Маргарита СЕЛИС, руководитель ресурсного центра «Я и мир»: – Основная цель нашего Центра – создание условий и разработка содержания форм, методов для получения первого положительного опыта социализации ребенка. Социальное развитие ребенка – сложное и противоречивое явление. В силу своей многогранности в пилотном проекте «Московское образование: от младенчества до школы» проблему социализации решают специалисты нескольких ресурсных центров.
Особенностью нашего Центра, открытого на базе детского сада №26 ЮАО, стало создание условий для вхождения в культуру и получения социального опыта детьми, имеющими различный природный потенциал, способности и дарования. Вся работа ведется в условиях инновационной модели дошкольного образовательного учреждения, в котором объединены пять (консультативный пункт, детский сад, леготека, служба ранней помощи, центр игровой поддержки, группы кратковременного пребывания, в том числе группы кратковременного пребывания «Особый ребенок»). Все структурные подразделения связаны между собой, взаимодействуют. Исходя из особенностей развития каждого ребенка и проведенной диагностики специалисты Центра разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка.
В нашем Центре созданы равные возможности для различных категорий детей. Родителям мы предлагаем право выбора разумной (с точки зрения особенностей ребенка) организационной формы пребывания ребенка в ДОУ. По сути, наш детский сад – подлинно культурно-образовательный центр города, куда может обратиться любая семья, имеющая ребенка-дошкольника.
Мы стремимся к тому, чтобы каждый ребенок смог не только усвоить социальные нормы и правила поведения, адаптироваться к окружающему миру, но и проявить свою индивидуальность, самостоятельность, творчество. Понимая, насколько будущее малыша зависит от получения первого положительного опыта социализации, мы делаем все для того, чтобы в Центре обе линии – социализация и индивидуализация – развивались параллельно и гармонично.
Открытость ДОУ для всех детей округа имеет огромное значение не только для реабилитации «особых» детей, но и для развития детей обычных, которые учатся тому, что люди могут быть очень разными, совершенно непохожими на них самих. Это нормально, это надо принимать и уметь адекватно общаться и сотрудничать с такими детьми.
Разработанная нами модель «Родина» во многом изменяет роль педагогов, постоянное общение с детьми позволяет больше узнать о каждом из них, а также активно вступать в контакты с общественностью вне детского сада.
Одна из задач нашего Центра – изучение опыта работы и создание банка данных по различным вопросам, связанным с социальным развитием ребенка-дошкольника, описание особенностей социализации детей дошкольного возраста в условиях использования новых форм дошкольного образования, разработка методических рекомендаций.
Большое внимание наш Центр уделяет трансляции накопленного опыта. Наши сотрудники постоянно проводят консультации для специалистов детских садов и руководителей структурных подразделений (новых форм дошкольного образования) округа и города, на базе Центра проводятся презентации, семинары, «круглые столы», мастер-классы по различным темам, связанным с развитием ребенка- дошкольника, специалисты Центра принимают участие в выставках, в телепередачах.
Среди культурных форм, оказывающих существенное влияние на социализацию ребенка, важное место принадлежит игре. В Центре созданы и предметные, и социальные условия для развития разных видов игр, работает центр игровой поддержки, где малыши вместе с родителями получают свой первый опыт пребывания в коллективе. В течение нынешнего учебного года специалисты Центра будут разрабатывать Положение и методические рекомендации по созданию такой новой формы, как игровая комната в ДОУ. В детских садах Москвы будет проведен мониторинг игровой деятельности, организован постоянно действующий семинар по созданию игрового пространства для детей, в том числе и для детей с «особыми» потребностями.
Достижения социализации во многом связаны с результатами освоения ребенком культуры. В Центре накоплен достаточный опыт работы по приобщению детей к традиционным отечественной и мировой культурам, такая работа проводится совместно с родителями, что, безусловно, способствует укреплению детско-родительских отношений и имеет большое значение для получения первого положительного опыта социализации ребенка.
В 2007 году наш детский сад занял первое место в Московском городском конкурсе моделей «Детский сад будущего», наша модель практически уже реализована и перед нами стоят новые задачи – показать возможности инновационной модели дошкольного учреждения для получения социального опыта всех без исключения детей. Я верю, что дети, воспитанные в нашем Центре, будут жить в гармонии с собой и с теми, кто их окружает, что они станут полноправными членами общества.
Комментарии