search
main
0

Детские вопросы. Емелина рыба

Старший внук учится во втором классе. Читаем с ним сказку об Иване-царевиче и Сером Волке (она включена в учебник). И тут внук задает вопросы, которые ставят меня в тупик. Первое, на чем он споткнулся, – заверения старших царевичей. Те ведь царю-батюшке сказали, что стерегли сад всю ночь, а сами всю ночь проспали. Внук: «Они же взрослые, почему обманули? Разве можно родителей обманывать?» Объясняю, что старшие сыновья поступили плохо, вот Иван-царевич – совсем другой, он хороший.

Читаем дальше. Серый Волк просит царевича взять только Жар-птицу, а золотую клетку не трогать. «Трезвон пойдет, стража проснется, быть беде». Что же сделал царевич? Он не только украл Жар-птицу, но и с клеткой было жаль расстаться! Не послушал Серого Волка, поступил своевольно.

Внук: «Вот видишь, ты говорила, что Иван-царевич не такой, как братья. А разве можно воровать?» Вот те раз!

Чем дальше идет сказ, тем больше вопросов. Иван-царевич всех обманул и остался в выигрыше. У него Жар-птица в золотой клетке, конь златогривый, девица-красавица. Естественно (на наш взрослый взгляд), у братьев возникла черная зависть. Они убили Ивана-царевича и все взяли себе. Я-то, взрослая, понимаю, что старая сказка – это наша современная действительность: кто успел – имеет все, кто опоздал – ничего. Жаль, что учителя и большая часть населения России относятся к тем, кто опоздал.

А возьмем сказку «По-щучьему велению». Как-то проходили с внуком мимо пруда. Он вздохнул: «Вот бы мне такую рыбу поймать, как Емеля». «А что бы ты сделал?» – поинтересовалась я. Он стал перечислять свои хотения-желания. Список получился внушительный. Успокаивает меня как педагога и бабушку лишь то, что здоровье близких его интересует чуть больше, чем компьютерные игры, деньги, техника.

Я беседовала с учителями начальных классов, пыталась выяснить, как они выходят сегодня из этой «сказочной ситуации», что отвечают детям на их вопросы. Чаще всего они говорили, что стараются объяснить им, мол, жизнь – это одно, сказка – другое. Нельзя принимать сказку всерьез.

Может быть, я излишне строго подошла к этому вопросу. Может быть, но по телевизору – боевики и кровь, в реальной жизни – нехватки-недостатки, разговоры о маленькой пенсии бабушки и о зарплате родителей. И на этом фоне – чтение сказок. Но что откроется детям в мире прекрасных сказок?!

Мои дети не задавали мне тех вопросов, которые сейчас задает внук.

Может быть, кто-то посоветует, как отвечать на вопросы внуков?

Таисия БАТАЕВА, учитель математики, социальный педагог школы №20, Белгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте