Впечатления, полученные в детстве от общения с природой, оставляют след на всю жизнь. Невозможно научить ребенка любить природу, постоянно не общаясь с ней, не делая для себя каждодневных открытий. Все эти маленькие открытия очень важны, потому что знания в них получены самим ребенком!
Наша экологическая тропинка дает возможность это сделать, она включает в себя цветники, альпийскую горку, плодовый сад, водоем и вертикальное озеленение.
Весной воздух звенит от птичьего разноголосого хора. Дети привыкли зимой видеть воробьев, ворон и голубей, а вот появление красивой и забавной черно-белого окраса птички не осталось незамеченным. В первую очередь обращает на себя внимание длинный хвостик, который все время в движении. Это трясогузка белая. Дети заметили трясогузок еще в конце мая в нашем плодовом саду, они бегали по земле в поисках насекомых.
4 июня, работая на огороде, дети увидели, как трясогузки залетали под шиферную крышу сарая. Стали наблюдать за ними и выяснили, что как только трясогузка подлетает к крыше, раздается громкий хор птичьих голосов. Значит, там гнездо, увидеть которое, увы, невозможно. Дети обратили внимание, что трясогузки собирают насекомых с утра до позднего вечера (весь световой день), они заметили, что как только появляются с орудиями труда на огороде, трясогузки тут как тут, начинают поиски насекомых. Несколько раз дети наблюдали, как трясогузки ловили стрекоз и бабочек, отбивали у них крылья о землю, потом улетали кормить птенцов.
При перекопке почвы на огороде дети нашли четыре личинки жука-щелкуна (проволочник), шесть личинок майского жука, разного возраста и решили предложить их трясогузкам – положили на дорожку на видное место. Трясогузки собрали всех личинок, кроме самых крупных, видимо, они им не понравились!
13 июня шум из гнезда прекратился, трясогузки перестали залетать под крышу сарая, а на огороде появились серенькие смешные птенцы. Дети с интересом наблюдали за пухленькими, взъерошенными птенцами, которые бегали, смешно наклонив голову. Птенцы внешне отличаются от своих родителей, у них серый нагрудник и шапочка, а черные перья в хвосте и на крыльях.
Дети наблюдали интересную сценку на огороде, где стояла бочка с водой для полива. Она стояла неровно, вода с одной стороны бочки доходила до края, а с другой – нет. Птенец, конечно, сел на тот край, где до воды не дотянуться. Он не мог понять, почему у него не получается, и чуть не свалился в бочку.
В это время на другую сторону бочки сел воробей, спокойно напился и улетел. Птенец решил последовать примеру воробья, но ему не удалось добраться до заветного края бочки, он не удержался, слетел на землю. Больше попыток напиться из бочки не было. Дети сделали вывод, что всему надо учиться.
19 июня дети наблюдали, как трясогузка кормит птенцов, которые следуют за ней повсюду или находятся где-то рядом. Трясогузка поймала бабочку-крапивницу, отбила у нее крылья и вложила в рот птенцу, который находился рядом с ней. Дети отметили, что трясогузки очень заботливые и трудолюбивые родители.
Летом на тропе раздолье. Глаза разбегаются, куда смотреть! Встреча с редкой бабочкой всегда праздник для детей.
Этим летом первая встреча с бабочкой-махаоном произошла 14 июля, цвела ярко-красная турецкая гвоздика. Бабочка-махаон долго летала над цветником, что-то искала, потом села на гвоздику, расправила рот-трубочку, доставая нектар. Дети отметили, что на красивые лилии она не обратила внимания в этот раз. Вторая встреча состоялась 24 июля, когда цвели лилии – бордовые, желтые, оранжевые. В этот раз она села поесть на азиатскую лилию, у которой не такие длинные тычинки, как у восточной лилии, и можно протиснуться в цветок. При посадке бабочка складывала крылья, постоянно вибрируя ими, потом поднялась и улетела, но через некоторое время вернулась и села на тот же цветок. Дети наблюдали за ней с восхищением и сожалели, что такая красивая бабочка у нас редкая гостья!
В конце июня на освещенную солнцем гвоздику-травянку прилетает бабочка-боярышница. Дети сразу отличают ее от других белянок по черным крыловым жилкам и отсутствию черных пятен на крыльях. Очень интересная бабочка, название получила от боярышника, где выкармливается ее гусеница. В момент выхода из куколки бабочка выделяет каплю испражнений красного цвета, тогда создается впечатление красного дождя. С детьми мы этого не наблюдали, но кладку яичек и зимние гнезда гусениц исследовали.
Пир на весь мир начинается у насекомых с цветением душицы.
Мелкие светло-пурпурные цветки собраны в зонтиковидные соцветия, которые очень ароматные. После обеда дети пересчитывают всех гостей душицы: 15 бабочек-крапивниц, 2 бабочки-белянки, бабочка-голубянка, 18 шмелей, 11 пчел. 19 июля закончилось цветение душицы, но шмели по-прежнему прилетали и добирали последнее.
В наших цветниках много роз, дети всегда восхищаются их красотой, но, как оказалось, насекомые от роз не в восторге – они просто пролетают мимо.
В результате наблюдений за насекомыми дети выяснили, что наиболее посещаемые растения – с мелкими невзрачными цветками. И в холодную пасмурную ветреную погоду насекомые не летают.
На нашем девичьем винограде во второй половине лета появляются довольно крупные пауки-крестовики. В этом году было 9 ловчих сетей, натянутых между листьями. На брюшке у паука – светлый узор в виде крестика, у него 8 ног и 8 глаз.
Ловчая сеть вертикальная. Наблюдая за жизнью паука, дети узнали, что он заворачивает свою добычу в паутину, сам прячется в укромном месте в ожидании, занимается ремонтом паутины, если травинкой подергать сеть – выбежит, думая, что добыча, если сильно подергать – не выходит.
В сентябре дети нашли желтоватый кокон паучихи с яичками, один кокон погрузили в воду, он поплыл и даже не намок, видно, какое он имеет значение для яиц.
1 сентября осталось 6 ловчих сетей, 14 сентября – одна ловчая сеть, 22 – ни одной, хотя мухи и шмели еще летали, температура воздуха была 20 градусов.
Так что экологическая тропинка – неистощимый источник знаний в любое время года!
Т.СТАВСКАЯ, старший воспитатель Центра развития – детского сада №953
Комментарии