«Да вы усатый нянь?!» – часто слышу я от людей, которые узнают о моей профессии. Это сравнение меня нисколько не обижает, тем более что, как и тот самый «усатый нянь», я тоже играю на гитаре и вместе с детьми пою авторские песни на стихи детских поэтов. Не могу сказать, что герой фильма как-то повлиял на выбор моей профессии, хотя его образ меня воодушевляет до сих пор.
С самого раннего детства, как и многие дети, я мечтал стать артистом или певцом. В каком-то смысле моя мечта сбылась, потому что я воспитатель, а это значит, что я и актер, и певец, и сценарист, и режиссер той жизни, которую ребенок проводит в детском саду. Я очень рад тому, что дело, которым я занимаюсь, стало самым дорогим и главным в моей жизни. Я дорожу тем, что у меня есть возможность творить для детей – самых искренних и непосредственных, думать о них, заботиться, уважать, учить играть, познавать, общаться.Педагог в переводе с древнегреческого – «ведущий ребенка». Можно вести детей за собой, заведомо расчищая дорогу от камней, чтобы не дать им споткнуться, а можно вести по дороге с препятствиями, позволяя каждому не бояться проблем, смело справляясь с ними. Я веду детей по второму пути, дающему возможность ребенку самостоятельно преодолевать трудности, переживать радость успеха, ощущать признание, получать ценный жизненный опыт, причем не всегда приятный. Роль препятствий в нашей совместной деятельности играют различные проблемные ситуации, которые детям предлагается решать самостоятельно. А если что-то не получается, то мои незаметные подсказки или наводящие вопросы помогают им найти правильное решение. Я всегда рядом. Нет, не рядом, точнее, мы вместе. Совместная деятельность и совместная игра позволяют мне стать их партнером, действовать с ними на их территории, говорить на их языке. И нет ничего прекраснее в жизни, чем тот момент, когда видишь, что тебе удалось зажечь глаза детей, увидеть в них неподдельный интерес и восторг от результата нашего общего дела.Работая с детьми, для меня важно понимать, что хочет ребенок, приходя в детский сад, какие потребности, кроме физиологических, он испытывает в этом возрасте. Их немного – это потребность в игре, познании, двигательной активности, общении, понимании и признании. И это становится более понятным, если встать на позицию ребенка, видеть как ребенок, слышать как ребенок, думать как ребенок, чувствовать как ребенок. Только так мы можем создать для малыша условия, в которых он будет успешно развиваться. Возможно ли увидеть мир глазами ребенка? Я не знаю, но знаю точно, что своеобразие восприятия мира, свойственное нам в детстве, не может исчезнуть бесследно. Где-то там, в укромных уголках «взрослого сознания», детство живет в нас. В противном случае его нужно разбудить или хотя бы оживить в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций.В такие моменты мне очень хочется вспомнить и свои годы, проведенные в детском саду. Но, увы, вспоминаю я только два эпизода: когда меня за какую-то провинность поставили в темную кладовку и когда в мой день рождения все ребята подарили мне свои рисунки. А запомнились мне эти два момента только потому, что они были наполнены эмоциями и переживаниями. Как педагог я иногда задаю себе вопрос: «А что наши сегодняшние дети запомнят из своей дошкольной жизни? Какие события будут отражать их детство, проведенное в детском саду?» Скорее всего это будут события, наполненные чувствами и переживаниями. Поэтому я стремлюсь наполнить жизнь каждого воспитанника в детском саду разными мыслями и эмоциями, душевными порывами и сопереживанием. А если на этом фоне преподносить им важную информацию, то это будет одним из эффективных способов обучения и передачи социального опыта.Детство ребенка немыслимо без игрушки. Самой любимой игрушкой для сегодняшних детей стал самый настоящий компьютер. А нельзя ли эту «игрушку» использовать как средство интеллектуального, эмоционального, творческого и нравственного развития малыша? Именно такой вопрос я задал себе, когда мне посчастливилось начать работать воспитателем в компьютерном классе. Если рассматривать компьютер как одно из средств развития ребенка, то все споры о его необходимости в дошкольном возрасте отпадают сами собой. Главное, чтобы компьютерные программы имели педагогическую значимость, положительную нравственную направленность и не вредили детскому здоровью.А еще я заметил, что дети с самого раннего детства любят кому-то помогать: взрослому, товарищу или сказочному персонажу. Потому что для них, как и для взрослых, очень важно быть нужным и значимым. Это стремление я часто использую на своих занятиях. В тот момент, когда они кому-то помогли, я вижу, как они сами становятся самыми счастливыми людьми в этом мире. И вся ценность заключается именно в этом чувстве, которое останется с ними, надеюсь, на всю жизнь.Ощущение значимости наполняет жизнь человека смыслом и дарит счастье. Я вижу, слышу и чувствую, что по-настоящему нужен детям, поэтому считаю себя счастливым человеком. «А счастливых детей могут обучать и воспитывать только счастливые люди», – говорит нам тот самый «усатый нянь», с которым меня часто сравнивают.Свердловская область
Комментарии