В «УГ» №39 от 29 сентября вышел круглый стол «Большое видится на расстоянии», в котором обсуждались поправки к Закону «Об образовании в РФ» в части воспитания. В редакцию газеты пришло письмо от председателя РДШ, летчика-космонавта Сергея Рязанского, который делится своими соображениями по этому поводу.
Педагоги естественным образом занимаются воспитанием. Нельзя обучать и не демонстрировать образцы поведения, отношения, выбора. Другое дело, что это делается естественно. Без конкретной цели, без отслеживания результатов, без приоритетов. Мы в РДШ, во-первых, стараемся предусмотреть эти моменты в наших программах, во-вторых, ищем некие исчисляемые характеристики воспитательной деятельности.
По Закону «Об образовании в РФ» и стандартам эти характеристики относятся к личностным результатам и не оцениваются. Оцениваться могут действия (мероприятия), направленные на развитие этих характеристик, то есть отсроченные результаты. Мы, например, можем говорить о вовлеченности ребят в наши проекты военно-патриотической и краеведческой направленности, сколько команд принимают участие, качество их проектов, их заинтересованность в проекте, возвращаются ли они на следующий год. Еще более конкретные цифры можно получить в проекте «Школьный музей» – сколько мемориальных и краеведческих музеев в наших школах, сколько создано новых за год.
Четких инструкций, кто должен реализовать эти поправки, нет, потому что нет общего представления о процессах воспитания. Но воспитанием занимается не только школа. Это и семья, и детские общественные организации, и система дополнительного образования, и школа. Что касается нашей организации, то у нас есть огромный пласт педагогов, которые занимаются именно воспитательной деятельностью, я говорю о вожатых. Сейчас в нашем проекте «Лига вожатых» (нацпроект «Образование») активно участвуют почти 15000 человек, которые вместе с ребятами придумывают и создают те события, которые составляют основу воспитательной деятельности.
Опять же могу сказать только с точки зрения работы Российского движения школьников, часть наших проектов и акций рассчитаны на сотрудничество детей и родителей. Это особенно ярко показало празднование 75‑летия Дня Победы, такие акции, как «Окна Победы», «Фонарики Победы», конкурс макетов памятников «Дети войны». Надо сказать, что родители охотно подключаются к деятельности своих детей, прекрасно понимая воспитательную ценность наших инициатив. Одна из наших недавних масштабных акций «Экодежурный по стране» тоже адресована и детям, и взрослым, здесь в большей степени именно дети вовлекают взрослых в свою активность, делятся со взрослыми своими тревогами о будущем планеты и прививают культуру экологического поведения.
Сергей РЯЗАНСКИЙ, председатель РДШ, герой России, летчик-космонавт
Комментарии