Сергей УСОЛЬЦЕВ, старший научный сотрудник НИИ ИСРОО: – Старшее поколение наверняка помнит, как была устроена система профессиональной ориентации в СССР. Имеются в виду не школьные УПК, которые мало кого могли сориентировать, поскольку пытались обучить детей производственной рутине (а рутина – не то, к чему люди стремятся без крайней необходимости). Речь идет об ориентации на высокотехнологические профессии инженера и конструктора в электронике, авиастроении, судостроении и так далее. Работа с детьми велась в трех основных направлениях: дать понятие о переднем крае научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), ознакомить с образцами деятельности и дать возможность попробовать сделать что-то самим. В первых двух направлениях ведущую роль играли книги – соответственно научно-популярная литература и биографии знаменитых ученых, инженеров, конструкторов.
Третье направление было представлено различными кружками и секциями научно-технического творчества. Такая система породила множество талантливых конструкторов и инженеров, которые уже в школьные годы осуществляли оригинальные разработки и даже делали изобретения (которые, правда, дальше патентного ведомства, как правило, не шли).
После того как перестройка нанесла сокрушительный удар и по высокотехнологической промышленности, и по престижу инженерно-технического работника, система профориентации оказалась разрушена. Сейчас об этом очень сожалеют практически все руководители высокотехнологических, да и просто производственных предприятий, сохранивших или восстановивших свою деятельность: слишком реальна угроза кадрового краха, когда и заказы есть, и техника новая, да только работать некому. В то же время совершенно очевидно, что советскую систему профориентации в прежнем виде и в прежних объемах восстановить уже никогда не удастся.
Проект, призванный восстановить в новых исторических условиях традиции и результативность советской политехнической школы (которая полвека назад была признана Конгрессом США лучшей образовательной системой в мире), – детско-взрослые научно-образовательные производства.
Задача детско-взрослых научно-образовательных производств – включить наиболее одаренную, талантливую и целеустремленную молодежь со школьной и студенческой скамьи в «прорывные» проекты и перспективные направления деятельности, определяющие будущее страны в ХХI веке. Решение этой задачи позволит обеспечить преемственность детско-взрослых научно-образовательных производств и советской политехнической школы, которая, по словам забытого классика, должна вовлекать молодежь в построение нового общества.
Чтобы поставленная задача была выполнена, необходимо взаимодействие молодежи с группами профессионалов, разрабатывающих «прорывные» проекты или осваивающих перспективные направления деятельности. В этих разработках должна быть выделена часть, которая бы:
представляла достаточно автономную задачу в рамках всего проекта;
могла быть осуществлена силами подготовленного молодежного коллектива под руководством профессионалов и с необходимым педагогическим сопровождением;
требовала для своей реализации понимания всего проектного замысла в целом.
Именно эта часть разработки, передаваемая для реализации детско-взрослому коллективу (молодежь, профессионалы, педагоги), и образует ядро детско-взрослого производства.
Таким образом, детско-взрослое научно-образовательное производство должно производить знаниевый (эпистемический) продукт, обеспечивающий продвижение «прорывной» проектной или связанной с освоением перспективной области деятельности разработки. Эта принципиальная особенность детско-взрослого производства отличает его от:
– профильного обучения;
– начальной профессиональной подготовки;
– учебно-производственных комплексов;
– кружков и студий детского творчества;
– форм молодежного трудоустройства;
– предприятий, использующих дешевый детский труд.
Простейшая форма детско-взрослых производств связана с освоением уже существующих схем профессиональной деятельности при ее экстраполяции в новую область. Например, для детско-взрослого банка подобной формой может стать разработка схем молодежного потребительского кредитования, связанных со спецификой молодежной клиентуры. Более сложные формы детско-взрослого производства связаны с модификацией существующих схем за счет введения туда дополнительных элементов исследования (схемы инвестиционного кредитования молодежных бизнес-проектов) или с перепроектированием и переработкой существующих схем, вплоть до создания принципиально новых (инвестиционное кредитование молодежных предпринимательских проектов, связанных с производством принципиально новых продуктов или услуг, для которых отсутствуют рынки).
Но детско-взрослое научное образовательное производство – это не только новые знания для нужд «прорывных» и перспективных разработок, но и образовательная модель, в которой молодой человек обучается той деятельности, которая связана с процессом разработки, а также осваивает необходимые для этого знания, вырабатывает у себя компетентности «взрослого» профессионала. Разумеется, образовательный процесс в школе или институте должен предусматривать изменения, отвечающие этим задачам.
Поскольку детско-взрослые научно-образовательные производства рассчитаны на одаренную, талантливую и мотивированную молодежь разных возрастов (от школьника до молодого специалиста), было бы нерационального создавать подобные производства в рамках одного учреждения (института или школы). Напротив, задачи детско-взрослых производств побуждают к использованию сетевых управленческих моделей взаимодействия «взрослых» организаций, вузов и школ. Появление подобных сетевых проектно-разработческих групп придаст осмысленность происходящему сейчас в рамках национального проекта «Образование» наполнению средних и высших учебных заведений информационно-вычислительной техникой.
Одна из проблем при создании детско-взрослых научно-образовательных производств – отсутствие нормативной базы для упомянутых выше сетевых форм взаимодействия. Требуется разработка, согласование и принятие решений как в части правовых, так и в части финансовых нормативов для обеспечения совместной деятельности профессионалов, преподавателей вузов, школьных учителей, различных групп молодежи. Другая важная проблема, требующая законодательного решения, – проблема авторских прав и интеллектуальной собственности, связанная с созданием нового эпистемического продукта.
В настоящее время в режиме экспериментальной апробации создаются следующие детско-взрослые научно-образовательные производства:
молодежное авиационное КБ;
молодежная химическая лаборатория.
Перспективным представляется создание следующих направлений (находятся в стадии предварительных переговоров и/или предпроектной проработки):
– молодежное КБ «Водородная энергетика»;
– детско-взрослый банк;
– киноакадемия;
– медиапроизводство (включая производство контента для мобильных телефонов);
– рекламное агентство;
– телестудия.
Комментарии