Истоки моей педагогической философии уходят корнями в детство. Перед глазами картина: старшие братья катают в сломанной тележке растрепанную сопливую девчонку, закутанную в платок, тележка несется с огромной скоростью, мелькают дома, охающие прохожие, собаки, цветы, палисадник, в конце концов все сливается в разноцветную радугу, и мне уже не страшно, а весело. Может быть, именно тогда родилось чувство защищенности и безопасности от езды-полета в волшебной карете детства.
На становление меня как личности повлияли не скучно-обязательные наставления (мой руки перед едой, будь вежливой, не перебивай старших, уступай место), хотя были и они, а непосредственность и искренность братско-сестринских поступков, как хороших, так и плохих, и педагогическое чутье отца и матери, которые не разрушили в нас ощущение чуда, помогли сохранить и пронести это ощущение во взрослую жизнь.В книжке удивительного педагога и гуманиста, учителя от Бога, воспитателя, психолога Татьяны Викторовны Бабушкиной есть такие слова: «Детство – это не время, не период, а состояние». Мне кажется, и педагогику она воспринимала как особое состояние, всеобъемлющее и всесильное. В ее педагогике главной была территория детского счастья, которая не огорожена забором или колючей проволокой, а, наоборот, распахнута для каждого: приходи, соучаствуй, будь нашим другом! И это счастье, что я оказалась на этой территории.Для меня воспитатель – это тот, кто не над ребенком и не вне его, а рядом с ним, тот, кто соизмеряет свои шаги с детскими шагами, видит в ребенке искреннего собеседника и умеет донести до маленького человека знания о многообразии мира наглядно, осязаемо и образно, а на детские вопросы отвечает без затей, просто и понятно.Воспитатель – это тот, кто сохранил взгляд любопытного ребенка, кто замечает то, что ускользает от взора обычного взрослого. Так, струи фонтана превращаются в танцующих на балу, зонтик – в шляпку гриба, звезды на небе в настольные лампы для деревьев. А друзья рассорились, потому что между ними пробежала не кошка, а колючий дикобраз. И эти простые, но такие неожиданно понятные для малышей сопоставления превращают весь мир в загадочный ребус, который хочется – и необходимо! – разгадать. А это уже подталкивает малыша к активному освоению родного языка, а через него – и всего окружающего. Таким образом, мы подобрались и к интеллектуальному развитию, только не через муштру, натаскивание и застывшую принудительную позу за партой, а через каждодневные открытия в процессе совместной прогулки, игры и даже еды и сна. Надо просто вместе с ребенком пережить чудо, которое скрывается за таким, казалось бы, незначительным явлением, как солнечный зайчик или круги на воде, рассмотреть, обсудить и попытаться найти причину, сохраняя уважение и внимание к самостоятельным рассуждениям малыша.Если посмотреть на предметы немножко со стороны или резко обернуться, можно ухватить что-то необычное, найти седьмую педагогически полезную грань у шестигранного карандаша. И вы вооружены. Тогда даже скучный по определению самомассаж мимических и артикуляционных мышц окажется веселым и интересным. Старые безделушки, любые палочки или камушки полны жизни, играющий и фантазирующий педагог может превратить их во что угодно.Я вовсе не отрицаю информационно-компьютерные технологии, экран стал неотъемлемой частью нашей жизни. Мы сами – «интернетовские мамы, папы и воспитатели». Запрещать экран – значит разжигать интерес к запретному плоду. Поэтому я давно поставила перед собой цель превратить агрессивный экран в развивающий. Но создавая презентации, я руководствуюсь тем же принципом: обучение как праздник и неожиданное, будоражащее фантазию открытие, ребенок удивляется – и в своем удивлении открывает мир.Больше давать, острее переживать, трепетнее чувствовать, быть искренней, нести заряд оптимизма и радоваться, как ребенок!Любовь ЩЕРБАК, воспитатель дошкольного отделения лицея №21Иваново
Комментарии