С первым заместителем директора Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Любовью Николаевной КОВЕШНИКОВОЙ мы познакомились на окружном туристском слете учителей. В коротких перерывах между соревнованиями удалось поговорить о том, как развивается система образования в регионе, какие у нее перспективы и проблемы.
– Любовь Николаевна, часто в новостях проходят сообщения об активном развитии спорта и физической культуры в вашем регионе. Туристский слет – еще одно подтверждение этому. А каковы приоритеты и особенности развития системы образования в Ханты-Мансийском округе?- Наша система образования достаточно стабильная. Это обусловлено и финансовой стабильностью, которая укрепляется на протяжении последних лет, и политикой правительства автономного округа, которая в течение десятилетий была направлена на вклад в человека. Следовательно, развивается и вся социальная сфера, в первую очередь – здравоохранение с новыми технологиями и система образования, которая построена на принципах опережающего обучения. Мы очень часто входили в режим различных экспериментов, так же, как и вся Российская Федерация, занимались модернизацией образования. Наш округ не был участником Комплексного проекта модернизации образования, но, несмотря на это, мы реализовывали все направления КПМО.Мы первый регион в стране, который принял закон о государственном общественном управлении. И поэтому у нас 100% учреждений не просто для галочки имеют управляющие советы, но эти советы реально влияют и на формирование учебного плана, разработку образовательных программ, и на развитие учреждения как такового. Если еще в 2005 году по официальному статистическому опросу, который проводился в Российской Федерации, уровень доверия к системе образования у населения округа составлял 40 процентов, то в конце 2009 года он достиг более 80 процентов. Я считаю, это заслуга в том числе и управляющих советов. Их задача – приблизить образование к обществу, сделать систему образования открытой. Благодаря советам родители имеют возможность принимать участие во всех внутренних процессах, которые происходят в школе. А директор поделил свою ответственность и власть в плане формирования стратегии развития учреждения с обществом.Специфика образования Ханты-Мансийского округа связана и с национальными особенностями региона. На его территории проживают коренные малочисленные народы Севера: ханты, манси, ненцы. И примерно 15 процентов школ, находящихся в сельской местности, – это школы с этнокультурным компонентом образования, с этнокультурной составляющей. Она построена так, что ориентирует детей коренных жителей на специфику традиционных видов деятельности. Поэтому система воспитательной работы подстраивается под систему народных праздников.В обычных школах, расположенных на территории проживания малочисленных народов Севера, тоже ориентируются на их традиции. Так, правительство и руководители системы образования проявляют уважение к этим народам и способствуют сохранению их самобытной культуры. Празднуются дни охотника, оленевода, проводятся медвежьи игрища, отмечается День прилета Серой Вороны, которая для коренных народов олицетворяет начало новой жизни. В этот день в семьях по древней традиции дают имена рожденным детям.Дети коренных народов имеют ряд принципиальных отличий и по уровню восприятия информации, и по способу выбора деятельности. И педагоги тех школ, где они обучаются, выбирают особые методы и способы обучения, природосообразные для них. Мы преподаем детям коренных народов родной язык и литературу. Ведем предметы, связанные с декоративно-прикладным искусством, охотоведением, оленеводством. У некоторых школ есть свои учебно-промысловые базы, или так называемые стойбища, где ребята учатся плести сети, ставить силки, заниматься другими традиционными видами деятельности.Мы стараемся и посредством системы профессионального образования помочь этим детям найти себя в традиционном секторе хозяйства. Не все дети становятся охотоведами или оленеводами, но, даже получая другие профессии, очень многие возвращаются к традиционным промыслам. Многие молодые люди из этих народов становятся оленеводами, собирают дикоросы и так далее. Это следствие не только образовательной, но и социокультурной политики округа, которая дает возможность сохранить традиционные виды хозяйствования при современном рынке труда.У нас принят закон о факториях, благодаря которому властные структуры будут помогать скупать продукцию этих народов. Вообще, для государства должна быть важна самобытность и ценность каждого человека, а не только развитие экономики. С другой стороны, развитие традиционных видов деятельности коренных народов – это возможность поддержать экономику округа. Если дары нашей природы организованным потоком пойдут на столы по всей России, это тоже статья дохода для региона.- Как в целом развивается система начального и среднего профессионального образования округа, она учитывает потребности местной экономики?- Эта система у нас в округе сохранена, мы не разрушили ни одного учреждения профессионального образования. В начале двухтысячных годов эти учреждения перешли из муниципальной собственности в региональную. В системе профессионального образования, особенно в течение последних пяти лет, мы начали заниматься серьезным анализом, который помог бы обеспечить баланс между востребованностью на рынке труда и предоставляемыми нами услугами. Для этого мы создали специальное учреждение – Центр изучения рынка труда. Это учреждение, подведомственное нашему Департаменту образования, в нем изучают баланс спроса и предложения на рынке труда. По этим прогнозам мы формируем задания для наших учреждений профессионального образования.С другой стороны, мы ведем работу по профессиональной ориентации уже в школе. Стараемся ориентировать ребят в первую очередь на технические профессии, которые можно получить в учреждениях НПО и СПО и которые будут востребованы на рынке. Мы очень плотно начали работать с работодателями, и не только в направлении аккредитации образовательных программ, но и в направлении формирования задания для системы профессионального образования по подготовке кадров. Для нас было бы идеальным, если бы работодатели могли прогнозировать свои кадровые потребности в перспективе, давать заявку образовательному учреждению с обязательством трудоустройства выпускников в будущем и с обязательством укрепления базы под прохождение практики. Мы привлекаем работодателей и к оценке качества профессионального образования, они входят в состав экзаменационных комиссий в учебных заведениях.В результате экономических катаклизмов последних лет не все работодатели смогли заставить себя смотреть в будущее и работать на будущее, но сейчас ситуация меняется.- Можно ли сказать, что система профессионального образования округа полностью сбалансирована и обеспечивает потребность экономики в кадрах?- Я думаю, не существует ни одной системы образования, которая была бы абсолютно сбалансирована. Не могу сказать, что мы обеспечиваем потребность в кадрах на сто процентов. По крайней мере, несколько лет наши учебные заведения примерно на 70 процентов удовлетворяли спрос на рынке труда, но он постоянно меняется, система образования при всем желании не может быть такой мобильной. Потому что под любую профессию нужно подготовить ресурсную базу, как кадровую, так и материальную, необходимо лицензировать и аккредитовать программы подготовки. На все это требуется время. Система образования могла бы быстрее реагировать на изменения, происходящие на рынке труда, если бы работодатель точно знал, какие специалисты потребуются ему через 5-15 лет и в каком количестве. Поэтому здесь претензии к системе образования предъявлять несостоятельно. Данная претензия должна предъявляться тем, кто отвечает за политику социально-экономического развития, а за нее отвечает государство, региональная система встроена в систему экономики России. Поэтому, на мой взгляд, вопрос спроса и предложения на рынке труда должен политически решаться на более высоком уровне. Думаю, в других регионах ситуация почти такая же, но мы сумели сохранить свою систему профессионального образования, и это большой плюс. У нас, правда, идет процесс соединения системы НПО с СПО, часть учреждений среднего профобразования влились в наши вузы. То есть качественные изменения в системе образования тоже происходят, уменьшилось количество подведомственных учреждений, но только потому, что мы их реорганизовали и объединили.- Насколько популярны рабочие профессии у молодежи? Сейчас повсеместно говорят о том, что они самые востребованные на рынке труда.- Конечно же, они не столь популярны, но все места, которые мы, Департамент образования и правительство округа, выделяем на рабочие специальности для учреждений НПО, заполняются.- Завершается Год учителя. Как он проходил в вашем округе, что изменилось к лучшему для ханты-мансийских педагогов?- Я рада, что общество посмотрело на учителя по-другому. Мы наконец поняли, что от учителя во многом зависит то, каким будет общество завтра. Следовательно, нужно не просто внимание к учителю, а системная работа по обновлению учительского потенциала. Планируя свои мероприятия в рамках Года учителя, мы очень плотно работали с профсоюзными организациями, со всеми муниципальными образованиями, то есть все наши мероприятия – это инициативы снизу, предложенные учителями и поддержанные Департаментом образования. Идея окружного туристического слета принадлежит лидеру окружной профсоюзной организации работников образования, мы ее поддержали. В этом году мы впервые проводили слет молодых учителей в Нижневартовске, в Сургуте впервые состоялся слет библиотекарей Уральского федерального округа. То есть мы в округе проводили мероприятия, носящие имиджевый характер, направленные на то, чтобы общество взглянуло на учителя по-новому. Прежде всего они работают на статус учителя.СтатфактЮгра – один из лидеров в России по таким показателям, как рождаемость и прирост населения, доля детей в возрасте 1-6 лет в общей численности населения региона на треть больше, чем в России. В отличие от ситуации по стране в течение последних лет доступность дошкольного образования в Югре практически перестала зависеть от места проживания ребенка. 8 из 10 детей в возрасте 3-6 лет, как в сельской, так и городской местности посещают дошкольные учреждения. Доля детей 3-6 лет, получающих услуги дошкольного образования, составляет 78,8%.Доступность школьного образования в автономном округе также выше, чем в среднем по России. Практически все дети Ханты-Мансийского автономного округа – Югры вовлечены в систему общего образования. В 391 общеобразовательном учреждении (муниципальных, государственных и негосударственных) Югры обучалось более 177 тысяч человек, это свыше 11% всего населения округа.Охват детей с ограниченными возможностями здоровья обязательным общим образованием составляет 97%.В автономном округе функционирует около 200 учреждений дополнительного образования различной ведомственной принадлежности, в том числе более 80 учреждения ведомства образования.По уровню благоустройства школьных зданий округ существенно опережает средние показатели по Российской Федерации. Почти девять школ из десяти имеют все виды благоустройства, что на одну треть выше, чем по стране в целом и по регионам сравнимой группы.Созданная в Югре система профессионального образования предоставляет молодым людям разнообразные возможности для продолжения обучения и получения профессии. Программами начального профобразования охвачено 18,2% молодежи в возрасте 15-17 лет. На 10 тысяч человек населения автономного округа приходится 125 студентов среднего и 325 высшего профессионального образования.Среднемесячная заработная плата работников учреждений начального профессионального образования с введением в 2008 году новой системы оплаты труда, оптимизацией штатных расписаний существенно увеличилась по сравнению с 2007 годом, в том числе у преподавателей – на 24,8%.
Комментарии