Война и дети – два несовместимых понятия. Дети войны так и не увидели детства. Они отказались от игр и стали защищать Родину наравне со взрослыми. И мы обязаны сохранить их детские воспоминания, которые связывают наши поколения.
Война длилась долгих четыре года и унесла с собой 27 миллионов жизней. 6 миллионов погибших были детьми. А те, кто остался жив, сразу повзрослели. Они отказались от игр и стали защищать Родину наравне со взрослыми.
Кто-то скажет: «Они были детьми, что они могут помнить?», но дети войны помнят действительно все…
Они приходят в школу, делятся с нами своими воспоминаниями о том страшном времени. Мы видим их слезы и понимаем: мы обязаны сохранить их детские воспоминания, которые связывают наши поколения.
Нельзя забыть Орликину Николаевну Никифорову, пережившую в юном возрасте блокаду Ленинграда, длившуюся целых 872 дня.
Она всю жизнь видит во сне синие фары машины под коркой льда. Эта машина ушла под лед вместе с людьми на Дороге жизни.
Она до сих пор помнит ужасные моменты – как вместе с мамой отстаивала длинные очереди за хлебом, как собирала пальчиком все крошки со стола. Она помнит, как закидывала маленькие палочки в печку-«буржуйку», как маленькая ходила на Неву, как сдирала со стены обои и счищала с них клейстер, чтобы мама сварила из него кисель.
Она очень хорошо помнит тот день. От голода умерла ее младшая сестренка. Плачущая истощенная мама склонилась над фанерной коробкой, в которой лежала закутанная в одеяло двухлетняя девочка. Сил не было нести коробку на кладбище, и поэтому мама отдала карточку на хлеб дворнику, чтобы тот похоронил малышку.
От голода Орликина распухла, а у ее мамы выпали все волосы и зубы, началась цинга. Кто знает, что было бы с ними, если бы в один из дней их не отправили на Большую землю по Дороге жизни…
Нельзя забыть храбрость Зинаиды Константиновны Ивановой, которая жила в 18 километрах от линии фронта, в городе Чудове. Отец погиб в первые дни войны. Мама ушла на фронт, оставив ее и старенькую бабушку совсем одних. С 10 июля 1941 года начались бои за Ленинград, а с 8 сентября город был взят фашистами в блокадное кольцо.
Время было страшное. 23 февраля 1942 года тринадцатилетняя Зинаида сбежала на фронт в кузове грузовой машины со снарядами. На передовой ее хотели отправить в детский дом, но настойчивая девочка с косичками в пионерском галстуке сказала командиру, что она приехала воевать. Так она стала дочерью 1247‑го стрелкового полка.
Солдаты прозвали ее Чижиком. Сначала она заполняла полковой журнал, писала похоронки. Потом окончила снайперские курсы, курсы связистов, восстанавливала прерванную связь командиров с батареями.
Сколько раз на командный пункт, где находилась Зина, пикировали фашистские самолеты, обрушивали шквал огня вражеские артиллеристы! Все вынесла, все выдержала юная телефонистка.
Не раз она отважно выполняла боевые задания, а еще выносила на себе раненых с поля боя. За это она была награждена медалью «За отвагу» – ее самой любимой среди множества других.
А после войны вела шефскую работу с образовательными учреждениями Москвы, Курска, Смоленска, Чудова, Удмуртии, Прибалтики, с детьми из детских домов, поисковыми отрядами. Была председателем ветеранской организации «Участники Великой Отечественной войны – воспитанники армии и флота».
Нельзя забыть Евдокию Семеновну Лебедеву, которая ухаживала за ранеными в эвакогоспитале города Кинешмы на Волге.
В самом начале войны ее сестер призвали на трудовой фронт. Маленькая Дуся осталась одна со слепой мамой, и все трудности легли на плечи девочки.
Ей шел седьмой год, когда в 1942 году стали привозить раненых с многострадальных ленинградского и волховского направлений. Покормив маму картошкой, она бежала помогать медсестрам ухаживать за ранеными: смачивала им губы, давала лекарства, поправляла повязки, перестилала кровати. За годы войны ее маленькие детские ручки перестирали километры кровавых бинтов.
Ей довелось повидать разных раненых – у кого руки нет, у кого – обеих ног… Бойцы стонали, звали на помощь, и приходилось искать доктора или медицинскую сестру.
Иногда в госпитале устраивали концерт для солдат, и вместе с другими детьми она читала стихи, пела песни. После работы в госпитале Дуся бежала домой ухаживать за своей слепой мамой. А поздними вечерами она еще успевала вязать носки, которые сдавала для отправки на фронт…
У каждой из них своя судьба, но объединяет их беззаветная любовь к своей родной земле, к своему Отечеству, своим истокам. Они своим примером учат нас бережному отношению ко всему, что мы имеем, и обращаются с просьбой – приумножать славу предков, возводить, а не разрушать, а самое главное – хранить память о прошлом. И мы никогда об этом не забудем…
Артем ШЕРЕМЕТ, ученик 10‑го класса школы №1223
Комментарии