В образовании Перми новшество. Опять чиновничью армию тянет на эксперимент. На этот раз изобретен дето-час. Не более и не менее как новая единица измерения труда педагогов дополнительного образования. Смешно? Да не очень. Ибо если приглядеться к этому дето-часу, если вдуматься и вглядеться в этот очередной чиновничий детозуд, станет не по себе.
Комментарий «УГ»КомментарийИрина АБАНКИНА, кандидат экономических наук, директор Института развития образования ГУ – ВШЭ:Принцип оплаты выбран неверноВведение новой системы оплаты труда педагогов нацелено на стимулирование качества и результативности обучения. Однако обучение по обязательным и дополнительным программам организовано по-разному, поэтому механистичное копирование эффективных моделей системы оплаты труда, которые реализованы в школе, в дополнительном образовании может привести к противоположным результатам и оказаться губительным. В первую очередь это относится к перенесению на систему дополнительного образования ученико-часа или дето-часа.Дополнительное образование принципиально отличается от школьного. В школе обучение осуществляется в соответствии с федеральными образовательными стандартами, включающими требования к структуре образовательной программы, доминирует классно-урочная система. Типовым положением об общеобразовательном учреждении и СанПиНами установлена предельная наполняемость классов. Дополнительное образование реализует множество различных программ с абсолютно разными режимами – есть программы индивидуального обучения, например игра на музыкальном инструменте или художественное слово, есть групповые занятия, например танцевальные студии или художественные, а есть обучение в больших коллективах, например хоровое пение. Зарплата педагога дополнительного образования должна основываться на общих принципах разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Стимулирующая часть зависит от успехов и достижений учеников, от качества работы педагога. Компенсационная часть устанавливается в зависимости от требований нормативных правовых документов, обеспечивающих повышенную оплату за сложные или вредные условия труда. Базовая часть является гарантированной частью оплаты труда и должна выплачиваться в учреждениях дополнительного образования вне зависимости от числа обучающихся.Для дополнительного образования окладная модель оплаты труда – наиболее подходящая. Фактически на федеральном уровне постановлением Правительства РФ №583 для отраслей социальной сферы устанавливается окладная система оплаты труда. Эта система и должна быть взята за основу в дополнительном образовании. Если открывается программа дополнительного образования, то педагогу, который ее реализует, устанавливается оклад, который включает все три части: базовую, компенсационную и стимулирующую. Все существенные условия должны быть оговорены в контракте. Базовая часть может устанавливаться в зависимости от прожиточного минимума или средней зарплаты в регионе, но в любом случае должна быть не ниже той зарплаты, которую педагог получал до перехода на новую систему, если объем его работы остался прежним. Базовый оклад зависит от квалификации педагога, от того, в какой профессионально-квалификационной группе (ПКГ) он находится и на каком уровне. Уровни в ПКГ определяются полученным образованием (высшее или среднее профессиональное) и стажем работы.Дополнительное образование служит пространством развития для детей, в нем должна быть сохранена свобода выбора программы, возможность ее смены. Дополнительное образование – это пространство поиска, выявления интересов и раскрытия способностей. Мобильность в дополнительном образовании – показатель его качества, в нем право на ошибку, поиск, выбор должны быть поставлены во главу угла. Оплата по принципу ученико-час или дето-час разрушает саму суть дополнительного образования, в котором не должно быть погони за массовостью, за наполняемостью.
Час от часу…
Под новую чиновничью задумку можно будет «прихлопнуть» всех. В первую очередь расправиться с педагогами учреждений дополнительного образования через дальнейшее обрезание и без того скудных зарплат. Как? Да очень просто.
Суть задуманного нововведения в том, что каждый ребенок получит пластиковую карточку. Что-то вроде электронного пропуска. Этот пропуск будет ограничивать право ребенка попробовать себя в детском творчестве только одним из кружков. За второй, третий, если родители хотят, чтобы ребенок развивался разносторонне, чиновники потребовали платить.
И вот теперь, приходя на занятия в кружок, секцию или другой детский коллектив, ученик должен будет, подобно работнику режимного предприятия, отметиться через электронный пропуск. Зачем? А для того, чтобы компьютер, который установят для этого дела, зафиксировал посещение.
Исходя из количества таких зафиксированных отметок и будут считаться дето-часы каждого руководителя кружка, и по этим дето-часам начисляться зарплата педагогу учреждения дополнительного образования. Красиво придумано? Экономно?
Еще как! Особенно если дети будут болеть. Зарплата педагога тут же усохнет на соответствующую долю. А скажем, в эпидемию гриппа и вовсе растает? Какие уж тут дето-часы, если дети болеют, сидят на карантине. Нет их на занятиях, следовательно, нет и зарплат. Только вот надолго ли задержатся люди на таких рабочих местах?
Тем более что дети наши – растеряши. Ребенок может потерять свой пропуск, забыть дома. Интересно, кстати, что делать в таком случае? Не пускать его в Дом детского творчества? Гнать через весь город обратно за пропуском? Ведь если пустить, дето-часов все равно не будет. А если не пустить, отстанет от программы.
Восстановление утерянных пропусков, понятное дело, будет проводиться за плату. Станут ли заниматься таким восстановлением малообеспеченные семьи, и так считающие каждую копейку? Вопрос, конечно, риторический…
Кстати, есть и другая сторона проблемы. Кто гарантирует, что компьютер, считающий дето-часы, не сломается, не зависнет? Как об этом узнать педагогу? Куда тогда бежать? Как доказывать, что дето-часы сидели на занятиях? И уж совсем интересный момент: как быть тренеру детской дворовой команды? Куда его дети будут прикладывать свои пропуска?
Эти вопросы представители учреждений дополнительного образования попробовали деликатно поставить на заседании общественного совета по вопросам образования в городе Перми.
В ответ услышали от заместителя главы городской администрации Надежды Кочуровой, что техническая сторона дела – не их забота. Мол, если потребуется, во дворы будут высланы «живые счетчики». Это ж, представьте, сколько бездельников начнут надзирать за теми, кто действительно работает с детьми. А сколько унижения придется пережить от этого постоянного надзирательства! Кстати, и «живой счетчик» может в какой-то момент не прийти. Скажем, заболеет. Тоже ведь не железный.
Дальше – больше?
Это все вопросы, лежащие на самой поверхности. А если чуть-чуть копнуть? На каждого несовершеннолетнего предполагается выделить по десять тысяч рублей. Тратить эти деньги ребенок будет по своему усмотрению с помощью пластиковой карты, выбирая, где потратить дето-часы.
И вот пойдет он по зову рекламы в боулинг-клуб. «Прокатает» эти деньги за несколько посещений в этом развлекательном заведении. «Проплавает» за считанные дни в дорогом частном бассейне. По замыслу чиновников на рынке дополнительных образовательных услуг должны обязательно быть частники. И что дальше? Ясное дело – улица.
Еще интересный вопрос. Куда направятся деньги, выделенные на детей, которые не пойдут ни в какие кружки и секции? Вернутся в бюджет? Пока это тайна, покрытая мраком. Но вряд ли их отдадут на развитие базы дополнительного образования, которое никогда не барствовало, хотя делало и делает огромную невидимую работу по спасению детей от навыков подворотен.
Своими сомнениями педагогическая общественность учреждений дополнительного образования попробовала поделиться в коллективном письме, адресованном депутатам Пермской городской Думы. Представляют ли они, что творят, поддерживая нововведение и толкая систему дополнительного образования в рынок, определяемый хаотическим выбором детей?
Ведь новая система финансирования учреждений дополнительного образования с отсутствующим фондом оплаты труда начисто лишит педагогов социальных гарантий: гарантированной заработной платы, оплаты отпусков, больничных листов… А представим целое лето без зарплаты. Ведь дети-то в это время будут отдыхать.
В ответ на письмо – пока ничего вразумительного. Правда, пластиковые пропуска и дето-часы, которые предполагалось ввести чохом с января 2010 года, отложены до августа. Кстати, на их изготовление и внедрение планируется истратить несколько сотен миллионов рублей. Городу больше некуда девать деньги? При этом нигде не опробовав изобретенные дето-часы? Ну хотя бы на парочке отдельных учреждений, согласных в добровольцы! Чтобы не наломать дров, посмотреть, что и как. Как лучше детям, педагогам. Или это настолько гениальная находка, что всех сразу можно стричь под одну гребенку? «Кнут» поднят – и все бегом, не различая никого в отдельности: культуру, спорт, науку…
Загадочная личность
Кстати, задумывался ли кто-нибудь из непосвященных о том, что за явление – педагог дополнительного образования? Это не учитель. И к нему на занятия дети вовсе идти не обязаны. Это ведь не уроки в школе. А если идут, значит, идут не просто чему-то научиться. Идут к яркой личности, которая им интересна. И сами попутно растут как личности.
Программы дополнительного образования так и построены – по нарастающей. Растут дети, добавляются навыки. Скажем, в детском театральном коллективе, где проходят занятия по сценической речи, актерскому мастерству, движению, вокалу… Младшие школьники, начинающие здесь заниматься, ходят 6 часов в неделю. У старших объем времени вырастает до 9 часов. А ведь пластиковая карта ограничивает посещаемость только шестью часами! Фактически сводя работу педагогов к «притопам» и «прихлопам». Больше и не надо?
В полном замешательстве руководители кружков и секций, где никак не обойтись без индивидуальных занятий. Скажем, навыкам журналистики скопом не научишь. С ребенком нужно сесть и деликатно разобрать его работу один на один. Чтобы не обидеть, не отбить охоту разбором при всех. А дето-час такого не потерпит! Он не сосчитает, что это полноценная работа.
Фактически дето-часами выставляется заградительный шлагбаум на пути молодых педагогов в сферу дополнительного образования. Ведь чтобы создать устойчивый детский коллектив, нужно время. Дети приходят, посмотрев, позанимавшись, некоторые уходят. Появляются другие. Тоже присматриваются.
Ведь ребенок еще, к счастью, не робот. Как бы кому-то этого ни хотелось. Он не рождается сразу с заданными свойствами: ходить только в кружок кройки и шитья. Он пробует искать себя в разных направлениях. И правильно делает! Подсознательно он ищет свое призвание в жизни.
А дето-час таких тонкостей не учитывает! Ему подавай «поголовье» сразу или уходи! Или вообще не начинай. В редакционной почте то и дело появляются письма расстроенных детей и родителей о том, что кружки закрываются, потому что у начинающих педагогов дополнительного образования нет разбега по времени для создания устойчивого коллектива.
Теперь суммируем. Итог вполне предсказуем. Молодые педагоги получат по рукам, чтобы и не начинали. А опытные, те, что годами работали с детьми, будут полностью зависеть от дето-часов, болезней, каникул, карантинов, «живых счетчиков»… И в конце концов станут искать что-то более надежное, чтобы не оказаться без копейки.
Вот и напрашивается большой вопрос. То ли нынешние чиновники от образования не в курсе, чем руководят, то ли у них другие задачи. Не зря ведь, надо полагать, мэр города Игорь Шубин признал, что будут и уходы специалистов в другие сферы, и, может быть, банкротства учреждений дополнительного образования.
А значит, нетрудно догадаться, что будут и распродажи зданий. Так не тут ли самая главная собака зарыта? Дома и дворцы творчества юных, строившиеся во времена, когда государство ставило целью развивать детей всесторонне, возводились с умом: в удобных для детей местах… Сегодня, когда кончилась распродажа «воздуха», когда все «слоны» поделены, разве и осталось, что отбирать и распродавать здания социально значимых учреждений.
Где-то в глубине души, может, еще и теплится надежда, что не все так цинично. Но… похоже, зря. Ведь всем не согласным с «дето-часами» уже показан господский кулак. По учреждениям дополнительного образования уже разосланы образцы извещений, в которых педагогам прямо говорится: «В случае вашего отказа от работы в новых условиях вы подлежите увольнению по пункту 7 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (отказ работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора) по истечении 2 месяцев со дня предупреждения»…
Пермь
Комментарии