search
main
0

Детская художественная галерея Из опыта работы Центра отдыха детей г.Зеленограда

Муниципальная Детская галерея со времени проектирования первой программы летнего городского лагеря развития и отдыха детей из социально незащищенных семей (“ТИН-93”) занимает ведущее место среди центров, решающих задачи реабилитации, социализации и развития творческих способностей детей. Такое ее положение не случайно, так как разработчики “ТИНа” (от английского “тинейджер” – подросток) и создатели Детской галереи составляли одну и ту же команду специалистов, в которую входили искусствоведы, педагоги, психологи, социологи и социальные работники. Эта команда, возможно, одна из первых в России подошла к пониманию социальной роли современного музея, на практике освоила методы социальной реабилитации и развития детей средствами культуры. Нацеленные на получение устойчивого положительного результата, культурологические методы многократно проверялись на практике, совершенствовались, дополнялись и видоизменялись. При этом учитывалось, что социальная функция галереи не могла быть реализована вне контекста ее образовательных, воспитательных и особенно эстетических функций.

Специфика работы Детской галереи в период проведения летнего лагеря “ТИН” определялась особенностями детских отрядов, сформированных в результате предварительных социально-психологических исследований. Эти дети имели более высокий уровень социально-психологической дезадаптации, выраженное отставание в развитии, проблемы со здоровьем и даже инвалидность.
Одна из важных особенностей методов и форм работы галереи в этот период – отсутствие у абсолютного большинства детей опыта посещения каких-либо музеев или выставочных залов, низкий уровень эстетического развития. Как и в предыдущие годы, реализация музейно-педагогических и социально-педагогических программ начиналась с “нулевого цикла”.
Другая особенность галереи: основу ее составили так называемые “сменные выставки”.
Галерейная часть “тиновской программы” разрабатывалась с учетом ряда обстоятельств, сложившихся к моменту начала работы лагеря.
Начиная с 1996 г. галерея работала в рамках детского фестиваля “Мир и творчество: через 850-летие Москвы – к новому тысячелетию!”, первый этап которого проходил под названием “Как найти Птицу Счастья, или Как избавиться от проблем”. Открытие экспозиции соответствовало началу нового этапа фестиваля, получившего название “Путешествие к дальним и ближним берегам”. Содержательные аспекты работы предопределялись особенностями выставочной коллекции произведений московского живописца В.Е.Лукьянова, получившей название “Путешествие по Болгарии”. Открытие лагеря совпало и с открытием детского компьютерного центра, оснащенного новейшей техникой, что позволило впервые подойти к решению новых для галереи задач: 1) значительно улучшить качество обучающих заданий, предложенных галереей и получивших название “игровых листков”; 2) подобрать интерактивные компьютерные игры, отвечающие задачам фестиваля, содержанию выставки и образовательных занятий, проводимых в галерее; 3) подготовить и “запустить” новую образовательную программу “Компьютерная графика”; 4) обеспечить организационные условия и техническую базу выпуска еженедельной лагерной газеты “ВедомосТИН”, активное участие в издании и распространении которой принимали дети.
Муниципальная Детская галерея – важнейший структурный элемент Детского центра творческой реабилитации. Помимо галереи, в центр входят компьютерный класс, видео- и издательская лаборатории, составляющие единый комплекс для детей, интересующихся компьютерной грамотностью и журналистикой. Ведущая цель центра – формирование творческой, всесторонне развитой социально активной личности, включение ее в макро- и микросоциум, “погружение” в мир культуры.
Оставаясь открытым и доступным для всех категорий населения пространством (все виды услуг предоставляются бесплатно), галерея помогает детям с различного рода проблемами, в том числе детям-инвалидам, войти в новую для них развивающую среду. Артателье – место для индивидуальной и групповой творческой деятельности. Самостоятельно или с помощью специалистов дети постепенно избавляются от стереотипных установок (например, от представлений о своей беспомощности, неполноценности и др.), принимают новые социальные роли с новыми положительными качествами, установками и мотивами.
Работая в режиме сменных выставочных проектов, длительность экспонирования которых в среднем составляет от одного до трех месяцев, специалисты галереи разрабатывают специальные краткосрочные образовательные программы, которые реализуются параллельно с годичными и многолетними обучающими курсами. Только в летний период, когда работает лагерь “ТИН”, обучающие курсы и проекты галереи подчиняются задачам организации свободного времени.
Деятельность галереи в период работы летнего городского лагеря отличается от ее обычной повседневной практики отсутствием долгосрочных образовательных курсов и большей стабильностью аудитории, представленной в основном детьми из городского муниципального лагеря “ТИН”.
Краткосрочные музейно-образовательные программы, предлагаемые специалистами галереи в летнем лагере, ориентированы на получение знаний, умение ими оперировать, принимать решения на основе логического анализа ситуаций, развитие творческих начал.
Специально для лагеря был разработан ряд новых музейно-педагогических программ: 1) “Путешествие по Болгарии” (освоение экспозиционного пространства и изучение экспонатов выставки); 2) “Московский Кремль” (знакомство с историей и национальными традициями на примерах становления и развития архитектурного облика Кремля); 3) “Краеведение” (знакомство с историей родного края на примерах сохранившихся свидетельств); 4) “Краеведение и археология” (знакомство с историей края через участие в археологических раскопках).
Все перечисленные программы в разной мере связаны с работой, проводимой непосредственно в галерее, в других музеях, в экскурсионных поездках и походах, и ориентированы на творческую и исследовательскую работу детей, результаты которой собираются и представляются в форме малых экспозиций, – своего рода детский “продукт”, созданный и переданный в детский музей-галерею.
Подготовка обучающих и развивающих программ галереи, предложенных “ТИНовцам”, проводилась заранее. Часть из них была составлена на основе уже опробованных образовательных курсов, проводимых в галерее (“Московский Кремль”) и в муниципальных общеобразовательных школах (“Краеведение”).
Дополненная пешими экскурсиями по близлежащим примечательным памятным местам (например, в усадьбу “Средниково”, связанную с жизнью М.Ю.Лермонтова), краеведческая программа значительно расширила представление детей о национальной культуре и традициях, изменила их отношение к реальному городскому окружению, к пригороду, помогла усвоить понятия историко-культурного значения (например, лиственницы на территории одного из микрорайонов района, посаженные еще в первой половине прошлого столетия, были свидетелями бунта крюковских крестьян в 1861 г.).
Развитие историко-культурных контекстов в сознании ребенка, как и изучение истории родного края, остается весьма актуальной задачей: Зеленоград – город сорокалетней истории. До недавнего времени его историческое пространство ограничивалось для многих горожан временем героической обороны Москвы в 1941 г. Поэтому новые сведения, полученные детьми и пересказываемые в семьях и среди сверстников, не посещающих “ТИН”, неизменно вызывали горячий интерес, стимулируя дальнейшее изучение программы “Краеведение”.
Среди других программ, специально разработанных для “ТИНовцев”, особое место занимает “Путешествие по Болгарии” (одноименная с галерейной выставкой). Так же, как и другие музейно-педагогические программы, она разрабатывалась заранее, а ее направленность и содержание предопределялось выставочным проектом. В ней в большей степени и наиболее последовательно отразились основные ориентиры работы галереи как детского художественного музея. В ее задачи включались: развитие интереса к исследованию экспонатов галереи (в данном случае – картин В.Е.Лукьянова), формирование и развитие способности самостоятельно извлекать различного рода информацию в соответствии с темой исследования и умением соотнести ее с уже имеющимися опытом, представлениями и знаниями, использовать в творческой работе.
Программой предусматривалось последовательное проведение ряда тематических занятий в галерее. Среди них: обзорная экскурсия (вводное занятие), раскрывающая идею путешествия как способа получения полезного опыта и новых знаний; знакомство с особенностями пейзажного жанра; “Географическое положение Болгарии” (как объективная предпосылка исторического развития территории); “История Древней Фракии” (в контексте историко-культурных общеевропейских процессов); “История Древнего Болгарского царства” (предпосылки возникновения и развития христианства на этой территории, славянской письменности, историко-культурные связи с Россией, формирование русско-болгарского братства); “Образ Болгарии в произведениях В.Е.Лукьянова” (специфика использования им выразительных и изобразительных средств); сказочный мир этого художника и др.
В меньшей степени, чем остальные программы, был связан с галереей образовательный курс “Археология”. Его главная особенность заключалась в том, что старшие дети, участвовавшие в археологических раскопках в деревне Льялово под руководством научного сотрудника историко-краеведческого музея, получали необходимые знания непосредственно в процессе полевой работы. Множество археологических находок, сделанных археологами, позволило не только определить их временную принадлежность, но и сформировать представление об укладе жизни и обычаях людей, живших в разное время на этих территориях.
Наиболее значительные находки были атрибутированы и представлены на выставке в муниципальной Детской галерее в канун сентябрьских праздников, посвященных юбилею столицы.

Проведению занятий компьютерной графикой, как и освоению интерактивных компьютерных игр, предшествовало обучение детей всех групп правилам работы на компьютере и в сети.
Использован материал книги “Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте