В настоящее время уже нет смысла обсуждать, нужны ли инклюзивные классы или дошкольные группы комбинированной направленности. Хотя коррекционные классы и группы сохраняются в образовательных учреждениях, дети с особыми образовательными потребностями уже пришли в обычные школы. И главный вопрос заключается в том, готовы ли школы дать таким детям образование.
Ведь теперь школа начинает воспитание и обучение детей с трех лет. А если ребенок, подрастая, обнаруживает какие-либо особенности развития? Что делать? Отправить его в специальное учреждение? Но малыш уже привык к обстановке, воспитателю, детям. И родители не хотят лишать ребенка общения со сверстниками. А что можем мы?Оказывается, совсем не мало. В нашем образовательном комплексе сложилась система работы с детьми с ОВЗ, начиная с дошкольного возраста. В 2014 году начал свою работу психолого-педагогический консилиум, в состав которого входят учителя-логопеды, педагоги-психологи, учитель-дефектолог, социальный педагог. Нашими специалистами разработаны адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с особыми образовательными потребностями.Начиная с младшего дошкольного возраста, специалисты выявляют детей, которым необходима коррекционная помощь. Далее в соответствии с заключением ЦПМПК для таких детей разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты, и расписание коррекционных занятий органично вплетается в основную образовательную деятельность дошкольников. Такой подход помогает нашим детям не только приобрести определенный багаж знаний в доступной для них форме, но и дает возможность для социализации в группе сверстников. Ребята принимают участие в общих мероприятиях по мере своих возможностей и не чувствуют себя обделенными.Процессом взаимодействия детей в группе руководят воспитатели. Обучение воспитателей, работающих с такими детьми, на курсах повышения квалификации по данной проблеме позволило создать в инклюзивных группах благоприятный психологический климат для всех детей.Общими усилиями специалистов и воспитателей дети с проблемами в речевом развитии, посещающие инклюзивные группы, к окончанию периода дошкольного детства выходят на нормативный уровень развития.Но и дети с более сложными диагнозами переходят в первые классы нашей школы, которые формируются с учетом рекомендаций ЦПМПК и психолого-педагогического консилиума школы. Таким образом осуществляется преемственность дошкольного и начального общего уровней образования для детей с ОВЗ, создаются равные возможности для всех детей, что позволяет им в дальнейшем проявлять свои таланты. Так, в 2016 году ребята нашей школы приняли участие в Московском чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс» и отмечены дипломом в номинации «Вязание крючком».Ольга СПОРЫХИНА, учитель-логопед школы №1373
Комментарии