Скаутизм – это система детского внешкольного воспитания, которая ставит своей целью содействовать развитию молодых людей для достижения ими полного физического, интеллектуального, общественного и духовного потенциала, становлению их как личностей и граждан. Скаутское движение было наиболее массовым из детских и молодежных движений в Европе и Америке в ХХ веке. Зародившись в Англии, оно распространилось на многие буржуазные страны, и к 1921 г. его группы и ячейки действовали в 63 странах мира, охватывая к концу 30-х гг. около 4 миллионов детей и подростков (в США – 2 млн., в Англии – 600 тыс., во Франции – около 500 тыс.).
После Первой мировой войны Р.Баден-Пауэлл разработал новую программу теоретической, практической и организационной подготовки скаут-мастеров, сделав при этом особый акцент на их педагогической подготовке. К этому же времени относится разработка Р.Баден-Пауэллом вопросов организационного укрепления бойскаутизма, особенно «волчат» (в возрасте от 8 до 11 лет), и сосредоточения их деятельности в школах.
По инициативе Р.Баден-Пауэлла в 1929 г. 6000 скаутов из 41 страны мира собрались в Лондоне на свой первый международный слет «Джембори». «Джембори» стали регулярно созываться через каждые четыре года в разных странах.
Крепла связь бойскаутского движения со школой. Учителям Англии, Франции, США и других стран мира вменялось в обязанность пропагандировать идеи скаутизма, самим принимать в этом движении деятельное участие, вербовать в организацию новых членов и добиваться того, чтобы каждый мальчик стал скаутом.
С 1908 г. начали свою деятельность первые организации скаутов и в России. Это новое течение в организации досуга детей через игровую и трудовую деятельность играло большую роль в военно-патриотическом воспитании детей, но просуществовало только до Октябрьской революции 1917 г.
Организаторы скаутского движения умело использовали тягу детей к играм, походам, романтике. Они развивали детскую инициативу, способствовали свободному проявлению физических и духовных сил молодежи.
Основоположник скаутского движения – английский полковник Р.Баден-Пауэлл – открыто упрекал школу в том, что «она ограничивает свою роль сообщением знаний и совершенно недостаточно воспитывает любовь к отечеству, богу и королю».
Теоретики скаутизма уделяли огромное внимание физическому развитию детей, которых учили бегать на длинные дистанции, плавать, бороться, стрелять, совершать дальние походы. Умственное воспитание, развитие памяти и наблюдательности также рассматривались как одна из важнейших задач. Особое внимание уделялось трудовому воспитанию. Каждый скаут обязан был владеть какой-нибудь специальностью, обладать практическими навыками. Бойскауты углубляли и расширяли те знания и умения, которые давались им на уроках труда. Более 70 различных видов трудовой деятельности практиковались в организации. Среди детей особой популярностью пользовались те виды деятельности, которыми не всегда можно было овладеть в школьных мастерских, – фотография, авиамоделизм, автодело, радиодело и др. Активность, самостоятельность ребят, стремление овладеть какой-либо профессией и наибольшим количеством практических навыков всячески поддерживались и культивировались.
Повсеместно неотъемлемой частью подготовки бойскаутов было военное дело, а пехотные, военно-морские и воздушные отряды бойскаутов накануне Первой мировой войны вместе с военными подразделениями участвовали в маневрах и походах.
Движению бойскаутов после Первой мировой стали уделять пристальное внимание законодательные и правительственные органы, видные государственные деятели. В Англии скаутизм специальной хартией был признан государственным движением, а английский король объявлен главным шефом скаутов. Множество международных организаций, и прежде всего Лига наций, оказывали скаутизму не только моральную, но и финансовую поддержку.
Педагогические аспекты скаутского движения стали также объектом внимания педагогов. «Скаутское движение, – говорил декан педагогического колледжа при Колумбийском университете Дж.Рассел, – имеет в наше время величайшее педагогическое значение. Пусть натуралисты хвалят его за приближение ребенка к природе, моралисты – за великолепный нравственный кодекс, гигиенисты – за методы физкультуры, родители – за умение оберегать детей от зла, но с точки зрения педагога движению этому присуща удивительная способность превращать беспокойного, безответственного, эгоцентричного ребенка в дисциплинированного и услужливого юного гражданина». П.Нанн, представитель английской консервативной педагогики, подчеркивал, что скаутизм – это прекрасная игра, помогающая детям определять свой жизненный путь и при этом оставляющая их в «счастливой слепоте».
Из скаутского закона разведчиков
В современном обществе создано множество небольших объединений людей, близких по своим интересам, стремлениям. Всеми ими движет желание сделать жизнь пусть не всей страны, но хотя бы свою и детей, которых они привлекают к работе, радостнее, постараться воспитать себя немножко благороднее, справедливее.
Это спортивные, музыкальные, патриотические, театральные, декоративно-прикладные и многие-многие другие кружки, секции, школы. Но у воспитания не может быть так много векторов, ему просто необходим единый стержень, как ствол у дерева, и различные направления, как ветви, только украшали бы его, с детства формируя человека сильным своими нравственными качествами. На сегодняшний день дерево воспитания в России оказалось «без ствола», и каждая веточка сама ищет себе опору.
Начало якшур-бодьинскому скаутскому отряду было положено еще в 1992 году. Одним из направлений было «скауты-краеведы». Они изучали край, историю народа, постепенно знакомились с особенностями скаутинга, с его историей и современностью. Тогда же присоединились к ижевской ассоциации скаутов и были в ее составе единственным сельским отрядом. Духовная программа стала неотъемлемой частью скаутского направления, тесно сотрудничали со Свято-Троицким храмом Ижевска. Со временем название организации менялось, но сами скауты оставались прежними, привлекая следующие поколения детей.
Галина Григорьевна Михайлова, председатель Удмуртского регионального отделения Общероссийской общественной организации юных разведчиков (скаутов), основатель и руководитель якшур-бодьинского скаутского отряда, рассказывает:
– В России много скаутских объединений. Кто-то сотрудничает с Православной церковью, кто-то нет. Мы сотрудничаем, и нам это очень помогает. Какое-то время, когда уже существовал отряд, я работала в Центре детского творчества. Наше образование не включает духовного, поэтому приходилось эту программу опускать. С ребятами с разрешения родителей разговаривали, обсуждали, рассказывали, насколько сами знали об обрядах, о праздниках. А потом приехал отец Владимир Кунаев. В Бодье построили храм. У скаутов не было помещения, собираться где-то на квартире – неудобно проводить занятия. Батюшка предложил нам встречаться в храме, стал общаться с детьми.
Скауты должны все уметь делать сами. В храме есть большая кухня. Здесь детей учат готовить еду, чтобы потом на костре они сами могли проверить, чему научились. А летом все вместе идут в лес, подальше от села, разбивают лагерь и ненадолго становятся лесными жителями.
Поют под гитару, сами готовят на кострах, устраивают соревнования, разведческие игры. Стали традиционными такие мероприятия, как праздник первого костра, день матери, большие разведческие игры, скаутские ралли. Ребята проходят и туристические полосы препятствий, и проявляют свои знания и навыки следопытов – по знакам разыскивают клад, отвечают на вопросы. Темы мероприятий самые разные – патриотические, духовные. И всегда они направлены на разностороннее развитие ребенка. Кто хоть раз побывал в лагере, уже не хочет уходить из отряда.
– Мы не религиозная организация, – продолжает Галина Григорьевна. – У нас есть духовная программа, в которой даются азы знаний о православии, о христианстве, а остальное зависит от желания ребенка. Многое зависит и от родных, поэтому стараемся и родителей привлекать к работе, ведь мы здесь становимся одной семьей.
Отряд, в «наследство» от отца Владимира Кунаева, принял под свое духовное руководство отец Алексий Спасский, несущий сейчас свое служение в Свято-Николаевском храме села Якшур-Бодья.
– Принять ребят под свое духовное руководство – это огромная ответственность. И я должен не просто перенять отряд этот от отца Владимира, как драгоценность, но и приумножить начатое дело. И понятно, чтобы объединить детей, нужно суметь их заинтересовать, ведь у ребят-скаутов есть друзья нескауты, и их хотелось бы привлечь. Это и походы, и поисковая работа, и трудовые лагеря, и помощь в восстановлении храмов, чтобы дети могли сами видеть плоды своих рук, свою реальную помощь и людям, и храму.
А вот что говорит о якшур-бодьинском отряде скаутов руководитель отдела Ижевской и Удмуртской епархии по делам молодежи митрофорный протоиерей Виктор Костенков:
– Форм работы с молодежью много, и они существуют уже давно. Многие молодежные организации хотят сотрудничать с Русской православной церковью. Очень хорошо, что мы можем дать им духовный стержень, как-то объединить. Есть патриотическая организация «Витязи». Есть Казачий кадетский корпус. Ведутся переговоры с поисковой организацией «Долг». Вот скауты Якшур-Бодьи. Надо отдать должное отцу Владимиру Кунаеву, что он поддержал эту ниточку, связывающую скаутов и церковь. Хочется, чтобы и другие молодежные и детские организации, особенно в районах, так же как скауты, нашли дорожку к храму. Ведь служение Богу и Отечеству, отраженные в скаутских законах, это и есть православные основы.
30 апреля 2004 года русскому скаутингу исполнилось 95 лет. В далеком 1909 году 30 апреля в Павловске под Петербургом штабс-капитан Олег Иванович Пантюхов собрал первый патруль русских скаутов – «Бобры». Этот день считается днем основания русского скаутинга. Все чаще люди обращаются к прошлому России, к ее истории. Вспоминают «хорошо забытое старое». До 1917 года российское скаутское движение обрело надежную опору и в «высоких кругах», и среди детей.
России будущего, которую мы строим сейчас, нужна целая сеть, система самых различных детских и молодежных организаций, способных удовлетворить самые различные интересы и способы самовыражения молодых людей, способных вырастить настоящих Граждан своей Родины – России.
Безусловно, одним из таких движений является скаутинг. Почти шесть лет назад скауты снова появились в России, выйдя из забвения и запрета; тысячи мальчиков и девочек, молодых и не очень молодых людей по всей России одели скаутскую форму, дали обещание «…исполнять свой долг перед Родиной и жить по законам скаутов…». Каждый месяц появляются новые группы и патрули, и это уже необратимый процесс: скауты становятся частью жизни российского общества.
Идея скаутинга предполагает, что помимо хорошего образования у ребенка должно существовать и хорошее воспитание (не только в бытовом понимании). Это значит, что ребенок находится в некоей сфере интересов, соответствующих мировоззрению родителей, с себе подобными детьми и взрослыми. Такая сфера может быть в виде спортивного клуба, хобби-центра, общественной организации.
Скаутская группа, патруль – один из наиболее педагогически апробированных, традиционных «клубов общения» детей-скаутов, взрослых-скаутов, родителей. Игра в разведчиков-скаутов дает возможность физического и духовного развития детей, самоутверждения и гражданской активности взрослых. Во многом это пока еще «идеальная картинка» из жизни скаутов и не совсем соответствует российской действительности.
Во многих странах мира скауты находятся под патронатом государства, частного капитала, в России на такую помощь в достаточном количестве надеяться не приходится, и они рассчитывают только на свои силы, поддержку родителей скаутов. Да и само будущее российского скаутинга все еще лишь поблескивает в смутной дали. Будет много трудностей и неудач. Но истинные скауты должны быть всегда готовы пройти этот путь. Наградой всем нам будет Новая Россия.
Что делают скауты?
Так что же они делают такого, что привлекает в скаутинг миллионы взрослых и детей во всем мире? Возможно, приведенная иллюстрация поможет в разъяснении и понимании этого. Скаутинг – это игра в жизнь со своими трудностями и проблемами. Цель скаутинга, вдали от политики, – научить детей всему тому, что пригодится им в жизни, действовать в экстремальных ситуациях, быть готовыми всегда прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Вот отличительные черты скаутинга, отличные от других педагогических систем: система «специальностей»; в Русском союзе скаутов существует более 80 специальностей для скаутов и более 40 – для младших скаутов; скаутский закон, обещание, заповеди; то, что было придумано почти столетие назад основателем скаутинга Баден-Пауэллом и легло в основу идеологии движения.
Уникальный скаутский метод, определенный как: прогрессивное воспитание через Обещание и Закон, учеба через дело, членство в малых группах, подготовка к самоконтролю, направленность на становление характера и приобретение знаний, на развитие уверенности в себе, надежности и способности к сотрудничеству, руководству, прогрессивные и стимулирующие программы разнообразных мероприятий, основанных на интересах и потребностях участников, развивающие полезные навыки службы обществу и проводимые преимущественно на природе; ступенчатая система подготовки от младшего скаута до скаутмастера; специальные методы и системы тщательной подготовки и тренировки скаутских руководителей.
Комментарии