Елена МИЗУЛИНА, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей: – Могу сказать, что законодателям в 2009 году, объявленном Москвой Годом равных возможностей, предстоит решить несколько весьма существенных проблем.
Законодательное обеспечение вопросов комплексной реабилитации детей-инвалидов и реализация уже действующих нормативных правовых актов
Государственная политика в области социальной защиты детей-инвалидов строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятыми в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации и направлена на предоставление им равных с другими гражданами возможностей в реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией. Президент России Дмитрий Медведев 5 августа 2008 года издал распоряжение «О подписании Конвенции о правах инвалидов», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, и поручил МИД России подписать от имени Российской Федерации указанную конвенцию. 24 сентября Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, направленную на защиту прав примерно 650 млн человек с ограниченными возможностями здоровья. Согласно Конвенции государства должны принять и выполнять законы и другие меры, направленные на улучшение правовой защиты инвалидов, а также отменить законодательные акты и бороться со всеми традициями и практикой, которые допускают дискриминацию в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» детям-инвалидам гарантируется обеспечение проведения реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг и реализация индивидуальной программы реабилитации. Основную часть обязательств берет на себя федеральный центр, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации. Вместе с тем существует целый ряд насущных проблем, без решения которых невозможна комплексная реабилитация и соответственно интеграция ребенка-инвалида и инвалида с детства в общество. Это в первую очередь касается выполнения на местах требований статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и статей 15, 17, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Детям-инвалидам не созданы условия для безбарьерного доступа к жилым зданиям, образовательным и здравоохранительным учреждениям, поэтому они лишены возможности вести полноценный образ жизни. Кроме того, вновь возведенное жилье, даже в рамках приоритетных национальных проектов, строится без учета потребностей инвалидов. Вопреки требованиям Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (пункт 20 статьи 4) до сих пор не создана единая система учета детей-инвалидов. Это обстоятельство приводит к массовым нарушениям их права на образование, здравоохранение, на услуги, предоставляемые органами социальной защиты, поскольку в указанных ведомствах не налажен полный учет и обмен необходимой информацией. Вследствие отсутствия единой государственной системы учета инвалидов в цепочке «профилактика – диспансеризация – лечение – реабилитация – образование – реинтеграция» детей-инвалидов в целом отсутствует важное звено – ранняя диагностика и профилактика детской инвалидности.
Образование для ребенка-инвалида
Получение детьми-инвалидами образования – одно из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации. Гарантии прав граждан с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», в федеральных законах «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О социальной защите инвалидов», «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Ведущую роль в своевременном выявлении детей с ограниченными возможностями здоровья, проведении их комплексного обследования, подготовке рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определении форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии. Федеральным законом от 30 июня 2007 №120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» внесены изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», предусматривающие, что положение о психолого-медико-педагогической комиссии утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В связи с чем Министерству образования и науки Российской Федерации необходимо ускорить разработку этого важного документа. Практика показала, что при реализации статьи 41 Закона РФ «Об образовании», предусматривающей подушевое финансирование в образовательных учреждениях, в субъектах Российской Федерации происходит сокращение ставок учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов. При общеобразовательных учреждениях действуют свыше 7 тысяч логопедических пунктов, в которых получают коррекционную помощь более 200 тысяч детей с нарушениями звукопроизношения или письменной речи. Все они могут оказаться без необходимой коррекционной помощи. Учеными и специалистами в области образования детей-инвалидов доказано, что оказание коррекционной помощи в максимально раннем возрасте позволяет исправить основные недостатки в развитии ребенка к моменту поступления его в школу и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Отсутствие единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии и коррекционно-педагогической работы с детьми приводит к тяжелым последствиям. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (статьи 18, 19) воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных образовательных учреждениях относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (в редакции
122-го ФЗ). Порядок воспитания и обучения детей инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Очевидно, что утверждаемый регионами порядок обучения и размер компенсаций будут существенно отличаться. Конституция Российской Федерации гарантирует равенство прав граждан независимо от места их проживания. В этой связи целесообразно установить минимальный гарантированный стандарт размера таких компенсаций с целью реализации прав детей-инвалидов на воспитание и образование. Все эти проблемы в сфере образования детей-инвалидов требуют дополнительного урегулирования на федеральном уровне путем внесения соответствующих изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и обсуждения этого вопроса с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Семья, имеющая ребенка-инвалида
Социальная пенсия детям-инвалидам устанавливается в размере 100% размера базовой части трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На 1 января 2008 года твердый размер этой пенсии составил 3120 рублей. По сравнению с 2004 годом она увеличилась на 1900 руб. (в 2004 году твердый размер пенсии составлял 1196,06 руб.), но и цены заметно выросли. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 года №774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» – это существенная помощь лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами. С 1 июля 2008 года размер компенсационных выплат для таких лиц составляет 1200 руб. (За последние 5 лет он увеличен в 10 раз.) Однако если мать ребенка-инвалида не работает (а таких матерей более 50%), то по достижении 50 лет ей назначают либо минимальную трудовую пенсию (с базовой частью 1560 руб., если на иждивении находится нетрудоспособный инвалид I группы), либо социальную пенсию (1260 руб.). Суммарный доход такой семьи составляет в среднем около 5-6 тысяч рублей на двоих, так как компенсационные выплаты по уходу матери-пенсионеру уже не выплачиваются. Именно это часто подталкивает мать к решению о помещении ребенка-инвалида в учреждение соцзащиты, где государству он будет обходиться в среднем от 15 до 20 тысяч рублей ежемесячно. Но реабилитация и в целом будущее ребенка, находящегося в семье, значительно эффективнее и качественнее, чем воспитывающегося в государственном учреждении. Поэтому приоритетным направлением государственной политики должно быть создание условий для воспитания детей-инвалидов в семье.
Комментарии