Случаи жестокого обращения с животными беспокоят многих неравнодушных жителей нашей страны. В последние годы такие инциденты получают широкую огласку – виновники порой сами записывают свои преступления на камеру, либо это делают очевидцы. Исследования подтверждают, что насилие над животными в юном возрасте часто перерастает в насилие над людьми. Откуда берется эта жестокость и можно ли ее предотвратить? Есть образовательные программы, которые могут в этом помочь.
Тревожная тенденция: убийство ради веселья
За примерами детской и подростковой жестокости далеко ходить не надо — возьмем недавний случай. В Подмосковье подростки выбросили маленького котенка из окна многоквартирного дома и засняли это на камеру. Зачем? Этот вопрос волнует каждого, кто прочитал эту новость. Возможно, из желания привлечь внимание в интернете. А может, подростки считают, что быть жестоким — круто. Но почему они так думают? Причина, вероятно, кроется в отсутствии сострадания и понимания, что каждая жизнь имеет ценность.
Или другой пример: в Тюмени прохожие засняли, как ребенок жестоко обращался со своим щенком, подвешивая его за поводок. На видео видно, как щенок боится, прижимается к земле. На замечания прохожих школьник не реагировал.
В СМИ пугающе много подобных случаев, а ведь большинство инцидентов можно было предотвратить. Точно так можно избежать и актов насилия по отношению к людям, пресекая склонность к агрессии еще с детства.
В исследовании «Взаимосвязь между жестоким обращением с животными среди детей и подростков и межличностным насилием: систематический обзор» Клаудио Лонгобарди и Лауры Баденс-Либера проводится анализ, как ранние акты насилия над животными могут выступать предвестниками более серьезных правонарушений, рассматриваются факторы, провоцирующие деструктивное поведение детей. Образовательный проект «Биоэтика детям» подготовил перевод исследования. В этой статье выделим из него самое важное.
Насилие порождает насилие: сегодня животные – завтра люди?
Исследователи изучили группу молодых людей, детей и подростков в возрасте от 0 до 21 года. Результаты показали тревожную взаимосвязь между жестоким обращением с животными и различными формами девиантного поведения. Один из главных вопросов: что вызывает жестокость к животным? Это редко случается без причины. Согласно выводам, триггерами такого поведения могут быть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или личный опыт насилия, включая сексуализированное. Дети, проявлявшие жестокость к животным, чаще вовлекались в буллинг или становились его жертвами.
Показательными стали также результаты исследования среди заключенных. Они подтвердили, что мужчины, которые проявляли жестокость к животным в детстве, часто продолжали совершать акты насилия во взрослом возрасте. Чем больше жестоких действий они совершали по отношению к беззащитным живым существам в детстве, тем чаще во взрослой жизни становились насильниками или убийцами. Например, утопление собак или кошек или сексуализированное надругательство над ними в детстве предсказывали участие в подобных актах насилия против людей во взрослом возрасте. Это может свидетельствовать о том, что пытки и убийства животных в детстве могут быть проявлением мыслей об убийстве, которые позже находят выражение в насилии против людей. Таким образом, жестокость к животным в детстве, по мнению исследователей, может служить ранним индикатором склонности к насилию.
Еще не поздно принимать меры
По данным исследований, от 44% до 53% современных подростков хотя бы раз в жизни проявляли жестокость по отношению к животным. В России подобные случаи регулярно освещаются в СМИ, однако наказание наступает только в одном из пяти дел.
Одно из возможных решений – включение тематики бережного отношения к животным в школьную программу на постоянной основе. Исследования Клаудио Лонгобарди и Лауры Баденс-Либера доказывают, что профилактика жестокости через образовательные программы эффективна. Раннее выявление жестокого обращения с животными помогает предотвратить антисоциальное поведение в будущем. И результат будет лучше, если внедрять элементы просоциального поведения в образовательные программы.
Обучающие материалы о бережном отношении ко всему живому разрабатывает, к примеру, проект «Биоэтика детям», который стремится научить подростков по-доброму относиться к окружающим, в том числе и к животным. Уроки с планами занятий, методические рекомендации и материалы для педагогов доступны бесплатно на сайте проекта.
Проект также помогает педагогам освоить новую тематику, создавая пространство для обмена опытом. Своевременные ответы на вопросы и рекомендации коллег позволяют эффективно внедрять материалы и формировать у детей основы ответственного отношения к окружающему миру и всем его обитателям.
Автор: Ирина Дущенко / «Биоэтика детям»
Комментарии