В этой школе на нем держится всё
Мне кажется, наши ученики умнее нас в тысячи раз, – говорит директор известнейшей столичной школы │ 112 Наталья Борисовна КУЗНЕЦОВА. – Как-то гости – главы фирм, занимающихся школьным оборудованием, – были поражены двумя вещами: тем, что мы работаем с мелом и доской, и тем, какие качественные знания имеют при этом ребята│.
У нашей молодежи коренным образом изменилось отношение и к целому ряду предметов. Если раньше одни интересовались только гуманитарными предметами, а другие – техническими, то теперь порой трудно определить, где та грань, разделяющая детей на, как говорили раньше, физиков и лириков. Многие, например, у нас в школе увлекаются чисто техническими предметами – физикой, математикой, но в то же время посещают факультативные занятия по правоведению. Они считают, что юридические знания просто необходимы в жизни. Мы и сами не ожидали, что из 68 учеников 49 изъявили желание заниматься правом. Очень много ребят у нас занимаются таким предметом, как введение в экономику.
Наши школьники решили организовать научное общество – чисто техническое, где будут заниматься информатикой. Одна из задач – создание мультимедийных учебных дисков, на которые можно записывать речь, мультипликацию и все, что угодно. Один такой диск в нашей школе уже создан, он посвящен 200-летию со дня рождения Адама Мицкевича. За два года ребята проделали колоссальную работу: обращались за помощью в польское посольство, встречались с университетскими филологами, которые изучают творчество Мицкевича, снимали на видеокамеру места, связанные с жизнью поэта, записывали артистов, читающих его стихи.
Эта работа заняла два года. И как ее квалифицировать – как техническую или гуманитарную?
– Я понимаю,что дети практически все хотят поступать в вузы. Но все ли смогут? Ведь ни для кого не секрет, что поступить в тот или иной вуз достаточно сложно.
– Действительно, это так. Пожалуй, без специальной подготовки практически никто попасть в вуз не может. Поэтому каждый решает для себя сам, каким образом ему добиться заветной цели – посещать подготовительные курсы или нанять преподавателей.
Мы своих детей не можем просто так отправить во взрослую жизнь и забыть. Поэтому наша школа носит некий характер домашности. Вот недавно мы проводили LВеселые старты│ и за нас пришли болеть наши выпускники, которые уже учатся в институтах. Или другой случай – пришли ко мне девочки, окончившие нашу школу, им надо подработать. Конечно, мы должны им помочь, теперь они вечерами убирают школу. Не идти же торговать сигаретами.
Так что наша школа не бросает учеников на произвол судьбы. У нас заключены договора с различными вузами Москвы – с авиационно-технологическим университетом, с факультетом иностранных языков МГУ, с пединститутом и педагогическими училищами. Сейчас собираемся заключить договор с Высшей школой экономики.
– А что это дает ученикам?
– Во-первых, они могут общаться с преподавателями этих вузов, расширять и углублять свои знания, начиная практически с 8-го класса. Это своего рода наставничество. Во-вторых, это дает возможность сдавать выпускные экзамены как вступительные в вуз, не выходя из стен школы.
Вузы мы выбираем не случайно. Например, с авиационно-технологическим университетом мы стали сотрудничать по просьбе самих ребят, а родители помогли осуществить эту идею. При заключении договоров с вузами мы руководствуемся не только тем, что наши дети смогут туда поступить. Я считаю, это способствует более точной профориентации детей, расширяет их интересы и повышает качество образования.
– Все прекрасно знают, в каком трудном материальном положении оказалась сегодня школа. Деньги на тот же ремонт или другие нужды школам практически не выделяются, учителя получают гроши. Как школе и учителям выжить?
– Порой на чистом энтузиазме учителей. Во многом помогают родители. Да, они должны помогать школе, где учатся их дети, чтобы создать им комфортные условия. Но помощь не должна сводиться к каким-то спонсорским вложениям. Это мое убеждение. Мы решили не учреждать никаких попечительских советов и думаем над созданием общественной родительской организации, где каждый родитель сможет найти себе место в какой-то области, исходя из своих возможностей, самостоятельно определить, каким образом помочь своим детям.
– Школьная программа сейчас очень сложная и объемная. Дети много времени проводят в школе, а потом еще сидят допоздна дома над уроками. Безусловно, они страдают от физических и психологических перегрузок. Как можно решить эту проблему?
– В первую очередь – это коррекция учебного плана. Я считаю, он перегружен предметами, которые легко могли бы интегрироваться с другими. Мировую художественную литературу, например, можно объединить с историей или литературой. Многие предметы вообще перенасыщены информацией, множеством всяких второстепенных данных, которые ребенок должен запоминать.
Я считаю, надо обязательно увеличить количество предметов, связанных со здоровьем, – физкультура, по возможности бассейн. А в начальной школе я планирую ввести прогулки.
– Школа XXI века. Какой она будет?
– Конечно, многое изменится. Я представляю себе школу будущего, безусловно, хорошо оснащенную. Светлая и чистая, вовремя отремонтированная, с серьезной спортивной базой. Человек должен иметь возможности для реализации всех своих потребностей.
Я не знаю, может быть, мы этим и сильны, что работаем с мелом и доской. У нас в школе проходило совещание глав фирм, занимающихся школьным оборудованием. И они были просто поражены, в каком каменном веке мы находимся и какие при этом качественные знания имеют наши дети.
Конечно, в школе XXI века у ребенка должен быть прежде всего душевный комфорт. Я думаю, это и есть самое главное в будущей школе.
Елена ЛОПУХИНА
Комментарии