В течение последних десятилетий во всем мире возрос интерес к раннему детству как уникальному периоду развития ребенка.
Технический прогресс, особенно его бурные темпы, которые переживает человеческое общество в последние десятилетия, приводит, с одной стороны, к улучшению уровня жизни человечества, с другой стороны, рождает новые проблемы в области материнства и раннего детства. Современные достижения в области медицины, физиологии, гинекологии и акушерства, повышение научного и технического уровня родовспоможения и неонатальных практик привели не только к значительным успехам в выхаживании новорожденных, но и к увеличению детей, имеющих проблемы в развитии или риск возникновения таких проблем. Психологические проблемы материнства и раннего детства не уменьшаются, и сегодня всех родителей интересует, как добиться, чтобы ребенок был здоровым, что нужно делать для этого, какие меры принять, если он болен, как определить, что он нездоров.Рождение особого ребенка, не такого как все, всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нередко мать погружается в состояние беспомощности, ею овладевает чувство вины перед ребенком. Встречаются случаи, когда семья не в состоянии справиться с горем, сознательно замыкается, ограничивает контакты с окружающим миром. Как правило, родители таких детей первые годы жизни ребенка тратят силы на поиски различных специалистов и средств, способных вылечить ребенка. Некоторые со временем теряют всякую надежду.Именно период раннего детства может стать основой для дальнейшей полноценной жизни ребенка. Такие дети нуждаются не только в медицинской, но и в систематической целенаправленной психолого-педагогической помощи. Не менее остро нуждается в психолого-педагогической поддержке и семья. Таким образом, необходимость ранней помощи очевидна. В нашей стране сеть служб ранней помощи находится в стадии становления, цель ее деятельности – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития и консультативная работа с родителями. В Службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 4 лет с проблемами здоровья и развития. Это дети с выявленными отставаниями в развитии; с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии; дети с нарушениями общения; дети биологической и социальной групп риска.Создание служб ранней помощи как структурных подразделений дошкольных учреждений, на мой взгляд, наиболее перспективное направление оказания помощи и поддержки семье и ребенку. Программы ранней помощи имеют реальные возможности для реализации технологий инклюзивного образования, для включения ребенка с ОВЗ и его семьи в группу обычных сверстников. Это обусловлено возможностью организации плавного перехода ребенка, воспитывающегося в семье, из программы коррекционно-развивающего воспитания и обучения в программу специализированной или общеобразовательной группы детского сада.Уже накоплен опыт работы структурного подразделения «Служба ранней помощи» детского сада компенсирующего вида №2301 Восточного округа, которая начала свою деятельность с октября 2009 года. Психолого-педагогическое сопровождение в нашей Службе ранней помощи осуществляют специалисты: руководитель структурного подразделения, педагог-психолог, учитель-логопед и учитель-дефектолог. Взаимодействие специалистов с семьей начинается с того момента, когда родители по направлению окружной психолого-медико-педагогической комиссии обращаются в службу и дают свое согласие на обследование ребенка и его дальнейшее сопровождение (заключают договор). За диагностический период, который длится от одного до полутора месяцев со дня первого приема ребенка, главная задача специалистов – выстраивание доверительных отношений с родителями, формирование запроса родителей в отношении развития и адаптации малыша, установление эмоционального контакта с ребенком, выявление его сильных сторон, областей успешности. На основании анализа полученного материала специалисты в сотрудничестве с родителями (обычно это мама, отцы, к сожалению, редко имеют возможность активно сотрудничать с педагогами) составляют конкретную индивидуальную программу развития ребенка и сопровождения семьи. Виды проводимой работы – это индивидуальные и групповые игровые сеансы, консультирование родителей, домашнее визитирование. Вместе с ребенком на всех встречах присутствуют родители или значимые члены семьи.Для ребенка раннего возраста центральная сфера психологии – эмоциональная сфера. Как подчеркивал В.Зеньковский, раннее детство – «золотое время» для эмоциональной жизни. Обобщение опыта работы нашей службы привело к пониманию, что оптимальным вариантом будет индивидуальное взаимодействие специалистов, когда нужно уделять внимание коррекционно-развивающему общению с семьей, а в групповых сеансах делать акцент на развитии эмоциональных отношений в паре «мать – дитя».При разработке цикла групповых игровых сеансов для детей и их родителей мы так определили основную цель своей деятельности: помочь родителям почувствовать своего ребенка и понять его, замечать и принимать индивидуальные проявления малыша, уважать желания и потребности ребенка; помочь родителям овладеть приемами активного взаимодействия с ребенком в его деятельности; предоставить маме положительную эмоциональную поддержку.Рождение в семье ребенка с особенностями – это всегда тяжелые переживания для всех членов семьи, разрушение планов и надежд. Важно помочь родителям взглянуть на своих детей не как на обузу, а как на обычного ребенка, нуждающегося в любви, понимании и заботе, ведь материнская забота в конечном итоге это и есть забота о будущем человечества. Уверенность в своих силах – залог успеха в воспитании и развитии малыша, приоритет в работе специалистов Службы ранней помощи.Ранняя помощь в коррекции нарушений ребенка, профилактика вторичных нарушений дают возможность успешной интеграции ребенка в образовательную и социальную среду.О.ЛАТУХИНА, педагог-психолог детского сада компенсирующего вида №2301
Комментарии