологией и обеспечения дошкольникам с речевой патологией готовности к школьному обучению. Сеть логопедических пунктов должна охватывать все образовательные дошкольные и школьные учреждения. Для детских дошкольных учреждений и школ, реализующих программы инклюзивного образования, наличие логопедов в штатном расписании должно быть обязательным условием. Очень своевременно задуматься о восстановлении логопедических групп для детей с фонетико-фонематическим нарушением в дошкольных образовательных учреждениях (упраздненных в 90-е годы прошлого века по причине недофинансирования образования) или об открытии дополнительных логопедических детских садов, которые смогут оказывать помощь не только своим воспитанникам, но и в «амбулаторном» режиме. Такие ДОУ должны быть в каждом районе, в шаговой доступности. Примерно для трети учащихся общеобразовательных школ достижение требований, обозначенных в ФГОС, становится весьма проблематичным. Без специально организованной систематической помощи логопеда в дошкольном, а затем и начальном школьном периоде обучения дети с нарушениями речи не смогут в срок и в полном объеме овладеть навыками письма и чтения, что в свою очередь сделает невозможными для них дальнейшее полноценное обучение и социокультурную адаптацию. Сегодня уже предложены программы подготовки детей с нарушениями речи к обучению грамоте, разработана целостная дифференцированная методическая система преодоления нарушений письменной речи у учащихся в разных типах образовательных учреждений. Система логопедической помощи детям с нарушениями речи представлена: – учреждениями дошкольного образования (коррекционными дошкольными учреждениями для детей с нарушениями речи и логопедическими группами в дошкольных учреждениях компенсирующего вида, логопедическими пунктами в общеобразовательных дошкольных учреждениях); – учреждениями общего образования (коррекционными школами V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, логопедическими классами в общеобразовательных школах и логопедическими пунктами при общеобразовательных школах, где дети получают логопедическую помощь параллельно с обучением в массовых классах школы – логопедические занятия проводятся индивидуально и в малых группах два-три раза в неделю после уроков). Такая система обеспечивает, с одной стороны, преемственность в обучении детей с нарушениями речи на этапе перехода от дошкольного к начальному школьному обучению, а с другой стороны, создает условия для вариативного обучения детей с речевыми нарушениями, обеспечивает по мере компенсации дефекта возможность перехода ребенка из системы коррекционного образования в систему массового образования. Учитель-логопед взаимодействует с учителями начальных классов по методическим вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, включает в коррекционный процесс родителей, консультирует администрацию школы по вопросам эффективного выбора образовательных маршрутов для детей с нарушениями в развитии. Но, безусловно, основное содержание деятельности учителя-логопеда составляет систематическая коррекционная работа с детьми по преодолению нарушений устной речи и профилактике и устранению нарушений письменной речи, которая обеспечивает детям с нарушениями речи возможность усвоения образовательной программы в системе массового образования. Результаты исследования, проведенные Е.Л.Черкасовой, показали, что 96% детей с нарушениями речи, получившие логопедическую помощь в системе дошкольного образования, поступают в массовую школу. Для 68% процентов этих детей логопедическая помощь остается востребованной на протяжении обучения в младших классах (эти дети посещают логопедические пункты школ, которые обеспечивают, по сути, инклюзию детей с речевыми нарушениями). Вместе с тем 15% учеников с нарушениями речи все же не справляются с обучением по программе массовой школы и переходят в систему коррекционного обучения (коррекционные школы пятого вида для детей с тяжелой речевой патологией). Только 4% дошкольников, получавших логопедическую помощь, становятся учениками коррекционных школ пятого вида. Если же ребенок с нарушениями речи не получал логопедическую помощь в дошкольном периоде, то образовательные траектории выглядят иначе. Треть таких детей (33%) сразу поступает в первый класс коррекционной школы; остальные 67% становятся учениками массовой школы и сразу же зачисляются в школьный логопункт. Но даже в этом случае до 30% таких детей переводятся в коррекционную школу. Эти данные подтверждают ежегодные мониторинги и наглядно демонстрируют значимость логопедической помощи в обучении детей с нарушениями речи. Задачи по обучению детей с ОВЗ, обозначенные в ФГОС НОО и ФГТ, были приняты логопедическим сообществом с пониманием и готовностью как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Однако реализуемые экономические реформы в сфере оплаты труда педагогических работников образования грозят обернуться потерями для системы логопедической помощи. Причины сказывающейся ситуации отнюдь не в непонимании менеджментом образовательных учреждений важной роли логопедов в обеспечении образовательных результатов, обозначенных в ФГОС и ФГТ. Проблема состоит в специфике организации заработной платы работников учебных заведений. Как известно, большинство регионов в рамках программы модернизации образования перешли на новую систему оплаты труда (НСОТ). Несмотря на «технологические» отличия НСОТ в тех или иных субъектах РФ, принципиально структура зарплаты работника везде одинакова. Она складывается из трех частей – базовой, компенсационной и стимулирующей. Объем стимулирующей части может достигать 30% от фонда оплаты труда в учреждениях. Однако формирование фонда стимулирования не сопровождается, как правило, соответствующим увеличением объемов бюджетного финансирования. Учреждению предлагается искать источники его покрытия за счет собственных резервов. При этом согласно существующему нормативному регламенту переход на новые условия оплаты труда не должен приводить к уменьшению заработной платы работника до перехода на НСОТ (без учета компенсационных и стимулирующих выплат). Сформулированное противоречие преодолевается зачастую через механизм так называемой оптимизации, который на практике фактически означает сокращение работников педагогического коллектива. В результате в первую очередь сокращают ставки специалистов, «непосредственно не обеспечивающих реализацию учебных программ», среди которых оказались учителя-логопеды. За счет «сэкономленных» таким образом средств далее и формируется упомянутый фонд стимулирования. Примеры такой оптимизации штатного расписания ОУ – в каждом округе столицы. Но не только проблема оплаты труда логопедов должна быть решена для обеспечения нового уровня, нового качества психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи. Центр специального образования Московского городского педагогического университета в рамках деятельности по профессиональной поддержке учителей-логопедов проводит мониторинговые исследования для выявления наиболее острых проблем, возникающих в работе. Наибольшую обеспокоенность учителей-логопедов вызывают недостаточная ресурсная обеспеченность: отсутствие автоматизированных рабочих мест на логопедических пунктах и как следствие дефицит специальных компьютерных программ, о чем заявляет большинство респондентов. Еще хуже обстоит дело с обеспеченностью мультимедийными проекторами, интерактивными досками – менее 10% логопедических пунктов имеют такое оборудование. И это в то время, когда ФГОС НОО считается стандартом информатизации и предусматривает повсеместное внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения. Посредством мониторинга были определены слабые места в готовности логопедов к реализации новых стандартов через самооценку сформированности значимых профессиональных компетенций. Наибольшие трудности, как оказалось, для логопедов представляют организация научно-исследовательской деятельности и овладение ИКТ. Крайне невысокая самооценка компетенций по использованию ИКТ выглядит вполне закономерной с учетом данных, отражающих материально-техническую базу логопедических пунктов. Отсутствие специализированного оборудования не способствует формированию мотивации к овладению новыми технологиями, является причиной недостаточного использования инновационных коррекционных методик (предполагающих использование аппаратурных средств, интерактивных досок, компьютерных средств). Давно назрела необходимость обеспечения логопедической помощью учащихся средней и старшей школы. Существующие ныне логопедические пункты предусматривают помощь только на этапе обучения ребенка в начальной школе, тогда как практика свидетельствует о наличии речевых нарушений у учащихся более старшего возраста. Эффектом реализации этих мероприятий станут обеспечение доступности всех уровней образования для детей с речевыми нарушениями; сохранение данного контингента детей в системе общего образования (предотвращение их перевода в коррекционные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи); обеспечение каждому ребенку шаговой доступности к логопедической помощи. Необходимо также создать условия для повышения качества логопедической помощи, а для этого предусмотреть: – создание единого координационного центра анализа, прогноза и профессионального сопровождения логопедов, психологов и дефектологов, обеспечивающего в том числе оперативный и текущий анализ статистических данных о детях с речевыми нарушениями для принятия управленческих решений (обеспеченность кадрами, прогноз потребностей в местах для детей с нарушениями речи); профессиональное развитие специалистов; формирование профессиональных сообществ (модель такого структурного подразделения апробируется Центром специального образования Московского городского педагогического университета); – унификацию регламентирующей и методической документации по логопедической помощи; приведение ее в соответствие со стандартами профессиональной подготовки; стандартом профессиональной деятельности логопеда; процедурой аттестации педагогических работников (разработка типовых пакетов диагностических методов с учетом современного уровня развития логопедической науки и тенденций образовательной практики – на основе компетентностного подхода; сквозных речевых карт (от дошкольного до старшего школьного возраста); типологии логопедических заключений); обеспечение нормативной и методической преемственности логопедической помощи в системе ДОУ – СОШ; – оснащение рабочих мест логопедов компьютерным оборудованием, повышение ИК-компетентности логопедов. Необходимо предусмотреть информационно-коммуникационное обеспечение для каждого логопедического пункта (компьютер, принтер, сканер, подключение к сети «Интернет»). Это не только обеспечит возможность внедрения компьютерных программ диагностики и коррекции нарушений речи, но и создаст организационную основу для сетевого взаимодействия учителей-логопедов, централизованного сбора данных о результатах логопедической работы, о контингенте детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, а значит, обеспечит основу для прогнозно-аналитических исследований и принятия обоснованных управленческих решений. Не лишними в списке требуемого оборудования будут мультимедийный проектор и интерактивная доска. Маргарита РУСЕЦКАЯ, профессор кафедры логопедии Московского городского педагогического университета
Комментарии