search
main
0

Детские писатели — особый вид людей. Эдуард УСПЕНСКИЙ

Завершил работу третий Форум молодых писателей России, проходивший с 27 по 31 октября в подмосковном пансионате «Липки». Благодаря «Фонду социально-экономических и интеллектуальных программ», «толстым» литературным журналам и поддержке Министерств культуры и печати молодые писатели страны получили возможность собраться вместе, показать себя и посмотреть на других, и что самое главное – поучиться у признанных мастеров. Одним из наставников нового поколения литераторов стал известный детский писатель – Эдуард Николаевич Успенский.

– Вот уже третий раз проходит Форум молодых писателей России. На ваш взгляд, оправдывает ли себя эта затея, что она дает?

– Безусловно, это очень хорошая идея. Даже если молодые люди ничему не научатся у старших, они все же познакомятся между собой и много лет будут идти вместе по жизни, помогать своим единомышленникам и друзьям. Мастер-классы – это не только полезная, но и интересная форма общения. У нас когда-то тоже проводились похожие семинары: мультипликаторов, драматургов, отдельно «Фитиля» и «Ералаша». Приезжали люди из всех республик, и я умудрялся присутствовать на всех этих семинарах. Постепенно графоманы отпадали, и оставались люди одаренные, ставшие впоследствии настоящими профессионалами. Каждый такой семинар был праздником общения.

– Проведение форума раз в год достаточно для полноценного общения молодых литераторов или нужно организовывать еще что-то в том же духе?

– Мне кажется, что одного форума недостаточно. Ведь есть жанры, такие, как поэзия, драматургия, которые требуют более частого общения, обмена впечатлениями, профессиональных разговоров. Необходимо, чтобы проводились подобные форумы на республиканском, региональном, областном уровнях. Потому что когда собираются люди из одного края, то они говорят именно о своих интересах и проблемах, у них свое понимание литературных тем, свой читатель. А московский Форум начинает довлеть.

– Уж коли мы заговорили об авторитетах, вы как мэтр детской литературы скажите, что самое главное для детского писателя?

– На это давно ответил Белинский. Точно я не сформулирую, но примерно он сказал так: детские писатели – это такой особый вид людей, которые превращают общение с детьми в веселый праздник. Самое важное для детского писателя – особое мироощущение.

– Значит, сказка – это состояние души?

– Я так сложно говорить не могу. Но вообще-то детские писатели бывают разные. Есть такие, которые не любят детей, и такие, которые сами, как дети. А есть писатели, которые мечтают общаться с детьми и проводят с ними много времени.

– А вы себя к каким причисляете?

– Я разный, в разное время. Был период, когда все свободное время проводил с ребятишками: ходил с ними на рыбалку, лазил по пещерам. А сейчас общаюсь меньше, только с внуками и детьми моих знакомых. Но это не самое важное. Важно то, какой конечный результат производит писатель, то есть его книга.

– Что же происходит сейчас в детской литературе, какие тенденции?

– Когда-то давно я был в Финляндии, и одна журналистка задала мне тот же самый вопрос. Я долго думал, а потом ответил: «Пришло новое поколение писателей». А она снова меня спрашивает: «Чем это новое поколение отличается от старого?». Я говорю: «Если Михалков и прочие подавали себя как педагоги и воспитатели, то мы стали для детей пионервожатыми. Мы внутри детской среды, и общение с ребятами строится у нас по другим принципам. А каким будет следующее поколение писателей – я не знаю».

Но это было давно. Теперь же я вижу, что «Гарри Поттер» произвел переворот в детской литературе.

– И как вы относитесь к «Гарри Поттеру»?

– Хорошо. Но это касается первых трех книг. Они занимательны, а потом уже становится скучно. «Гарри Поттер» показал, что детская литература может развиваться в совершенно новом направлении. Он дает огромное количество информации на каждой странице, как компьютерная игра. Этот персонаж – дитя своего времени. Он родился тогда, когда должен был родиться.

– Дети стали мало читать. Как это поправить?

– Моя позиция жесткая – за досугом детей должны следить родители. Нужно выключать телевизор, компьютер и заставлять ребенка читать.

– Вы думаете, это реально – оторвать ребенка от компьютера?

– Вполне! Но если, конечно, мама хочет, чтобы ее чадо стало черствым компьютерным придатком, если она не понимает, что душу надо с детства взращивать, тогда пусть не мешает.

– И все-таки проблема чтения… Можно решить ее в масштабах поколения? Может быть, нужно менять что-то в школе?

– Все происходит в первую очередь в семье. Если в семье нет культуры чтения, школа не поможет. Я не знаю, как быть с уроками литературы в школе, но знаю точно, что если не воспитывать любовь к чтению с малолетства, то в скором времени придется распрощаться со всей литературой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте