Тема: Правила дорожного движения. Форма: конкурсная программа-соревнование.
Цели: 1. Проверить и закрепить знание правил дорожного движения на улицах и дорогах, правил для водителей велосипедов. 2. Воспитывать у учащихся культуру поведения.3. Развивать память, мышление, активную позицию в коллективе.4. Отрабатывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, на дороге с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.Задачи:1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения.2. Формировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам.3. Развивать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.4. Развивать координацию, внимание, наблюдательность – качества, необходимые для безопасного поведения на улице.5. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.Чтобы игра прошла динамично и эмоционально, класс делится на две команды. Кто больше набирает очков, тот победитель. Командные итоги подводятся по сумме баллов, набранной каждой командой на всех станциях. Пять баллов – высший балл.Оборудование: дорожные знаки, плакаты по правилам дорожного движения, кружки красного, желтого, зеленого цвета, костюмы для сценок. Ход праздникаВедущий: Рассаживайтесь поудобнее,Места занимайте скорей. На праздник в страну Светофорию Мы приглашаем друзей. 1-й ученик: Город, в котором с тобой мы живем, Можно по праву сравнить с букварем, Азбукой улиц, проспектов, дорог Город все время дает нам урок.2-й ученик:Вот она – азбука над головой: Знаки мы видим повсюду с тобой. Азбуку города помни всегда, Чтоб не случилась с тобою беда.Светофор Светофорыч (вбегает): Торопился я, бежал. Ох, туда ли я попал? Это школа №21, 3-й «Б» класс?Дети: Да.Светофор Светофорыч: Ох, извините, я не поздоровался! Здравствуйте! Вы меня узнали?Дети: Вы светофор. Светофор Светофорыч: Да, Меня зовут Светофор Светофорыч Мигалкин, я доктор наук дорожного движения. А вы знаете, что обозначают огоньки, расположенные на мне?Выходят дети, читают стихи.На перекрестке светофор Внимательный, бессонный, То красный устремляет взор, То желтый, то зеленый! Нам красным глазом светофор Кричит сердито: «Стойте!» А желтым глазом светофор Нас просит: «Подождите!» Зеленым глазом светофор Нам говорит: «Идите!»Светофор Светофорыч: А давайте-ка, ребята, проверим, что нужно делать, когда на светофоре загорится красный, желтый или зеленый свет. Становитесь все в круг! Слушайте внимательно задание. Если загорится зеленый свет, вы все дружно будете шагать друг за другом, если желтый – вы маршируете на месте, а если красный – вы замираете и не шевелитесь. Приготовились!Дети делятся на 2 команды.Вопросы на знание ПДД Команды отвечают на вопросы по очереди, жюри подсчитывает количество правильных ответов.1. Где можно переходить проезжую часть? (На перекрестке со светофором или на пешеходном переходе.)2. В каком порядке расположены цвета светофора? (Сверху вниз.)3. Что означает желтый сигнал светофора? (Внимание!)4. Как обозначен пешеходный переход? (Зебра.)5. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу? (Зеленый.)6. Что означает красный сигнал светофора? (Стоп!) 7. Что такое перекресток? (Пересечение улиц.)8. Можно ли ездить на велосипеде по тротуарам? (Нет.)9. Где могут ездить велосипедисты? (По специально отведенной дорожке.)10. Если не работает светофор, как регулируется движение на перекрестке? (Регулировщиком.)11. Если вы видите мигающий зеленый сигнал светофора, как вы поступите? (Надо стоять, на мигающий сигнал переходить нельзя.)12. Можно ли перейти улицу на красный сигнал светофора, если поблизости нет машин? (Нельзя.)Блицвопросы для команд (да, нет)Одно из опасных мест для пешеходов – перекресток.На тротуаре рядом с проезжей частью можно играть с мячом.Если опаздываешь на урок, то можно разок перебежать дорогу.Запрещающие знаки – круглой формы с красной каймой.Нельзя цепляться за машину или автобус, даже если они едут медленно.Флажки в колонне нужны, чтобы ее украсить.В общественном транспорте, чтобы не упасть, нужно держаться за поручни.В автобус нельзя запрыгивать на ходу, нужно ждать полной остановки.Никогда не перебегайте дорогу в неположенном месте, если даже нет машин.На тротуаре рядом с проезжей частью играть нельзя.Когда автобус подходит к остановке, скорей подбегай к нему.Игра рядом с проезжей частью опасна.Знак «Дети» означает специально оборудованное место для перехода детей через проезжую часть.На желтый сигнал светофора можно переходить проезжую часть улицы, так как транспорт стоит.Если горит красный сигнал светофора, а машины далеко, то можно быстро перебежать дорогу.При движении по тротуару идти можно как вздумается.При переходе дороги разговаривать нельзя.Загородную дорогу можно переходить в любом месте.Информационно-указательные знаки – красного цвета.Переходить дорогу можно только на зеленый свет светофора.Когда дойдете до середины проезжей части, нужно остановиться и посмотреть по сторонам – нет ли машины.Если машина не видна, но слышно, что она приближается, не надо переходить дорогу.Если транспорт едет медленно, то не стоит ждать зеленого сигнала светофора.При повороте у машины загорается световой сигнал с той стороны, в какую она поворачивает.По дороге на велосипеде разрешается ездить в любом возрасте.Если человек не успел перейти дорогу на зеленый сигнал светофора, ему нужно вернуться на тротуар.Когда автобус подъезжает к остановке, нужно подойти близко к дороге, чтобы приготовиться к посадке.После выхода из общественного транспорта нужно дождаться, когда он уедет, и только потом переходить проезжую часть.Велосипед является транспортным средством.Конкурс «Самый смекалистый»Что общего между мостовой и тротуаром?Ответ: мостовая и тротуар – это дорога для движения.В чем различие?Ответ: мостовая – для транспорта, тротуар – для пешеходов.Что называют железнодорожным переездом?Ответ: место пересечения дороги и железнодорожного транспорта.Где следует везти детскую коляску или санки?Ответ: по тротуару, по правой стороне.Общий вопрос: как надо обходить тот вид транспорта, на котором вы путешествовали?«Ловкий пешеход»На доске прикрепляется светофор. Каждый игрок команды должен попасть маленьким мячом в круги светофора с расстояния 3-5 метров. При попадании мяча в зеленый круг светофора участник проходит по условной проезжей части, в красный – остается на месте, в желтый – бросает еще один раз для попадания в красный или зеленый круг. Цель каждой команды – пройти как можно больший участок проезжей части. «Перейди улицу»Задача участников – перейти улицу без условных потерь. Если судья показывает красный цвет, нужно сделать шаг назад, зеленый – вперед, желтый – остаться на месте. Кто ошибается, тот выбывает из игры. Конкурс капитанов Учитель: А сейчас пришло время для наших капитанов. Подойдите ко мне. Выберите любые три билета. Вам будет дано несколько минут для того, чтобы подумать над ответами.Капитаны подходят к столу и выбирают по 3 билета. Отходят в сторонку и самостоятельно готовятся к ответу.Вопросы:По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход? (По правой.)Где разрешается переходить проезжую часть, если в зоне видимости нет перехода? (На хорошо просматриваемом участке дороги, если нет ограждений, под прямым углом к проезжей части дороги.)Из каких элементов состоит загородная дорога? (Обочина, проезжая часть, кювет.)Что такое обочина? (Это специальная часть дороги, предназначенная для пешеходов.)Что такое кювет? (Это канава для отвода воды на загородной дороге.)Как должен двигаться пешеход по загородной дороге? (Навстречу транспорту.)Что означает зеленый мигающий знак светофора? (Движение прекратить.)Что означает желтый мигающий знак светофора? (Дождаться следующего сигнала.)Домашнее задание Каждая команда заранее подготовила сценку по правилам дорожного движения.Выступление первой команды. «Муха-цокотуха»Все вместе: Начинаем сказку, сказку-рассказку!- Муха-муха! Цокотуха! Позолоченное брюхо! – Муха по шоссе пошла, Муха денежку нашла. – Пошла Муха в спорттовары, Чтоб не тратить время даром, И купила тот предмет, Что зовут велосипед!Муха: Приходите, тараканы! Всех, всех, всех вас прокачу! Тараканы все сбегались и на велике катались. А букашки по три раза по шоссе за раз втроем! Нынче Мухе-цокотухе все дозволено!Ребята: Нет! Не дозволено! Автомобиль педальный Не для прогулки дальней! Внутри двора его пути, А на дорогу не кати! – Приходила к Мухе бабушка Пчела, правила движения Мухе принесла.Бабушка Пчела: С ними, Муха, подружись, а потом за руль садись!Муха: Я купила велосипед! Ни до кого мне дела нет! Куда хочу – туда лечу. А задавлю – иди к врачу!Ребята:Правил дорожных на свете немало,Все бы их выучить нам не мешало.Но основные из правил движеньяЗнать как таблицу должны умноженья.На мостовой не играть, не кататься, Если ты хочешь здоровым остаться! Знак «Красное поле с велосипедом» висит – Запрет для движения, путь вам закрыт. Всех, у кого велосипед, Хочу предупредить от бед. Кататься, юные друзья, По дороге нам нельзя! Нельзя ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам. Для тебя предусмотрена специальная велосипедная дорожка. До 14 лет детям и мухам на велосипеде по проезжей части ездить запрещается!Сегодня правила движеньяМы учили неспроста,Мы им знаем примененье.Их запомним лет до ста!Муха:Я урока не забуду.И на улице я будуХорошо себя вести.И все правила движенья,Как таблицу умноженья,Наизусть я заучу!Выступление второй команды. «Сценка про зайку»Ведущий: Нужно слушаться без спора Указаний светофора. Нужно правила движеньяВыполнять без возраженья. Это всем вам подтвердит Добрый доктор Айболит.Айболит: Чтоб под трамвай не попадать, И зайцам тоже нужно знать: Автобус сзади обходи, Трамвай же – только впереди! Сейчас вам расскажу, как я лечил зайчика.Зайчиха: Ай, ай! Мой мальчик попал под трамвайчик. Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки. И теперь он больной и хромой, Маленький заинька мой!Айболит: Не беда, подавайте его сюда! Я пришью ему новые ножки – Он опять побежит по дорожке.Ведущий: И принесли ему зайку Такого больного, хромого. И доктор пришил ему ножки. И заинька прыгает снова, А с ним и зайчиха-мать Тоже пошла танцевать. И смеется она, и кричит…Зайчиха: Ну, спасибо тебе, Айболит!Входят постовой, Светофор Светофорыч и кот.Кот: Ой, ребята, кажется, понял, что очень важно знать правила дорожного движения.Постовой: Мы загадаем вам загадки. Попробуйте их отгадать.Светофорыч: Про транспорт, милые ребятки, все нужно хорошенько знать.Загадки Что за чудо этот дом? Окна светлые кругом, Носит обувь из резины, А питается бензином? (Автобус) Спозаранку за окошком Стук, и звон, и кутерьма: По прямым стальным дорожкам Ходят красные дома. (Трамвай) Несется и стреляет, Ворчит скороговоркой. Трамваю не угнаться За этой тараторкой. (Мотоцикл) Не летает, не жужжит… Жук по улице бежит. И горят у жука Два блестящих огонька. (Автомобиль) Он и вежливый, и строгий, Он известен на весь мир. Он на улице широкойСамый главный командир. (Светофор)Постовой: Хорошо ехать по улицам родного города, когда горит зеленый глаз светофора.Светофор Светофорыч: А еще лучше, если рядом с тобой верный друг.Звучит песня из «Бременских музыкантов» «Ничего на свете лучше нету…».Постовой: Я буду читать стихи, а вы, если считаете, что сказанное к вам относится, говорите: «Это я, это я, это все мои друзья».Кто из вас идет вперед Только там, где переход?Кто летит вперед так скоро, Что не видит светофора?Знает кто, что красный цвет – Это значит: хода нет?Кто из вас, идя домой, Держит путь по мостовой?Кто различает четко, ясно Цвет зеленый, желтый, красный?Подведение итогов. Награждение.Ирина ПРАВДИНА, учитель начальных классов средней школы №21 Сызрани Самарской области
Комментарии