Детство – это особенный, ни на что не похожий мир. Это мир фантазий и игр, воспринимаемых детьми как реальность. Как же обеспечить развитие личности ребенка, сформировать его самостоятельность и инициативность, развить любознательность и индивидуальные способности, свойственные только ему, именно этому ребенку?
Ребенок развивается не так стремительно, как иногда хочется окружающим взрослым. Мы представляем развитие ребенка в виде движения по спирали, виток за витком. Переходя на последующий виток, ребенок несет с собой багаж уже ранее полученных знаний и умений, что позволяет ему заниматься преобразованием и дает толчок к дальнейшему развитию. Для ребенка приобретение собственного опыта – это и есть практика, и культурной она сможет стать только в случае, если ему будут открыты возможности для личной инициативы, самостоятельности выбора творческой продуктивной деятельности, мотивации достижений.В модели, представляемой нами, каждый виток, характеризующий конкретный возраст ребенка, обозначен определенным цветом.Первый виток – дети до трех лет – представлен сине-зеленым цветом. Начало витка – синий цвет, символизирующий спокойствие, удовлетворенность ребенка, потому что рядом близкий человек – мама. Синий цвет постепенно переходит в зеленый, так нам видится «переходный период» ребенка – кризис 2,6-3 лет. При переходе на следующий возрастной этап появляется потребность в самоутверждении – «я сам». И если поддержать ребенка, то у него в последующем сформируется такое качество, как инициативность.Второй виток – возраст от трех до четырех лет – представлен смесью зелено-красных цветов. Эти цвета, на наш взгляд, говорят об автономности ребенка, развитии его инициативности, возрастающей потребности в самоутверждении. Позицию взрослого по отношению к ребенку на этом возрастном этапе мы понимаем как необходимость предоставления ребенку большей самостоятельности в выборе действий. Ребенок как бы говорит: «Ты мне нужен, будь рядом, но не мешай. Дай мне попробовать самому». Поэтому особое внимание в работе с детьми младшего возраста мы обращаем на организацию наблюдений за предметами окружающей действительности, пальчиковых упражнений, игровых заданий на развитие комбинаторных способностей, проблемных ситуаций.Период с четырех до пяти лет – это третий виток нашей спирали. Здесь уже совсем иные цвета – красный и фиолетовый, мы назвали этот возраст «возраст противоречий». С одной стороны, дети активны, дружелюбны, общительны, но и раздражительны. С другой – они беспокойны, эмоционально напряжены и имеют потребность в душевном контакте. Именно об этом говорит фиолетовый цвет – цвет мечтателей и фантазеров.Как-то, разговаривая с детьми, им задали вопросы: «Кто такой ребенок?», «Зачем нужны дети?». Из многочисленных рассуждений детей можно выделить следующие ответы: «Ребенок – это человек, у которого нет профессии», «Дети нужны, чтобы зарабатывать деньги, когда родители постареют».Наблюдая за детьми, мы сделали для себя интересное открытие: если раньше был мир «почемучек», анализирующих и ищущих причину, то сейчас для многих детей значим вопрос «зачем?», а это значит: надо знать цель и что как следствие будет в будущем. И поиску ответа на этот вопрос во многом способствует проектно-исследовательская деятельность. Проект позволяет интегрировать в себе содержание различных практик и дает ответы на интересующие вопросы: «Зачем дует ветер и что такое кислород?», «Зачем нужны осьминоги?», «Канал – это естественный или искусственный водоем?», «Откуда берется воздух?», «Почему дым белого цвета и почему вода всегда течет вниз?». А есть и такие детские вопросы, после которых хочется и учебник открыть: «Что крутится вокруг атома: нейтрон, электрон или протон?», «Какова масса бозона Хиггса?» или «Как появился Интернет?». И из каждого вопроса вытекает маленький проект или мини-исследование, или беседа-рассуждение.Смесью различных цветов – красного, оранжевого, желтого, синего – нам представляется старший дошкольный возраст. Самостоятельность в этом возрасте не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Для детей этого возраста большое значение имеет быть самыми лучшими, а для педагога – быть творцом, уметь и желать творить, в том числе сочинять новые слова или стихотворения, например, как пятилетняя Ника:На белом листе нарисован наш дом.И мы в этом доме все вместе живем.И люди с людьми говорят обо всем.И нам ли не знать, как мы дружно живем!Нет пределов совершенствованию, развитие человека бесконечно и не имеет границ. И вряд ли мы доберемся до последнего витка спирали. Но надо понимать: когда мы строим «дом», в котором будет жить наш ребенок, важно заботиться о качестве отдельных «кирпичей» и правильности их «укладки». И только от нас зависит, насколько этот храм будет наполнен светом радости и доброты.
Елена ЛОМАКИНА, педагог-психолог гимназии №1562;Екатерина ОСЬКИНА, старший методист гимназии №1562
Комментарии