search
main
0

Детство на колесах Оно очень нравится ростовским ребятам

Поезд подползает к перрону, и радио в купе голосом Шуфутинского напоминает мне, что я “в славном городе Ростове-на Дону”.
Город встречает меня теплой погодой и… обилием милиционеров под два метра ростом. На улицах полным-полно машин. От вокзала до министерства образования всего 10 минут ходьбы.
На другой день рано утром едем в старинный Азов, что в 20 километрах от Ростова. Сопровождает меня главный специалист отдела развития общего среднего образования Наталия Акимова. Переезжаем на “уазике” Дон, над которым в тумане тонут золотые купола главного ростовского храма. Минуем достопримечательность, без посещения которой не обходится ни одна ростовская свадьба, – внушительный памятник знаменитой тачанки. Я сразу вспоминаю лихую песню “Эх, тачанка-ростовчанка…” Наталия Акимова рассказывает мне о донских казаках, о том, что на Дону все мужики – рыбаки и охотники. Разговор переходит к проблемам образования и школьным автобусам.

Дорога к школе
Последние два года министерство образования Ростовской области тесно сотрудничает с ГИБДД. В области действует программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Она включает в себя несколько разделов, но один из самых важных – перевозка детей по школьным маршрутам. Ежеквартально проходят совещания заведующих отделами образования, начальников районных отделений ГИБДД и инспекторов. Такое взаимодействие двух ведомств дает хороший эффект.
– Автобусный парк, который находился в распоряжении колхозов и совхозов, давно пришел в негодность, – рассказывает Наталия Александровна. – Главы сельских администраций стали обращаться к губернатору Ростовской области Владимиру Федоровичу Чубу с просьбой принять программу “Дорога к школе”. В течение двух лет шла подготовка. Были подключены транспортная инспекция и дорожное управление, министерство транспорта и, конечно же, министерство образования. Сегодня автобусный парк составляет 400 машин. В основном это “пазики”. В этом году закупили 33 автобуса марки КАВЗ для тех районов, где дороги с разным покрытием – асфальтовым, бетонным, щебеночным и грунтовым. Через полгода будем подводить итоги эксплуатации.
Содержание парка школьных автобусов – это не только технические и финансовые проблемы. Самое главное – охрана здоровья и жизни детей при перевозке.
– В каждом автобусе обязательно должен быть сопровождающий, – продолжает Наталия Акимова. – Его выбирают из учителей или родителей. В отдаленных хуторах это делают на школьном совете. Ответственность сопровождающего закрепляется приказом. Его обязанности определены инструкцией. Сопровождающий должен утром встретить детей на всех точках школьного маршрута, рассадить их, следить, чтобы при выходе из автобуса не было толкотни и давки. И, наконец, он сдает детей из рук в руки классному руководителю или учителю.
К водителям тоже строжайшие требования. Они проходят ежедневный предрейсовый медицинский осмотр. С 1999 года к программе “Дорога к школе” подключено министерство здравоохранения области. За каждой отдаленной школой закреплен фельдшерско-акушерский пункт или специалист, прошедший медицинские курсы. Как правило, водители автобусов имеют непрерывный стаж работы не менее трех последних лет. Их мастерство постоянно проверяется. Главное контрольное управление губернатора отметило, что водительский состав школьных автобусов весьма профессионален.

Взятие Азова
Современный Азов славится своими “лежачими полицейскими” (небольшое препятствие, уменьшающее скорость машин). Это тоже одно из звеньев губернаторской программы. В Азовском районе из 69 образовательных учреждений 43 – малокомплектные, (25 – начальных, 14 – основных, 4 – средние школы). Реструктуризации подлежат средние школы численностью до 100 учеников, основные – до 40, начальные – до 10.
– Мы безболезненно закроем две начальные школы, – говорит начальник районного отдела образования Василий Богданов. – Проведен сход граждан, родители согласны. Малокомплектные школы затратны, экономически не выгодны. В среднем по Азовскому району затраты на одного ученика составляют 3100 рублей в год. А в малокомплектных школах они в несколько раз выше. Например, на одного ученика начальной школы приходится 6-8 тысяч, а в основной школе – 12-15 тысяч рублей в год. Так что без программы “Дорога к школе” мы бы не смогли решить проблему доступности образования. Она имеет высокий социальный эффект, ведь спад рождаемости в районе, как и в среднем по стране, составляет около 30%.
В Азовском районе – 14 школьных маршрутов длиною от 8 до 25 километров. Едем по одному из них в Павловскую среднюю школу. В окне мелькают ухоженные южные домики с яркими ставнями. Удивляюсь, что не подкидывает на сиденье и не швыряет в сторону, как это часто бывает на деревенских дорогах средней полосы России.
– Ни один из школьных маршрутов к началу учебного года не откроется, если не будет проведен ремонт трассы и установлены дорожные знаки, – перебивая шум двигателя, говорит Василий Богданов.
Подъезжаем к Павловской школе. В ней – 151 ученик.
– В прошлом году нам подарили новенький “пазик”, – рассказывает завуч школы Любовь Бугаенко. – Церемония эта прошла в торжественной обстановке. Собрались учителя и родители. Разрезали ленточку, автобус был украшен разноцветными шарами. Все не скрывали радости, особенно родители. Еще бы! Раньше детишки добирались в школу как могли. Кто пешком, кто верхом, кто на телеге. Под дождем, под снегом. Теперь и посещаемость стала лучше, и болеют ребята реже. Появилась возможность посещать районные мероприятия, возить детей в областной центр – в театр, цирк, зоопарк.
Выходим во двор, где стоит желто-белый “пазик” на 28 посадочных мест. На его борту надпись – “Школьный”. Вхожу в салон, знакомлюсь с водителем.
– Я доволен, – говорит Владимир Петрович. – Салон очень теплый. Хорошее управление, поршневая система и тормоза. Машина довольно мощная и маневренная. Едешь – и радуешься. Пока никаких проблем нет. За день делаю два рейса. Отвез детей, возвращаюсь домой, ставлю “пазик” на стоянку… Зарплата 1200 рублей в месяц.
Возле автобуса шумной стайкой – дети разного возраста. Ждут сопровождающего. Спрашиваю, как они относятся к тому, что в школе появился автобус.
– Это здорово! – отвечает мальчуган лет двенадцати. – Чувствуешь себя человеком.
– Подвозят к дому, как на такси, и денег не берут, – шутит русоволосая старшеклассница.
– Теперь уроки прогуливать стало сложнее, – улыбается ее подруга.
К нам подходит учительница, и дети организованно занимают места в автобусе. Когда все уселись, сопровождающая смотрит, все ли в сборе. Все в порядке, можно ехать. “Пазик” выруливает на поселковую дорогу. Из окна на нас глядят восторженные глаза ребят…
Наш следующий маршрут – в азовскую школу N19, где для подвоза детей на средства из муниципального бюджета приобретена пассажирская “Газель”. Мне рассказали, что раньше дети из поселка Усть-Койсуг, чтобы добраться до ближайшей 9-летней школы, переправлялись через Дон на специально оборудованной лодке. Всю зиму в школу попасть не могли и сидели дома. Какие тут будут знания и доступность образования?! Теперь 13 ребятишек едут 17 километров с комфортом.

Желтый “утенок”
…На другой день отправляемся в Константиновский район за 150 километров от Ростова. В небольшом особнячке на берегу Дона меня встречает гостеприимная заведующая отделом образования Татьяна Блинкова.
– В нашем районе 14 школ, – рассказывает Татьяна Николаевна. – В 12 из них подвозят 756 детей. На балансе отдела образования стоят 12 транспортных единиц. По программе “Дорога к школе” из средств областного бюджета получены шесть автобусов, а автобус для Богоявленской школы наполовину оплачен районом. Протяженность школьных маршрутов – от 5 до 60 километров.
Через час езды по хорошей щебеночной и грунтовой дороге попадаем на хутор Крюков. У входа в школу – желтый, как майский одуванчик, новенький автобус марки КАВЗ. Такой на дороге увидишь за версту, даже в тумане.
Он надежен на “грунтовке”, на пересеченной местности. Двигатель находится не “под водителем”, а вынесен вперед, что является надежной защитой при (не дай Бог!) лобовом столкновении.
Общаюсь с учителями и родителями. Последние просто на седьмом небе от счастья.
– Автобус нам был необходим, как воздух, – говорит директор Крюковской основной школы Елена Руденко. – Наконец-то мы его получили. Теперь хуторянам не страшно детей в школу отправлять. Родители знают, что их ребятишек доставят домой в целости и сохранности.

Автобусный парк – удовольствие дорогое
…Возвращаемся в Ростов. Стрелка на спидометре “Волги” приближается к отметке 150.
– По такой дороге можно и больше, – улыбается водитель, разговорчивый молодой парень.
При въезде в город у Ворошиловского моста – бронетранспортер, милиционеры с автоматами. Чувствуется напряжение, ведь миллионный Ростов-на-Дону – ворота Северного Кавказа, здесь находится штаб СКВО. Смеркается. Чтобы избежать вечерних “пробок”, до министерства образования добираемся окольными путями. Зажигает огни над широким Доном речной вокзал.
Под конец командировки удается поговорить с первым заместителем министра образования Владимиром Мигалем.
– Законодательно оформленная программа “Дорога к школе” – это прежде всего строка в бюджете Ростовской области, – рассказывает Владимир Иванович. – Губернатор области дал четкие поручения всем ведомствам, причастным к этой проблеме. Он сказал, что в министерстве образования лучше знают, куда и в каком количестве направлять автобусы, где повышать качество образования и снижать затраты. Дело же транспортников – закупить автобусы, определиться по цене, подсказать, как лучше эксплуатировать технику. Четыре года пролетели, эйфория исчезла. Теперь нужно экономно и рационально использовать автобусный парк. Проверки Главного контрольного управления показали, что машины используются по назначению, но износ техники уже чувствуется. Надо создавать унитарные предприятия по ремонту и обслуживанию автобусов, закладывать средства в бюджет.
– Закупка автобусов – это хороший, но дорогостоящий инструмент для решения задачи модернизации образования, повышения его доступности и качества, – продолжает Владимир Мигаль. – Но автобусы ни в коем случае не предлог для закрытия школ. Их закрытие – вынужденная мера. К сожалению, большинство малокомплектных сельских школ сегодня не могут дать качественного образования. В области определены более 300 опорных школ, которые стали центрами школьных округов. Решаются вопросы организации профильного образования на селе. Поэтому парк школьных автобусов нам просто необходим.

* * *
Ростовская область – один из немногих регионов, где грамотно решается проблема подвоза детей и реорганизации сельских школ. Есть новые автобусы и хорошие дороги. Но в необъятной России делать все под одну копирку просто не получится. Не позволят разные экономическая ситуация и климатические условия. Я уверен, что, например, на севере или в Коми-Пермяцком автономном округе, где кругом тайга и бездорожье и нехватка денежных средств, проблему сельской школы решать нужно как-то по-другому.
Михаил БОНДАРЕВ

Ростов-на-Дону – Азов – Константиновск – Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте