search
main
0

Детское сообщество – от игры к обучению

Основные идеи съезда учителей Москвы были созвучны требованиям времени.

Каковы эти требования сегодня? Хорошая школа начинается с хорошего детского сада, где ребенка не учат, но развивают, где он занимается самой главной для него деятельностью – игрой, где ребенка ценят, а не оценивают, где ему комфортно и эмоционально спокойно.На секции «Московское детство» педагоги-дошкольники и педагоги дополнительного образования продемонстрировали авторские технологии, благодаря которым они достигают высоких результатов. Эти технологии помогают детям раскрыть свои способности.Гражданская позиция, как известно, формируется с раннего возраста. В хорошей школе детям предоставлена возможность быть активными участниками образовательного процесса. Даже в детских садах создаются такие организации, где дети предлагают свои идеи и воплощают их в жизнь. У ребенка, работающего в команде, формируется умение действовать сообща, договариваться и принимать решения, уважать мнение окружающих. Одновременно с этим воспитывается стремление к самостоятельной деятельности. О детском движении и создании детской организации в дошкольном учреждении рассказала воспитатель детского сада №1162 Восточного округа Елена Коноплева: «Каждый день мы возвращаемся с работы домой. Устраиваемся поудобнее на диване, включаем телевизор. И вдруг однажды слышим о том, что сгорел приют для собак. К счастью, животных удалось спасти, но сам приют безнадежно пострадал. Давайте подумаем, какую реакцию может вызвать такое происшествие. У кого-то равнодушие. Но мы-то должны воспитывать в своих детях совсем иное качество. Мы призваны возбуждать сочувствие и деятельное желание помочь. И тогда, вполне естественно, возникает вопрос, а что я как педагог могу в этой ситуации сделать? Какими средствами могу вызвать у детей стремление к сопереживанию и помощи? В первую очередь вместе с детьми мы можем поднять общественность, привлечь ее внимание к возникшей проблеме. Но как это сделать? Конечно же, cначала сообщить людям в районе информацию о сгоревшем приюте, ведь, возможно, не все смотрели в этот день телевизор. Мы можем вместе с детьми оформить плакат с подобным сообщением и предложением помочь животным. Что еще нужно обязательно сделать? Правильно, написать на этом плакате контактные данные. И что абсолютно необходимо, так это информация о том, какая именно нужна от людей помощь. Скажем, предложить на время или навсегда приютить у себя погорельцев. Мы можем разместить рядом с плакатом детские рисунки с собачками и кошками. И, конечно же, необходим еще какой-нибудь яркий слоган. Например: «Ты можешь сделать доброе дело! Помоги животным!». Итак, общественность мы возбудили. Что еще можно сделать с детьми? Объявить акцию в поддержку сгоревшего приюта, организовать сбор денежных средств или корма для животных, организовать ярмарку, где можно продавать детские поделки. Здесь можно придумать еще много различных вариантов. Когда восстановят приют, можно облагородить территорию, например, разбить клумбы, да не простые, а в форме собачки или кошечки. Вариантов много, но главное то, что мы воспитываем в детях прекрасные человеческие качества не в лоб, не навязывая, а как бы играя, в живой, непосредственной детской деятельности. Важно, чтобы педагог вложил в это дело частичку своей богатой души. Важно, чтобы ему было небезразлично, в каком обществе живут дети».Педагогам дополнительного образования удается умело вплетать опыт прошлых поколений, народные традиции в увлекательные современные занятия. Педагог дополнительного образования Дома детского творчества Центрального округа «На Таганке» Наталья Красанова, руководитель музыкально-фольклорного театра «Жар-птица», показала, как можно создать музыкально-сценическое действо, в которое вплетены народные песни, традиционный танец и элементы фольклорного театра (ряженые, народная кукла). На таких занятиях находится увлекательное дело для каждого ребенка: хочешь пой, а хочешь танцуй! «Здравствуйте, гости дорогие! – широко, по-русски улыбаясь, начала Наталья Викторовна, одетая в роскошный русский сарафан. – Гости желанные и дорогие! Богатые и бедные! Хорошие и вредные! Здравствуйте все жители провинциальные, близкие и дальние. Сегодня у нас праздничек. Сегодня начнется такая потеха, что можно умереть со смеха». Сначала нарядили ясного сокола. Штаны широкие, кафтан под стать золотом расшит, шапка набекрень, а на шею лапти. Потом красну девицу одели в сарафан, платок и про лапти тоже не забыли. Музыка звучит народная, заводная, ноги сами просятся в пляс. Ряженые пляшут от всей души, кружатся под ручку! А в это время идет набор танцоров. «Сербияночку плясать // Надобно умение, // Сперва дроби, дроби, дроби, // А потом кружение». «Сербияночку плясала, // Похвалил меня отец: // На работу девки нету, // А на пляску молодец! И-и-х!» Потом все вместе создают оркестр народных подручных инструментов. И, наконец, наряжают коня. Два молодца вместе его прекрасно изображают. На коне попона! Коняга двигается не совсем ладно, и смеху от неуклюжих подскоков море! Итог этим нескольким мастер-классам подводит почетный гость съезда заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования Московского института развития образования доктор педагогических наук Лариса Парамонова.Мнение по поводуЛариса ПАРАМОНОВА, заместитель руководителя Центра дошкольного и общего образования МИРО: Все, что мы сегодня увидели, очень важно с точки зрения обогащения педагогического коллектива, понимания того, как мы все вместе можем проводить досуг, как можем понять ребенка, который подчас чувствует себя закрепощенным. И те, кто занимается музыкой, движением детей, хорошо знают, что есть мальчики и девочки, которые даже смотреть в глаза партнера не могут, боятся, стесняются. Педагог понимает, как на подобных занятиях постепенно, осторожно, внимательно нужно преодолевать это его состояние. Тогда его эмоциональная сфера не будет западать. Второе, что мне кажется очень важным сегодня, – это понимание необходимости формировать уже в дошкольном возрасте обучающееся детское сообщество, которое учится, получая информацию непосредственно от нас, взрослых, и опосредованно – через взаимодействие с другими детьми. Смотри, как это делаем мы, смотри, как получается у других, учись! А может быть, у одного и того же задания мы можем найти разные решения. Вот так дети начинают обучаться. Очень важно, чтобы дети действовали, а потом сумели это презентовать, например, через кукольный спектакль, тогда математика перестает быть сухим предметом. Очень важно и учителю в школе что-то сделать с детьми и объяснить, почему мы так делали, например, почему мы всегда будем писать дату в тетради справа. Можно просто сказать, что пишем дату в тетради справа, а можно попросить детей принести из дома письма, которые писали друг другу родные люди, и увидеть, что во всех письмах обязательно стоит дата, и стоит она справа вверху письма или справа внизу. Хороший учитель сегодня разговаривает, размышляет, действует, находит решения вместе с детьми и даже вместе с ними вырабатывает правила, по которым они будут жить и работать. Мне показались весьма интересными занятия по воспитанию гражданской позиции в примере с приютом животных. Маленький ребенок, дошкольник, еще не воспринимает себя как гражданина. Но разбудить в нем сочувствие и желание помочь – вполне благородная и посильная задача. По правилам СанПиН нельзя держать животных в школе, но можно развивать в детях сопричастность и другими методами. Мы их посмотрели. Это и есть самые начала гражданской позиции. Есть дети, которые обладают повышенной тревожностью. У современных детей тревожность, к сожалению, присутствует, причем у многих. Они настолько сильно могут эмоционально пережить беду, случившуюся с приютом, что могут заболеть. Помню случай, когда мы водили детей в зоопарк, один мальчик увидел, что тритон замерз. Малыш от горя разрыдался. С большим трудом удалось его успокоить обещаниями, что его унесут в тепло. В примере с приютом ничего подобного случиться не может, в данном случае мы говорим о педагогике здоровья. Очень важная задача – чтобы дети восприняли основы культуры, которая закладывается веками, в общении, в отношениях между людьми. Мы даем детям разную информацию, стремимся дать знания. Но знания – это не то, что уже готово и лежит на полочке, только возьми. Это было бы неправильно! Знания нужно добыть! И лучше всего в игровой форме. Однако знания мало добыть, они должны стать регулятором поведения. Именно поэтому мы говорим, что наше обучение многоаспектно, оно содержит в себе информационный пласт и способы деятельности, которыми дети обязательно должны овладеть. Это и способы общения, это культура и эстетика поведения. Вот почему я считаю, что дошкольный возраст абсолютно уникален. Его непреходящее значение заключается в том, что в эти 6-7 лет мы закладываем фундамент успеха дальнейшего его развития как человека. Развитие воображения и речи происходит только в дошкольном возрасте. Если это не сформировать в дошкольном возрасте, то дальше это чрезвычайно сильно аукнется. Приведу пример. Один профессор рассказывал, что алгебре он может научить и дурака, а геометрии каждого не научишь, еще стоит посмотреть, можно ли конкретно с этим человеком заниматься, потому что в этой науке важно пространственное воображение и образное мышление. И если в детстве их не сумели развить – всё! Высшую математику, высшую геометрию ему не постичь.Но мы должны учитывать, что окунать детей в образовательный процесс нужно весьма осторожно, если делать это слишком рано, то это может привести к печальным последствиям. В некоторых западных странах, где практикуется раннее образование, детям вынуждены давать успокоительные таблетки. Конечно, все дети разные, так же как и мы, взрослые. Одни дети интроверты. Им очень трудно выйти из собственного внутреннего мира, на котором они сосредоточены, внутри которого они чувствуют себя комфортно, они самодостаточны. А другие экстраверты, повернуты вовне, они эмоциональны и предпочитают действовать. Поэтому мы должны все свои игры выстраивать с учетом этого, чтобы вовлекать всех детей, каждому дать возможность стать успешным. Иначе говоря, мы должны создать условия, в которых играющее детское сообщество становится обучающимся детским сообществом. По моему глубокому убеждению, игра – это не столько обучение, сколько самостоятельная детская деятельность. Это институт, в котором ребенок познает себя, овладевает социальными навыками, приобретает навыки, которые дают ему возможность проявлять себя в других сферах деятельности. Игра – это развитие личности ребенка в основных областях: познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической, социально-коммуникативной. Иначе говоря, игра для ребенка – это сама его жизнь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте