search
main
0

Детские сады в авангарде ИКТ. Программирование и сайтостроительство на службе у дошкольного образования

Обыкновенное занятие по изо в обыкновенном детском саду. Сегодня ребята рисуют лисичек, добрых молодцев и красных девиц – скоро кукольный спектакль, и надо подготовить главных героев к выходу на сцену. Кто-то из малышей строит сказочный лесной замок, раскрашивая его во все цвета радуги. Только все это происходит не в реальной, а в виртуальной среде – на интерактивной доске.

«Основная наша задача, чтобы все это не заканчивалось внутри компьютера, – говорит заведующая Центром развития ребенка – детским садом №2558 Ирина ТУЙЧИЕВА. – Нам важно, чтобы ребенок выходил в жизнь, он должен стать кем-то, получить реальную, а не виртуальную профессию. Поэтому цикл замкнутый: создаем картину на информационной доске, работаем с природным материалом, строим лесное или подводное царство». Хотя по прошествии некоторого времени персонажи и реквизит сказки становятся вполне осязаемыми – их распечатывают, вырезают из листов бумаги, склеивают и вот оно – волшебство.

Весной 2008 года Центр развития ребенка стал победителем совместного проекта Департамента образования и Правительства Москвы «Детский сад будущего» в номинации «Современные информационные технологии в дошкольном образовании». В рамках проекта детскому саду для разработки программы выделили интерактивную доску. «Когда получили деньги, оказалось, что мы сами не поняли, во что ввязались, – смеется заведующая детским садом. – Мы выяснили, что победой дело не заканчивается и что в течение трех лет нужно разрабатывать методики того, о чем мы так красиво говорили. Это так трудно. Нужно анализировать, экспериментировать, выдавать результаты, чтобы в конечном итоге после трех лет работы показать результат».

Дошколята рисуют с помощью специальной компьютерной программы «Фантазеры» забавных зверушек. «Например, дети рисовали сказку о трех друзьях, каждый из которых искал свой мир и свое счастье, – рассказывает Ирина Туйчиева. – Очень философская сказка получилась о том, что порознь счастье не найти, счастье можно обрести только вместе и в то же время у каждого должна быть своя родина». При этом стоит отметить, что в программу заложен целый комплекс задач, направленных на развитие самых разных способностей у ребенка: от стимулирования творчества – до развития логики. Программа состоит из пяти интерактивных мастерских, каждая из них – познавательная среда, в которой ребенок может фантазировать и воплощать. Так, мастерская «Сказки природы» подразумевает конструирование из природного материала и создание сюжетов из шишек или желудей. Например, животных дети рисуют, используя листья деревьев, палочки, цветы, травинки, располагая их и раскрашивая в соответствии со своими представлениями о зверях. В мастерской «Цветочная фантазия» можно нарисовать открытку или узор. Мастерская «Строитель-архитектор» подразумевает работу с геометрическими фигурами и прочим строительным материалом для создания фантастических замков. «Художник» – для увлеченных художественной росписью наподобие хохломы, дымки или гжели, а мастерская «Театр из бумаги» – для юных режиссеров и сценаристов. «Обычно очень трудно проникнуть в режиссерскую игру ребенка, когда он сидит и сам что-то мастерит, придумывает, показывает, – отмечает Ирина Туйчиева. – Было очень трудно не только придумать, как в такой игре использовать компьютерные технологии, но даже заглянуть в этот мир».

«Все мы знаем, что живем в век информационных технологий, в любой профессии мы сталкиваемся с компьютером и должны его принять, им владеть, – говорит научный консультант экспериментальной площадки Центра развития ребенка Алла КОРКИНА. – Между тем на каждом этапе своего развития ребенок участвует в ведущих видах деятельности, которые определяют правильное и гармоничное развитие личности и интеллекта ребенка». По ее словам, несмотря на то что часто родители пытаются оградить свое чадо от тлетворного влияния компьютеризации населения, компьютер в мир ребенка уже давно и прочно вошел. При этом, к сожалению, на этот виртуальный мир в большей степени воздействует не научное сообщество, а коммерческое, так как на компьютерных игрушках можно заработать много денег. Современных же научных исследований на тему влияния компьютерной сферы на ребенка крайне мало. Даже поставки компьютеров в детские сады в рамках программ компьютеризации учебных заведений не сопровождаются никакими рекомендациями, обучением и специализированными программами. Между тем ребенок, подготовленный к школе, – это уже не только тот, кто умеет читать, писать и считать, но еще и тот, кто владеет компьютером. Как результат – дошкольные учреждения должны (наравне с прочими навыками) знакомить ребенка и с информационными технологиями.

«Существенный фактор использования компьютеров в детских садах – это возможность обогатить интеллектуальное развитие ребенка, – отмечает Алла Коркина. – Но, как показывает анализ научной литературы, компьютер может стать фактором развития только при условии, что он лишь одно из средств развития». У ребенка, уверена она, важно прежде всего сформировать правильное отношение к компьютерному средству. Дать понять, что это не то, что дарит эйфорию, азарт и счастье: при подобном взгляде у ребенка может сформироваться зависимость. Нужно дать понять, что при помощи компьютера можно познавать мир, развиваться, получать положительные эмоции от собственной интеллектуальной работы. В этом основная задача не только дошкольных учреждений, но и родителей, особенно дома.

Компьютер как угроза…

В течение полутора лет среди 249 родителей дошколят проводили опрос на тему, что дома дети делают с компьютером. Согласно ему 38 процентов детей два-три раза в неделю стабильно сидят за компьютером. Причем каждый четвертый – больше трех раз. Для сравнения: согласно букве санитарных правил и нормативов (СанПиНов), это допустимо не более одного раза в неделю. 44 процента ребят сидят за компьютером по тридцать-пятьдесят минут. По тем же СанПиНам – допустимо десять-пятнадцать минут для дошкольников пяти-шести лет. На вопрос «Что скорее выберет ваш ребенок для отдыха?» 22 процента опрошенных ответили: «Компьютер».

«Информационные технологии в развитии ребенка могут стать помощниками только в случае грамотного использования, – подчеркивает научный консультант. – Во-первых, это грамотная организация совместной с компьютером деятельности: правильная посадка, гигиена, время работы. Во-вторых, это то, что нам дает сама компьютерная программа: что находится в коробочке с компьютерной программой, мы не узнаем, пока ее не купим». Понятно, что на каждой обложке написано «развивает память, интеллект». Понятно, что эти лозунги привлекают родителей, которые их покупают и, часто даже не проверяя их предварительно, отдают детям. «Компьютерная же программа может привести к формированию агрессивности, негативно повлиять на воспитание, а мы изначально не знаем, есть это в программе или нет, – отмечает Коркина. – Кроме того, компьютерный рынок переполнен именно развлекательными программами, основная идея которых – просто интерактивный мультик. Опыт же многочисленных выставок показывает, что если на стенде рядом стоят развивающая программа и игрушка по известным мультикам, то родители стопками берут последнюю».

Между тем программы развлекательные могут оказать негативное воздействие на личность ребенка, так как ребенок в работе с такими программами становится попросту пассивен: он оказывается в роли исполнителя, которого ведет компьютер. Это приводит к тому, что ребенок уходит в виртуальный мир. Именно поэтому исследования показывают, что для дошкольника наиболее приемлемы творческие программы, где ребенок будет в центре, будет активен.

«К сожалению, сертификация компьютерных дисков на государственном уровне на сегодняшний момент отсутствует, – делает вывод Алла Коркина. – Не понятно, как выбрать из десяти дисков, на которых написано «развивает память», тот, который ее действительно развивает. Более того, многие родители не знакомы с грамотной организацией работы ребенка за компьютером, с тем, почему, например, нельзя дошколенку просидеть целый час за компьютером. Неясно, где взять программы, кто их делает, как выбрать правильный диск». Выход из сложившейся ситуации Коркина видит в создании специальных компьютерных курсов для родителей и на уровне управления образования, и на уровне комитетов и общин. Возможно, просветительскую деятельность придется взять на себя и самим дошкольным учреждениям.

…и как решение

«Когда мы приобрели компьютерный класс, у нас даже не было мысли использовать компьютерные игры для развлечения ребят, – вспоминает отличник просвещения, руководитель структурного подразделения Центра развития ребенка Ольга ГОРНИЦКАЯ. – У нас сразу появилось желание сделать компьютер средством развития ребенка. Это значит, что ребенок на компьютере должен творить, а это позволяют только программы «открытого» типа, которые не допускают уже готового ответа». Творчество в широком смысле слова – это создание чего-то нового. По словам Горницкой, коллектив Центра задумался над тем, что может принципиально нового создать дошкольник, и в ответ создал программно-методический комплекс «Фантазеры». Сначала вышла сетевая версия – диск на пять-шесть компьютеров «Фантазеры. Волшебный конструктор», совсем недавно вышла индивидуальная версия для родителей «Фантазеры. Талантливый дизайнер». «Когда мы думали о том, как нам соединить компьютер и деятельность ребенка, то сразу начали составлять программу, позволяющую работать на компьютере параллельно с занятиями с воспитателем», – говорит педагог.

Например, когда начинается осень, воспитатель первым делом предлагает детям, используя шишечки, каштаны и желуди, что-нибудь сконструировать. В результате весь детский сад усыпан ежиками из каштанов, человечками из желудей и шишек. В «Фантазерах» же есть один блок, целиком посвященный природным материалам. Тут надо напомнить, что ребенок в отличие от взрослого пока не в состоянии заранее планировать решение задачи. «Сначала они берут шишечку, потом желудь: первые движения в программе могут быть абсолютно хаотичными и бессмысленными, – рассказывает Ольга Горницкая. – А потом вот еще листик взяли, как-нибудь повернули – и уже на что-то похоже. У ребенка, таким образом, возникает план, он начинает творчески мыслить. Компьютер учит планировать работу ребенка, а мы побуждаем его к этому». Компьютер не делает замечаний, он не говорит: «Сделай так или так!», ребенку приходится думать самому. Грамотный же педагог еще и делает так, чтобы дети обратили внимание на работы друг друга. По словам Ольги Горницкой, дети с невероятным восторгом и интересом реагируют на какие-то творческие находки друг у друга, у детей включаются воображение и фантазия. Потом дети продолжают работу, уже обогатившись опытом друг друга, выходят на новую стадию взаимодействия с компьютером. «Мы специально создавали программу под дошкольные учреждения, чтобы было взаимодействие компьютера с нашей учебной программой, – подытоживает она. – В результате занятий у детей формируется выход за рамки стереотипов, появляется умение связывать мысленно не связываемые в реальной жизни образы предметов».

Если родители не идут в детский сад

А вот сотрудники детского сада комбинированного вида №2483 пошли по другому пути, а точнее – по пути интернетизации дошкольного образования. Дело в том, что в современном мире высоких скоростей и поголовной занятости не все родители могут позволить себе полностью вникать в детсадовскую жизнь своего дитяти. «Все родители сейчас очень заняты. Отдавая своих детей в детский сад, они в принципе перепоручают их сотрудникам детского сада, – отмечает сотрудник творческой лаборатории детского сада, кандидат психологических наук, доцент Елена УШАКОВА. – Конечно, у них есть интерес к деятельности ребенка, но иногда бывает просто некогда посмотреть, чем и как он занимается». И тут на помощь приходит Интернет. Именно при его поддержке была выстроена система эффективного взаимодействия детского сада №2483 с родителями, а именно создано средство дистантного общения.

Детский сад комбинированного вида был открыт в 2004 году. На сегодняшний день состоялось уже два выпуска воспитанников. В нем есть шесть групп, две из них – для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В мае 2008 года детский сад выиграл в проекте Департамента образования «Детский сад будущего» в номинации «Современные информационные технологии в дошкольном образовании» с проектом «Повышение родительской компетенции средствами дистанционного общения». Руководство детского сада сделало самое логичное, что можно было предложить в рамках номинации, – создание сайта, не просто наполненного информацией (адрес, телефон, руководители и пара общих фотографий), но сайта в прямом смысле слова – инструмента общения в Мировой паутине. «Мы очень хотим, чтобы родители были равноправными партнерами, активными участниками нашего образовательного процесса, – отмечает заведующая детским садом, почетный работник общего образования РФ Наталья ГАГАРИНА. – Чтобы были общие идеи, общие цели, высокая компетенция, чтобы мы жили и трудились на благо наших детей».

Тут надо сказать, что сайт (http://www.ds2483.msk.ru/) полезен не только для родителей ребят, посещающих этот детский садик, а вообще для любого родителя, имеющего вопросы по развитию и воспитанию своего дитяти. Основная цель деятельности работников – формирование компетентности родителей средствами дистанционного общения. Над достижением этой цели руководство садика работает уже год. И, по словам кандидата психологических наук Елены Ушаковой, увлечение этой темой возникло у них неспроста.

Детский сад изначально воспринимается как закрытая структура, куда ребенка сначала отдают, а потом забирают, в процессе знакомясь с какими-то предметами творчества детей. Сотрудники же детского сада №2483 в целом и творческая лаборатория в частности поставили перед собой цель – сделать из родителей не просто инертных потребителей образовательных услуг, а социальных и психолого-педагогических партнеров. Собственно эта цель и послужила причиной создания сайта.

При этом стоит уточнить смысл термина «компетенция» или «компетентность». По мысли Елены Ушаковой, это – «система знаний» родителей о возрастных, индивидуальных особенностях ребенка. «Практически каждый второй ребенок имеет особенности в развитии: кто-то возбудимый, кто-то замкнутый, кто-то тревожный, – перечисляет она. – Поэтому родителям бывает очень трудно разобраться в особенностях своего ребенка, а к специалистам пойти иногда недосуг». Систему знаний могут дать только люди, постоянно общающиеся с ребенком, то есть специалисты дошкольного образовательного учреждения. Они знают детей хорошо, потому что каждый день видят ребенка, следовательно, могут порекомендовать родителям методы взаимодействия. Соответственно при нехватке времени существует форма дистанционного общения.

Так уж сложилось, что помимо всего прочего родители для ребенка еще и главный пример для подражания. В общении с ребенком же мы чаще всего придерживаемся так называемой «житейской психологии», что не очень правильно. Гораздо вернее сформировать общение с ребенком на основе советов детских педагогов-психологов. Такой «комплексный» подход к взаимодействию с ребенком также, по мнению доцента Ушаковой, входит в «систему знаний». Часто мы приходим домой, выполняем какие-то механические для нас действия и не задумываемся, как это повлияет на формирование характера дитяти. «Нужно заставить родителя посмотреть на себя как в первую очередь на родителя, – говорит Елена Ушакова. – Как на человека, который выполняет социальную роль родителей. Так что личностные качества родителей также составляющие психолого-педагогической компетентности».

Что нам стоит сайт построить

Одна из задач педагогического коллектива – это создание и внедрение комплексной системы использования информационных технологий психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников детского сада. Для создания этой системы творческая лаборатория садика должна была проанализировать семьи, стремления семей и их владение информационными технологиями. Так, многие родители воспитанников детского сада, как выяснилось, хотя и слышали о том, что такое Интернет, но не знают, ни как туда войти, ни как с ним работать. Поэтому на первом этапе сотрудники детского сада столкнулись с трудностью, поскольку не могли вовлечь все сто процентов родителей в новый тип общения. Однако на сегодняшний момент 78 процентов родителей все-таки втянулись в общение со специалистами посредством сайта.

Что интересно, по словам Елены Ушаковой, общение через сайт породило очень много очных вопросов. «Родители стали гораздо чаще обращаться к воспитателям и специалистам с просьбой помочь в решении проблем, разобраться, – говорит она. – Больше стали интересоваться даже наполнением образовательных программ, что тоже большой плюс». Работа на сайте ведется по нескольким направлениям: информационно-просветительское, организационное, мотивационно-стимулирующее, консультативное и научно-исследовательское (опросы и анкетирование).

Конечно, много места на сайте уделено фактической информации о детском саде: приветствие директора, устав, история и так далее. Скажем, на сайте содержится вся информация по группам: сведения о воспитанниках, о воспитателях и методические рекомендации последних, меняющиеся в соответствие с тематикой проводимых занятий. А вот модуль «Родительская страничка» посвящен общим вопросам: как и в чем водить ребенка в детский сад, требования к одежде, вопросы адаптации, питания, – то есть всему тому, что хотел бы знать родитель об образе жизни и поведении ребенка в дошкольном учреждении.

В модуле «Давайте знакомиться» содержится информация о детском садике. Он включает в себя подразделы «наш садик», «сотрудники», «лицензия», «устав детского сада», «история», «награды» с соответствующей названиям информацией. При этом доцент Ушакова отмечает, что раздел «награды» пользуется особой популярностью у посетителей. «Поэтому мы выставляем не только награды педагогического коллектива в целом, но и каждого сотрудника в отдельности, – говорит она. – Это статус, это квалификация. Родители всегда стремятся посмотреть на то, что же представляет собой тот или иной педагог».

«Наша жизнь» содержит сведения и фотоматериалы обо всех событиях от а до я, которые проходят в детском саду. Если в силу занятости родитель не смог присутствовать на том или ином мероприятии, то у него есть возможность просто зайти на страничку сайта, выбрать пропущенное событие и посмотреть фотографии, сделанные в процессе праздника. По запросу родителей есть возможность посмотреть и видеосъемку мероприятия. При этом информация с сайта не убирается, а архивируется.

Модуль «Школа для родителей» полностью посвящен советам специалистов, работающих в детском саду. При этом советы тут даются не по наитию отдельно взятого педагога-психолога: «Захотела посоветовать и посоветовала». «Совет всегда составлен по мотивам обращений родителей, просьб и вопросов, – объясняет руководитель творческой лаборатории. – Когда мы видим, что эта проблема волнует большую часть населения, или видим, что эта проблема актуальна для родителей какой-то из групп, то терапевт, психолог или врач пишет определенную заметку». Причем эти заметки написаны в виде диалогического монолога, в форме «беседы с невидимым родителем», что также важно.

Модуль «Консультативный пункт» – это виртуальное воплощение консультативного пункта для родителей, открытого на базе детского сада. Модуль содержит информацию о сотрудниках и материалы пункта. Материалы предоставлены в том числе и студентами, проходящими практику в учреждении дошкольного образования. Сотрудники вывешивают также информацию, актуальную для конкретных клиентов пункта. Но самая интересная часть этого модуля – это, наверное, все-таки «Личный кабинет для родителей». В личный кабинет, используя личные пароли, имеют право заходить только специалист, у которого наблюдается семья, и сам родитель. Изначально кабинет создавался для родителей, которые не могут постоянно посещать со своим ребенком консультативный пункт. Он позволяет специалисту, несмотря ни на какие проблемы, например, со здоровьем ребенка или родителя, поддерживать контакты с семьей. Тут помещаются различные задания для детей, которые востребованы родителями. По сути, это такое компьютерное воплощение телефона доверия для родителей, которые часто обращаются к специалистам не только с вопросами о воспитании, но и рассказывают о своих личных психологических проблемах. «Достаточно часто гости сайта, когда видят на главной странице ссылку на «Личный кабинет», уходят сразу туда, – смеется Елена Ушакова. – И что мне особенно приятно, создают эти кабинеты не только воспитанники нашего детского сада, но и люди, которые посещают наш консультативный пункт». Более того, по ее словам, онлайн-кабинеты начали создавать уже даже те родители, чьи дети находятся в других учреждениях и которые просто хотят получать консультацию специалистов работников детского сада №2483.

Ну и, наконец, последний модуль – «Контакты», содержащий, собственно телефоны, адрес, а также подраздел «Вопросы и консультации». Специфика последнего раздела заключается в том, что на вопрос нужно дать краткий и логичный ответ, доступный пониманию родителя-неспециалиста. «Это может сделать не каждый, поэтому в рамках образовательного учреждения мы еще и обучаем воспитателей системе и формам работы с родителями, – говорит Елена Ушакова. – Мы стараемся ничего не скрывать, потому что считаем, что дошкольное образовательное учреждение должно быть открытым пространством». По ее словам, согласно статистике сайт посещают не только граждане различных регионов России, а еще и жители Казахстана, Молдавии, Латвии, Чехии, Израиля и даже Японии. Елена Ушакова подытожила, между тем, что вполне возможно, что часть зарубежных гостей попала на их сайт случайно, уточнив, однако, что иностранных посетителей насчитали 17 процентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте