search
main
0

Детям-инвалидам требуются особые условия. Инклюзив не должен быть эксклюзивом

Они живут рядом с нами, просто долгое время мы не хотели замечать их, забывая простую истину – у каждого человека есть право на счастье, внимание, заботу и, конечно же, на образование, которое зачастую является ключом к решению многих проблем. К сожалению, здоровье нации год от года ухудшается, и все больше рождается детей, которых сейчас принято называть «с ограниченными возможностями». Как помочь им обрести себя, адаптироваться к миру и, несмотря ни на что, радоваться жизни? Об этом шел разговор на заседании Совета по делам инвалидов под председательством спикера Совета Федерации РФ Валентины Матвиенко «Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования детей-инвалидов школьного возраста». В нем приняли участие сенаторы Валерий Рязанский и Валентина Петренко, руководитель Департамента социальной защиты населения Москвы Владимир Петросян, первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Вениамин Каганов, ректор МИОО Алексей Семенов, заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, певица Диана Гурцкая, представители общественных организаций, научные эксперты, директора школ и педагоги Москвы.

Научиться жить в обществеПримечательно, что заседание   проходило  в  столичной  коррекционной школе-интернате №44. Не секрет, что именно в Москве накоплен богатый опыт по обучению и  реабилитации детей-инвалидов. Перед началом заседания Валентина Ивановна побывала на занятиях по рисованию, лепке, кулинарии, пообщалась с детьми и преподавателями. Излишне говорить, что здание соответствует всем требованиям безбарьерной среды. Директор школы-интерната Виктория Николаенко  рассказала, что они работают  по уникальной методике,  благодаря которой  ребята, имеющие тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата, социализируются, учатся жить в обществе. Примечательно, что помимо знаний ребятам в стенах интерната дают еще и профессиональные навыки.- Мы считаем своей победой, что из трех выпусков 9 ребят поступили в вузы, 18 – в колледжи, а 13 смогли найти работу, – с гордостью говорит Виктория Игоревна. Гостям показали фильм «Нам есть что поведать друг другу». Его герои – ребята-инвалиды, их здоровые сверстники, педагоги, работающие в коррекционных и обычных общеобразовательных школах. Оказывается, многие дети  с ограниченными возможностями здоровья  и их родители не хотят и даже боятся учиться в простых школах.- Во-первых, там нет условий для нас, во-вторых, иногда приходится сталкиваться  с насмешками со стороны здоровых сверстников, –  признавались мальчики и девочки с ДЦП. Ваше дитя может стать добрее-    Детская инвалидность растет, и остановить этот рост пока не удается, – такими словами начала свое выступление  Валентина Матвиенко. – Причем дети-инвалиды нуждаются не только в медицинской помощи, они хотят активно участвовать в жизни общества, а значит, им необходимо получить качественное образование.  В течение лета планируется внесение в Госдуму проекта нового закона «Об образовании в РФ», мы будем следить за тем, чтобы интересы детей с ОВЗ были в нем отражены, чтобы законопроект учитывал потребности инклюзивного образования, образования  с использованием современных технологий и новых методов преподавания, в том числе дистанционного обучения.   – Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников важно и для одних, и для других, – убеждена спикер. – Я вижу  в этом самый настоящий прорыв в образовании и воспитании, мы должны поддерживать развитие этого процесса, создание школ, классов, ориентированных на совместное обучение. При этом Валентина Матвиенко подчеркнула необходимость сохранения  специальных видов школ, учитывающих разный уровень состояния здоровья детей и их потребности в уходе.Валентина Ивановна также  указала на важность разработки нормативно-правовой базы, позволяющей в рамках обучения детей-инвалидов в специальных школах-интернатах давать им начальную профессиональную подготовку:- Детям с ограниченными возможностями необходимо получать не только образование, но и трудовые навыки, азы профессии, чтобы  в будущем они могли адаптироваться в обществе. Нужно законодательно создавать условия, обеспечивающие как можно более полную социализацию таких детей. Например, разработать правовую основу для функционирования специальных мастерских, которая  давала бы детям-инвалидам возможность трудиться и чувствовать себя востребованными.Еще одну серьезную проблему инклюзивного обучения затронул председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.- Обычный учитель, у которого в классе будет один или несколько инвалидов, просто не справится с такой задачей и не сумеет уделять всем детям нужное внимание. Кроме того, с каждым типом заболеваний необходимо работать по специальным обучающим программам. Да и само общество пока  не готово к адекватному восприятию того, что в обычных школах будут учиться дети с ограниченными возможностями,  – сказал законодатель. В результате сегодня, по оценкам специалистов, образование является одной из самых недоступных сфер для людей  ОВЗ.  Необходимо вводить новые стандарты для инклюзивного образования, которые будут классифицировать заболевания и  учитывать все сложности работы с ними. Чтобы инвалиды могли быть участниками нормальной жизни, нужно создавать им условия, и начинать надо именно с доступной среды. Валерий Рязанский считает, что  инвалиды должны иметь возможность спокойно перемещаться по городу, ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, посещать театры и выставки. То есть необходимо, чтобы инклюзив перестал быть эксклюзивом.  По мнению сенатора, решение проблемы во многом зависит от скорейшей разработки Стратегии развития инклюзивного образования в России. Недавно РФ ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой мы обязаны законодательно закрепить инклюзивное образование в новом законе «Об образовании в РФ».Валерий Рязанский также поставил вопрос финансового обеспечения специальных образовательных условий для обучения детей с инвалидностью в обычных общеобразовательных школах. Речь идет об оснащении школ специальной инфраструктурой, учебными пособиями и программами.О необходимости развития инклюзивного образования говорил и директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ Григорий Лекарев. По его оценке, «90 процентов детей с физическими отклонениями и три четверти с ментальными могут учиться в общеобразовательных учреждениях, если в них будет создана так называемая доступная среда».На заседание приехала и известная певица Диана Гурцкая, председатель попечительского совета фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца». Ее выступление было особенно эмоциональным: «Никакие благие намерения не дадут результата, пока здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не начнут считать равными. Есть опасения, что инклюзивное образование попытаются заменить на интегрированное, по сути, создавая резервации внутри школы. Плохо и то, что зачастую взрослые люди, родители здоровых детей, возражают против совместного обучения их чад с ребятами-инвалидами. Я хотела бы обратиться к таким мамам и папам. Ребенок  с ограниченными возможностями может сделать ваше дитя добрее!» Не навреди! Дети с ограниченными возможностями разные, кто-то с радостью будет ходить в обычную школу, а кому-то просто необходимо учиться в специализированном учебном заведении. Здесь важен разумный и взвешенный подход. Именно  к этому призывал исполняющий обязанности директора департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ Сергей Вителис:- Все решения в этом направлении не должны носить формальный характер. Иначе они принесут вред детям с ограниченными возможностями и будут тормозить работу массовой школы. Главная задача – обеспечить условия для получения образования  в соответствии с особенностями психофизиологического развития. В поддержку вариативности интеграции детей-инвалидов в образовательную среду выступил и директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев: «Интеграция должна быть полезна ребенку, а не препятствовать получению образования другими детьми». В то же время Николай Николаевич подчеркнул необходимость и важность инклюзивного образования:- Оно способствует формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Кроме того, в рамках инклюзии можно реализовывать самые разные программы. Особые образовательные потребности шире, чем ограничения по здоровью. Зарубежный опыт показывает,  как это может быть использовано, например, при обучении детей-билингвов. Директор Института коррекционной педагогики отметил  особую важность специальной подготовки родителей детей-инвалидов, чтобы на равных правах вовлекать их в образовательный процесс.Члены Совета по делам инвалидов выработали в ходе заседания проект рекомендаций, которые будут дорабатываться в течение месяца. Основные среди них – разработать государственную стратегию развития инклюзивного образования, при рассмотрении проекта федерального закона «Об образовании в РФ» включить в него нормы, обеспечивающие инклюзивное образование, возможность осуществления медицинской помощи и реабилитации, социально-бытового обслуживания обучающихся детей-инвалидов, установить специальные федеральные государственные образовательные стандарты для инвалидов, придать юридический статус индивидуальной программе образования, предусмотреть во всех регионах подготовку, переподготовку и повышение квалификации  педкадров общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте