– Система государственного образования – единственно возможная система, гарантирующая качественное образование для наших детей. Бесспорно, что одна из позитивных особенностей государственных образовательных систем – участие широкой общественности в управлении учреждением, в том числе и расширение инициативы родительской общественности. К сожалению, это расширение родительской общественности и трактуется большинством родителей (да зачастую и педагогов) просто как помощь в решении хозяйственных вопросов.
Я думаю, что разговор о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников – прежде всего разговор о человеческих взаимоотношениях, имею в виду согласование взаимных интересов, потребность и ожидание сотрудничающих сторон, направленные на качественное воспитание и образование детей как в стенах детского сада, так и в семье.
На опыте многих лет пришлось убедиться в том, что мы, родители, очень разные и по своему социальному и культурному облику, и по тем жизненным правилам, которых придерживаемся, чтобы выжить и выживать в наше непростое время. Рецепты выживания, поверьте, у всех очень разные. Мы разные и по своим ожиданиям от детского сада, и по представлениям о характере контактов с ним. Такая разнородность облика современного родителя (чего не было прежде) уже сама по себе становится субъективной трудностью на пути выстраивания гармоничного взаимодействия с дошкольными учреждениями, не говоря уже о проблемах объективного характера. Культура общения родителей и педагогов на уровне детского образовательного учреждения помогает нам сегодня продвигаться к лучшему пониманию проблем друг друга. Это прежде всего помогает и нашим детям социально адаптироваться в детском коллективе и, как следствие, избежать лишних проблем при поступлении в начальную школу. Однако жизнь показывает неизбежность возникновения конфликтных ситуаций между педагогами и родителями. Казалось бы, если опираться и родителям, и воспитателям на человеческую добродетель, любовь к детям и сердечность, все будет продвигаться в нужном направлении. Но факты конфликтов, взаимного недовольства друг другом, стекающиеся как в Департамент образования, так и в окружные управления образования, говорят, что проза жизни представляет несколько иные примеры. Основной поток недовольства родителей так или иначе связан с коммерциализацией образовательных услуг. Но все эти вопросы при разумном, обоюдоостром рассмотрении вполне решаемы, они никак не могут быть отнесены к разряду драматических. Ничто ведь не падает с неба в готовом виде, все создается усилиями конкретных людей и конкретными действиями.
Итоги семи месяцев работы нашего совета оптимизируют нас, родителей. Департамент открыт для диалога с нами. Я начинал свою деятельность на общественном поприще как председатель родительского комитета сада №2317 в 1996 году и могу сказать, что только за последний год мы получили много адекватных ответов на десятки поставленных нами вопросов от Департамента образования и правительства Москвы. Но у нас есть проблемы, которые не могут не беспокоить. Особую озабоченность у нас вызывает ситуация с детьми-инвалидами. Мы знакомы с программой, созданной правительством Москвы и Департаментом образования, с предусмотренным в ней созданием нормативной базы для новых форм дошкольного образования детей-инвалидов – центров игровой поддержки, лекотек, службы ранней помощи. Мы понимаем, что решаемая проблема и задача по сокращению очередности в детских образовательных учреждениях не позволяет выделять дополнительные площади под игровые центры, однако трудно переоценить значение новых форм работы с детьми. На примере существующих лекотек мы видим, что посещаемость их увеличилась с 20% с момента старта этих заведений до 90% в течение первого года. Родители, видя внимание к себе специалистов, педагогов, понимают, что у них есть возможность сохранить семью, сохранить ребенка в семье и, как следствие, в дальнейшем адаптировать его к нашему обществу. Решение нами видится как возможность выделения в близлежащих зданиях помещений на первых этажах в пошаговой доступности. Семье с детьми-инвалидами нужна помощь специалистов, и чем раньше мы вмешаемся в развитие такого ребенка, тем больше будет шансов на его полноценное восстановление в обществе. Поэтому мы, родители, возлагаем очень большие надежды на Департамент образования, на правительство Москвы и лично на мэра, на его заинтересованность в решении этого вопроса.
В преддверии Года ребенка начата реализация программы по строительству новых детских садов. Мы специально поездили по Москве и посмотрели на эти прекрасные сады, где условия для воспитания детей самые лучшие, но не стоит забывать и о старых детских садах, которые работают уже давно. Там зачастую нет бассейна, игровых залов, которые необходимы в соответствии с требованиями времени. Я не специалист, но думаю, что пристройки к существующим зданиям могли бы существенно уменьшить эти проблемы.
Комментарии