Доцент Московского государственного педагогического университета Юрий АНТОНОВ – из тех редких мужчин, которые еще в ранней молодости почувствовали призвание к дошкольной педагогике. Поступив в ЛГПИ им. А.И.Герцена и окончив соответствующий вуз в Москве, он работал сначала старшим воспитателем, потом несколько лет руководителем детского сада. Зная специфику детских садов изнутри, Юрий Евстигнеевич трудился в Академии повышения квалификации и Министерстве образования, где проводил исследования по социальным проблемам дошкольных учреждений. Эти исследования он продолжает сегодня в качестве председателя Московского областного отделения Российского общества социологов.
– Юрий Евстигнеевич, как формировалась и менялась государственная политика в области дошкольного воспитания в России, а потом в СССР?
– Дошкольное дело зарождалось из благотворительных ведомств. Один из образцов – это «Императорское человеколюбивое общество», которое имело филиалы в крупных городах России, в его состав входили и учебно-воспитательные заведения. Успех этого общества во многом связан с деятельностью императорской фамилии, жены Павла I Марии Федоровны. А прообразом наших дошкольных учреждений служили воспитательные дома. Первые из них появились в Москве и Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века. Непосредственно государственные дошкольные учреждения начали появляться с 1837 года в обеих столицах, тогда они назывались детскими приютами для приходящих. В них приводили в основном детей фабричных рабочих и работниц, и часто эти приюты были расположены рядом с предприятиями.
После революций начала XX века, во времена установления советской власти, Надежда Константиновна Крупская активно занялась дошкольными учреждениями, и с ее легкой руки они стали называться у нас детскими садами.
Если говорить о советском периоде, то на 1957 год приходится особый пик заботы государства о дошкольном образовании. Это был период хрущевской оттепели, тогда началось строительство ведомственных и колхозных детских садов. К сожалению, в 80-х годах прошлого века сады начали постепенно превращаться в «камеры хранения» для дошкольников, педагогика стала уходить из детских садов, исчезал и тот дух благотворительности, который заложен в основе дошкольного образования и воспитания. Но советские детские сады долгое время были и пока остаются эталоном в сфере государственного дошкольного образования для всего мира.
– Какие проблемы в дошкольном образовании, на ваш взгляд, стоят сегодня наиболее остро?
– Думаю, в каждом регионе России свои особенности, но есть проблемы, общие для всех. Возможно, некоторые из них можно разрешить с помощью профсоюза. Например, проблема питания сотрудников. В Москве складывается не очень красивая ситуация, и она начинает экстраполироваться на Россию. Дело в том, что питание сотрудников дошкольных учреждений входит в социальный пакет с 1957 года, и инструктивные указания по этому вопросу не отменены. В соответствии с ними сотрудники дошкольных учреждений оплачивают только стоимость продуктов, которые идут на приготовление пищи.
По информации, известной мне, на совещаниях по округам Москвы заведующих проинструктировали о том, что нужно проводить тендеры, конкурсы на обеспечение питанием сотрудников. Этот процесс стал активно развиваться в конце прошлого года. Конечно, при этом питание становится очень дорогим.
А раньше большинство сотрудников питались вместе с детьми. Когда я работал заведующим детским садом №1307 в Перовском районе Москвы, опытные воспитатели из старших групп садились рядышком с малышами, ели вместе и одновременно наблюдали, кто ложку неправильно держит или не умеет пользоваться салфеткой. Столовая очень важна в дошкольном учреждении, здесь прививается культура питания, в том числе с помощью совместного питания воспитателей и детей. Сейчас многим сотрудникам приходится приобретать микроволновки, чтобы разогревать принесенную из дома пищу, и обедать отдельно от ребят. Если воспитателям не будет организовано питание внутри дошкольного учреждения, им придется выходить из детского сада, чтобы где-то поесть. А значит, дети будут оставаться без должного присмотра, к тому же 30 минут, которые сегодня отводятся воспитателям на обед, явно будет недостаточно.
И некому воспротивиться такой ситуации, остались только наши профсоюзы, которые могли бы вмешаться. Я пять лет работал в Министерстве образования, и до 2005 года вопросы питания детей и сотрудников дошкольных учреждений были на контроле. Сегодня, к сожалению, ситуация изменилась.
– Насколько мне известно, детских садов за последние годы закрыто даже больше, чем школ.
– С 1990 года по 2005-й их стало на 45 тысяч меньше, а это примерно половина дошкольных учреждений. Кроме того, у многих ведомственных садиков были загородные дачи, которые находились в ведении профсоюзов. Сейчас сложно восстановить цифру, но по некоторым оценкам, в Советском Союзе дошкольных дач было около 20 тысяч. Они в основном разрушены или находятся в запустении, но кое-где сохранились. Например, есть «Горный ручеек» при Магнитогорском металлургическом комбинате. Это целая оздоровительная инфраструктура для детей, построены загородные домики, куда вывозят ребят. Есть хорошие загородные дачи в Вырице под Петербургом.
Еще одна новая проблема – сокращение ставок в детских садах. В большей степени она коснулась северной столицы. Сокращают в первую очередь педагогов дополнительного образования и логопедов. Медики бьют тревогу: дети вырастают не только картавыми, но, что еще хуже, и эмоционально недоразвитыми. Конечно, это сложная проблема, которая требует отдельного разговора.
– Сегодня дошкольное образование на плечах муниципалитетов, но есть же, наверное, какое-то централизованное управление на российском уровне?
– Централизованного управления нет, хотя оно было еще при «царице-матушке», когда работало специальное ведомство, которое занималось дошкольным образованием. Это ведомство курировала сама императрица. В советское время Надежда Константиновна Крупская занималась дошкольным образованием. Жена Президента России Светлана Владимировна Медведева в прошлом году посетила русский детский сад «Матрешка» в Швейцарии. Кстати, она первая из наших первых леди, кто посетил русские детские сады за рубежом. Хорошо, если она будет уделять внимание дошкольному образованию в России, а еще лучше, если на дошкольное образование обратит внимание и первое лицо страны. Тем не менее пока в этой сфере у нас децентрализованное управление. То есть нет государственной политики в отношении дошкольного образования, многие вопросы решаются на местах и неразумно, как, например, вопрос с питанием, о котором я уже говорил.
В 2005 году на Госсовете Владимир Путин сказал о том, что нужно задуматься о дошкольном образовании. И правда, некоторые губернаторы не только задумались: в сорока четырех регионах активно организовали строительство дошкольных учреждений. Конечно, сегодня в условиях кризиса не все регионы могут себе это позволить, тем более сельские муниципалитеты.
– В каких регионах проблемы дошкольного образования решаются наиболее успешно?
– Дошкольные учреждения – это индикаторы демографической политики. Положительно выделяются в решении проблем дошкольного образования Кузбасс, Красноярский край, Ямало-Ненецкий округ, Иркутская область. Нельзя сказать, что столицы – Москва и Петербург – слабо занимаются этими вопросами. Но надо помнить, что в системе образования к началу 90-х годов насчитывалось всего 25 тысяч дошкольных учреждений из 88 тысяч, а остальные детсады были ведомственными. То есть предъявлять претензии только к сфере образования нельзя.
– Детских садов везде не хватает?
– В подавляющем большинстве регионов, в том числе и в Москве. Интересно, что прежнее Министерство образования нашло одно из решений этой проблемы, когда проводился эксперимент по группам кратковременного пребывания. Например, в наукограде Обнинске Калужской области на базе детского садика №2 «Палех» на двести мест существуют группы, в которые детей приводят на 3-4 часа. И по валовому показателю учреждение обслуживает пятьсот детишек. В Москве тоже есть такие группы. Можно идти по этому пути. Но по-настоящему проблему решают строительство новых садиков и восстановление уже построенных, но переданных под другие цели: проданных, сдаваемых в аренду, переоборудованных под пивные бары и так далее. Конечно, здесь нужны государственные решения, и, думаю, профсоюз со своей стороны может на них повлиять. Каждое дошкольное учреждение в среднем по России стоит два миллиона долларов: от сметной документации до ввода в действие. Поэтому не стоит ждать, что в ближайшее время будет построено много детских садов. Мэр Москвы Юрий Лужков на Госсовете пообещал, что за три года в столице будет открыто сто дошкольных учреждений, но это сложная задача. Сады сейчас в столице открывают с хорошей московской хитрецой: большими объемами, то есть был садик на три-четыре группы, он сносится, и на его месте строится более крупный. Плюс и в том, что обустройство московских детсадов за последние годы улучшилось, сделано много капитальных ремонтов. Но общая слабость ДОУ Москвы – это слишком маленькие участки для детских площадок на территории дошкольных учреждений.
Еще одна проблема – ясли. Парадокс, но такая структура, как ясли, не числится ни в каких нормативных документах. В 70-е годы их было около 20 тысяч по стране. До 90-х годов они входили в структуру здравоохранения. Но потом здания яслей постепенно стали передаваться в систему образования. Появились ясли-сады. Раньше можно было устроить ребенка в ясли с двух месяцев, были профессионалы (медицинские сестры) по уходу за такими маленькими детьми. Сейчас же устроить ребенка в ясельные группы ДОУ – большая проблема, их число резко сократилось.
– А какова ситуация с подготовкой кадров для работы в дошкольных учреждениях?
– Хорошо, что заговорили об этом. Может быть, здесь еще какая-то иерархия сохранилась. Большинство педагогов дошкольного образования обучаются в педагогических колледжах. В педагогических вузах есть соответствующие факультеты – психология и педагогика дошкольного воспитания. В Санкт-Петербурге, Ставрополе эти факультеты переименовали в институты детства. И рядом – система повышения квалификации, которая эффективно действует во многих регионах.
– Если коснуться модной темы инноваций, как с ними обстоит дело в дошкольном образовании?
– Конечно, Россия разнообразна, но, к сожалению, по социологическим замерам, мегаполисы на четыре года опережают глубинку по реагированию на инновации. В Москве легче, например, организовать центр развития ребенка, а в провинции будут дольше обдумывать, присматриваться.
Но нужно работать по-крупному и понимать, что дошкольное образование становится необходимым для всего общества и государства. Например, я бы обратил внимание на раннюю профориентацию детей. Нельзя забывать о том, что 80 процентов садов были ведомственными, практически от каждого завода или фабрики строился свой детсад, были они и у различных учреждений культуры, творческих союзов, профсоюзных организаций.
У железнодорожников еще сохранилась сеть в 250 дошкольных учреждений, и они занимаются ранней профориентацией! Почему бы авиаторам не заняться ранней профориентацией в своих бывших садах? У нас скоро перуанцы и африканцы будут летать, своих профессиональных летчиков не остается. Раньше мальчишки на личности Валерия Чкалова воспитывались, а теперь на ком? В 90-е годы преемственность была разорвана: нет Туполевых, нет Челомеев, конструктивное мышление детей современные воспитательницы мало развивают, а это всегда начинали делать именно в детских садах вместе с родителями. Забыли о династиях, а жаль.
– Обращусь к вам, как к социологу: есть ли какая-то специфика в отношениях внутри коллективов детских садов?
– По нашим социологическим замерам, в основном у заведующих в детских садах авторитарный тип руководства. Так называемая орденская культура доминирует в 60-70 процентах дошкольных учреждений. Особенно она распространена в Москве и Подмосковье. В Петербурге педагогическое и родительское сообщество не дает управленцам слишком расслабляться и подавлять воспитателей. В Сибири доминирует «соборная» культура, поэтому авторитаризма там тоже меньше. В целом можно предположить, что профсоюзной организации во многих садах на современном этапе развиваться будет непросто.
Комментарии