Внедрение в жизнь ребенка дополнительных форм образования и воспитания может помочь ему в освоении своего жизненного пространства.
Уже с первого класса ребенок может посещать разнообразные кружки, секции, группы развития. В рамках школьных программ, к сожалению, это невозможно. В привилегированных лицейских классах такая возможность есть и она соответственно оплачивается. Однако, по отзывам родителей, зачастую такие платные дополнительные уроки не оправдывают вложенных в них средств. Причины разные: дети, находясь в рамках школьного расписания, не чувствуют разницы между обычным уроком и уроком творческим (например, занятия хором или изо); или же учителя нередко сами превращают увлекательный процесс игрового, творческого развития в формальную процедуру преподавания, с домашними заданиями, оценками. В результате такого обучения у ребенка вызывает отторжение все, что связано с обучением в свободное от школы время, появляются страх перед строгой оценкой педагога и совершенно естественное стремление уйти от необходимости регламентации любимого занятия, будь то игра в футбол, рисование или пение. Психологи оценивают уровень психического развития ребенка не по оценкам в дневнике и количеству похвальных грамот, а по тому, как ребенок в соответствии со своим возрастом проводит свободное время. Немногие родители сегодня видят своего ребенка с книжкой в руках или за увлекательным процессом рисования, раскрашивания, лепки, застают юных друзей в самый разгар увлекательной игры. В наше время современных коммуникаций, телевизионных и компьютерных развлечений дети теряют непосредственность игры, восприятия мира, навыки реального общения со сверстником и, что страшнее всего, теряют детство. К счастью, все же нынче находятся возможности реального человеческого общения, развития, воспитания. В последнее время возрождаются детские и юношеские спортивные школы, оживают муниципальные детские дома творчества, на базе многих школ воссоздают детские секции и кружки. Например, на базе обычной общеобразовательной школы №963 почти 25 лет назад была создана силами энтузиастов детская театральная студия «Золотой ключик». Театральная студия «Золотой ключик» была основана Людмилой Словесниковой. Несколько лет у коллектива не было своего названия. После спектакля «Золотой ключик», который стал важным этапом в развитии театра, родилось название студии. С того времени стал расти послужной список коллектива, он стал лауреатом и дипломантом многочисленных фестивалей – от районных до международных: «Театральная мозаика», «Театральный вернисаж», «Театральная весна», «Вместе дружная семья», «Дорогу дружбы открывает молодежь!», «Мир в наших руках», «Земля – планета людей», «Юные таланты Московии», «Дети Москвы – героям Родины», «От чистого истока – в прекрасное далеко», «Мастера», «Первый полет», «Театральные каникулы», «Столичный ренессанс», «Карусель» в Рязани, «Театральная осень в Таллине», «Притяжение» в Болгарии. Студия завоевала Гран-при таких серьезных конкурсов, как конкурс молодежных театральных коллективов Северо-Востока, театрального фестиваля-конкурса «Столичный ренессанс», Международного рождественского театрального фестиваля «Волшебный занавес» (Будапешт), Международного фестиваля школьных театров на русском языке в московском Доме актера, получила кубок префекта за лучшую сценическую работу на фестивале «Мир в наших руках». Студия «Золотой ключик» – автор и организатор целого ряда театральных проектов. Из них, пожалуй, самый дорогой сердцу каждого студийца – ежегодная уже в течение 10 лет благотворительная программа «Мировая театральная культура на сцене Музея Востока». Каждый Новый год сюда приезжают воспитанники детских домов Москвы и Подмосковья, для них студийцы показывают спектакли и обязательно преподносят новогодние подарки. В течение пяти лет совместно с Детско-юношеским центром «Отрадное» два-три раза в течение учебного года студия организует и проводит фестиваль «Театральные каникулы» – творческие игры, мастер-классы, показ спектаклей детских коллективов. С успехом стартовали и развиваются такие проекты студии, как окружной поэтический фестиваль-конкурс под девизом «Так продолжается история!» и совместная программа «Диалог поколений» с представителями старшего поколения и ветеранами. В День Победы был организован и проведен совместно с Центром дополнительного образования детей масштабный проект «На ступенях Рейхстага». Но главное в театре – это, конечно, спектакли: сказки «Золотое сердце», «Бенгальская история», «Свинопас», «Незнайка», спектакли формата «маленькая сказка» – «Африканская», «Северная», «Испанская». Старшие студийцы создали серьезные драматические произведения – «Ночь после выпуска», «Команда», «Полюбите тишину», «Ромео и Джульетта» – в уникальном жанре уличного театра (спектакль играют прямо на улице, в качестве естественной декорации использован старый кирпичный дом с колоннами и балконом, создающий атмосферу вечера на площади итальянского города Вероны; фонари, подсветка, бенгальские огни, музыка, история вражды, любви и примирения – зритель никогда не уходит равнодушным!). Последний спектакль – яркая сказочная история «Царевна-лягушка» по пьесе А.Дежурова, с ней в январе 2011 года студия ездила на фестиваль в столицу Латвии Ригу, откуда привезла восторженные отзывы организаторов и зрителей. Театр постоянно обновляет творческие программы, готовит концертные номера, полноценные спектакли, ориентированные на самую разнообразную аудиторию. По словам бессменного руководителя Людмилы Словесниковой, особенная ценность занятий с детьми именно театральной деятельностью в том, что только в театре есть возможность соединить все необходимые направления и средства для всестороннего развития детей. В рамках театра дети занимаются не только актерским мастерством, но и хореографией, вокалом, пластикой, сценическим движением, младшие обязательно рисуют под руководством опытных педагогов-профессионалов, а со старшими проводит тренинги квалифицированный психолог. В составе студии около 70 детей от 7 до 18 лет, причем в течение многих лет костяк труппы остается неизменным. Три года назад театральная студия стала набирать подготовительную группу, где малыши-дошкольники, осваивая базовые предметы, уже окунаются в творческие занятия, которые потом продолжают в более старших группах. Выпускники студии гордятся своим театральным прошлым, кто-то целиком уходит в театральную деятельность и поступает на творческие отделения вузов, кто-то продолжает традиции студии в институтской жизни. Стоит сразу отметить, что «Золотой ключик» не ставит перед собой задачу вырастить профессиональных актеров, певцов, задача студии – всестороннее развитие ребенка средствами театра. Именно поэтому нет строгого и придирчивого отбора в студию, главное – искреннее желание самого ребенка и поддержка этого желания со стороны родителей. У «Золотого ключика» много хороших традиций, которые помогают студийцам работать весело и дружно: совместное проведение праздников, организация интересного и полезного досуга в каникулы, в период летних каникул обязательный выезд для отдыха и тренингов на театральные сборы и творческие смены. Дружный творческий коллектив повсюду находит новых друзей. Атмосфера, царящая в студии, существенно отличается от традиционной школьной. Очень важно, что сохранился некий неповторимый дух «кружковости» – отдельный мир, где нет парт, ответов у доски, но у каждого ребенка есть возможность проявить себя, создать что-то свое, уникальное, поделиться этой радостью с неравнодушными педагогами и своими друзьями. Два-три раза в неделю ребята занимаются различными дисциплинами. В процессе занятий рождаются совместные проекты – спектакли, концерты, выступления. Нет ни одного ребенка, который не был бы охвачен творческим процессом. Более того, и родители не остаются в стороне, заражаясь общей творческой деятельной атмосферой, выходят на сцену, помогают своим детям осваивать новые грани творчества, знания. Можно только позавидовать театральному коллективу – дети выступают в профессиональных костюмах, с ними работают самые настоящие гримеры, а по звуку и свету на сцене студии могут составить конкуренцию только большие профессиональные взрослые театры. По откликам воспитанников студии, им не хочется уходить из студии, здесь их ждет тепло, встречают друзья, педагоги, уже сложились свои традиции, порядки. Коллектив театральной студии постоянно пополняется и всегда готов к новым свершениям. Пожалуй, динамика, открытость отличают данную театральную студию от многих других. Здесь принимают деток самого разного возраста (от 6 до 15 лет), как не отличающихся особыми талантами, так и проявивших свои дарования. Зачастую в студию попадают так называемые трудные дети, обучение и воспитание которых сопряжено с многочисленными трудностями как в семье, так и в школе. Тем не менее методика преподавания в студии такова, что даже самые трудные (заядлые двоечники, гиперактивные дети) находят свое место в большом и дружном коллективе, раскрывают в себе силы для саморазвития. Отрадно сознавать, что в суетливой и такой многоликой Москве есть детские организации, которые перенесли многочисленные трудности 90-х и нулевых годов, выжили, развиваются, что их деятельность целиком посвящена развитию наших детей, помощи родителям в нравственном, многогранном воспитании подрастающего поколения.
Комментарии