search
main
0

Детская республика “Простор”

Я – учитель – верю в достижение тобой успеха. И твой успех – это успех моей работы, моей жизни.
Ты – ученик – доверяешь мне. И тогда у нас вместе все будет получаться замечательно. Я нужен тебе для того, чтобы ты мог превзойти самого себя. И ты веришь в мое со-страдание, со-действие, со-творчество.
Наше время называют временем, когда уже нет места для предостережений, и это, наверное, действительно так… Школа и жизнь – извечная актуальная проблема. Ориентиром сегодняшнего образования и воспитания должна быть та цель, ради которой и существует сама его система, а именно: сформировать личность, которая может не только жить, но и реализовать себя в сложном социальном, экономическом и политическом пространстве. Известно емкое определение: “Люди живут полной жизнью только в свете прав человека”.
Поэтому особое внимание в экономико-правовой гимназии N 23 мы уделяем созданию демократического климата для гражданского образования школьников, опираясь на основные законодательные документы: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Международный пакт о защите прав и свобод человека, Конституция РФ. Уделяем особое внимание правам и свободам человека и гражданина. Они определяют смысл, применение и содержание законов.
Неотъемлемой частью гражданского общества является предмет граждановедение, который ведется у нас с 1-го класса, так же как и экономика. Расширяя правовое пространство учащихся, мы понимаем, что успех воспитания определяет школа, в которой прежде всего хорошо учат всех и каждого, где любой ребенок ощущает заботу и внимание.
На уроках по граждановедческим и правовым дисциплинам используем такие педагогические технологии, которые наилучшим образом способствуют созданию правового пространства и условий для формирования активного, ответственного гражданина своей Родины. Это диалог, дискуссия, дебаты, моделирование ситуаций, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты.
Мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения авторских программ по граждановедению, праву и экономике в начальной школе, 7-х, 8-х, 9-х классах, дополняющих и обогащающих существующую типовую. Гимназия становится первой наиболее осязаемой моделью государства, в которую включается ребенок. Это часть общества. Отдельная, ограниченная в пространстве, времени, которой свойственны определенные правила и нормы общественного поведения. Только одна учеба не решит задач формирования личности, способной справиться с трудностями, прогнозировать ситуацию, упорной в достижении целей. А такие качества личности, о которых раньше не принято было говорить: разумный индивидуализм, компромиссность, умение противостоять группе, диалогичность, деликатность и другие, не могут появиться без особого акцента и на воспитание будущего гражданина.
Причем дети должны быть активными участниками этого процесса. Мы решили, что в первую очередь необходимо развить детское самоуправление. Итоги социологического опроса показали, что среди учащихся, родителей, педагогов в этом есть единодушие. Например, ученица 11-го класса Екатерина Завьялова ответила так: “На свете есть только одна проблема, одна-единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Я согласна с Антуаном де Сент-Экзюпери, что нам необходимо такое объединение, где мы могли бы обрести друзей, знания, умение общаться и просто по-человечески любить, но прежде всего быть ответственными не только за себя, но и за другого. Взросление человека и начинается со способности отвечать за другого (принимать на себя, брать, нести, совершать) и перед другим”. Вот такие размышления наших учеников и привели нас к мысли о создании детской республики, где все были бы на равных.
Совет классов поддержал идею создания нашего государства, то есть детской республики. С чего начать? В первую очередь необходимо было разработать правовые документы, локальные акты. Ими стали “Социальный паспорт семьи”, “Паспорт молодого гражданина гимназии”, “Правила нашей жизни”. В них записаны права учителей, учеников и их родителей. Права всех участников образовательного процесса – важнейшая ценность в гимназии. В правовом образовании, воспитании и обучении они представляют единый неразделимый процесс. Ребята подводятся к пониманию необходимости соблюдения правовых норм через участие в конкретном социуме – классе, гимназии. “Правила нашей жизни” затем переросли в конституцию детской республики “Простор” и ее законы.
Что значит слово “Простор”?
Пр – правовое пространство,
О – общение,
С – самоуправление,
Т – творчество,
О – отдых,
Р – ребята.
Была продумана соответствующая атрибутика и символика: флаг, герб, гимн.
В гимназии действует суд чести, по большому счету это как бы уполномоченный по правам человека, в него обращаются все, кто считает свои права ущемленными, и, конечно, получают помощь.
Своеобразие воспитательной системы в гимназии в том, что с учетом индивидуальности каждого школьника она строится по четырем направлениям: народные традиции; творчество и индивидуальность; культура и общение; правовое пространство. Все эти направления реализуются через комплексно-творческие дела. Одно из них – выборы президента детской республики “Простор” и его последующая инаугурация. Инаугурация проводится, как правило, при подведении итогов конкурса “Ученик года” на выборах. У нас происходило все, как в реальной жизни. Создавались партии, которые разрабатывали избирательные программы. Их было 12: “Мы”, “Зеркало”, “Вперед в защиту моих прав”, “Я и мой друг”, “Демократия в классе” и т.д. На последнем этапе остались три партии, выдвинувшие своих кандидатов в президенты детской республики “Простор”. Они проводили встречи с избирателями. Избирательная комиссия регистрировала кандидатов, следила за правильностью предвыборной борьбы, готовила бюллетени, оформляла избирательный участок. Школьные средства массовой информации освещали ход выборов, проводили социологические опросы. Независимые наблюдатели следили за тем, чтобы не нарушался закон о выборах и права избирателей. В течение месяца, пока проводилась игра, в гимназии царила особая атмосфера. Она бурлила, гудела, как улей.
Повсюду развешивались газеты, бюллетени, плакаты, призывы. Фантазии детей не было границ. Таким образом, игра дала бесценный опыт ее участникам. Они поняли, что такое проявлять инициативу, творчество, быть лидером, уметь анализировать свои действия и действия своих товарищей, вести дискуссию, воспринимать критику. И все это в рамках хоть и условного, но закона. Победила партия “Вперед в защиту моих прав”, и, естественно, президентом детской республики “Простор” стал ее кандидат. Далее, познакомившись с опытом других учебных заведений, с теоретическими основами разработки игровой технологии экономического воспитания школьников, с монографией Александра Прутченкова “Учим и учимся, играя”, мы поставили перед собой цель наполнить жизнь детской республики “Простор” экономико-правовым содержанием, которое способствовало бы адаптации учащихся к сегодняшней и завтрашней жизни. Создали экономическую игру “Лицевой счет” в республике “Простор”, который поможет повысить заинтересованность ребят в активной работе как на уроке, так и после него. Задача: закрепление первичных навыков работы с простейшей финансовой документацией, формирование навыков соревновательности между учащимися и классами, стимулирование познавательной деятельности, трудолюбия и аккуратности. Все участники игры, ученики 5-11-х классов, зарабатывают “просторки” (это наша денежная единица). Они фиксируются безналичным способом в личном лицевом счете. Учет заработанных учениками “просторок” ведет казначей класса.
Основным источником поступления денежных средств на лицевой счет являются “просторки”, которые ученики зарабатывают за активную работу на уроке, хорошее выполнение домашнего задания, активное участие в жизни гимназии, общественно полезный труд, участие в спортивных мероприятиях и олимпиадах. Получаемая общая сумма, записываемая на лицевой счет, доводится до сведения каждого ученика. За нарушения, перечисленные в законе детской республики, налагаются штрафы, которые автоматически списываются с лицевого счета. Действия участников игры подчинены одной цели – добиться максимального увеличения доходов. Итог: центральный банк через филиалы определяет учащихся, сумевших заработать наибольшую сумму “просторок”. В конце четверти проводится подведение итогов с тем, чтобы назвать лучшего ученика и лучший класс четверти (полугодия, года) с награждением (если отдельно ученик – выдается удостоверение лучшего ученика четверти, полугодия, года; лучший класс награждается поездкой на школьном автобусе по историческим местам республики).
Работа над обогащением содержания обучения и воспитания ребят, расширением правового пространства дала определенные результаты. Наши ученики стали победителями нескольких конкурсов и олимпиад не только в районе, городе и республике, но и в России. Повысился уровень правовых знаний учеников, их родителей и педагогов, многие выпускники поступают в вузы по профилю гимназии. Возросла общая культура учащихся.
Конечно, наряду с успехами есть неудачи и проблемы.
Трудно, конечно, предвидеть, какой будет школа нового века, но ведь нужно последовательно продвигаться к ней и вести за собой детей, развивая и укрепляя находящиеся в душе ребенка природные силы. “Сотвори мир в себе и отправь его людям”. Пространство педагога предназначено для построения целостной картины мира и прежде всего для самого себя. Так, значит, главное в педагогической деятельности – это построить мир внутри себя. И приобщить ученика к совместной работе духа благодаря созданию прекрасного в себе и вокруг себя, и тогда ученик сам строит, исследуя себя и вокруг себя, и этим утверждает себя, преобразуя среду, в которой живет и общается.
От учителя сегодня в немалой степени зависит, будет ли школьник XXI века, избранный президентом, депутатом парламента или мэром города, ученый, бизнесмен переходить от слов к делу и работать по намеченному им самим плану.

Майя КОЛЯДЕНКОВА,
заместитель директора по воспитательной работе экономико-правовой гимназии N 23
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте