search
main
0

Дети рождаются совершенными. 9-й класс. Тема «Любовь не ошибается» (святой Иоанн Кронштадтский). По рассказу Бориса Екимова «Ночь исцеления»

Тип урока: урок аналитического чтения. Цели урока: формирование умений аналитического чтения художественного текста, воспитание грамотного, компетентного читателя.

I. Экспозиция урокаДобрый поступок, доброе слово, добрая улыбка… А что такое доброта? Это когда «каждый человек, каждая отдельно взятая совесть… должны быть растворены, как окна доброго жилища, к чужой… беде», к другому человеку – к ребенку, к пожилому, к человеку иной веры, к природе, к животным…  Добро самоценно. Добро преображает нашу жизнь. Добро преображает души дарящих его и принимающих его. Впереди у нас разговор о Доброте и о Любви. И поможет нам в этом «лучший русский рассказчик» – современный писатель Борис Петрович Екимов.Полностью I, II и III этапы урока, презентация опубликованы на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/1086. IV. Аналитическое прочтение рассказа «Ночь исцеления». Выявление читательского восприятия Учитель: Прочитаем первый фрагмент рассказа.«Внук приехал и убежал с ребятами на лыжах кататься. А баба Дуня, разом оживев, резво суетилась в доме: варила щи, пирожки затевала, доставала варенья да компоты и поглядывала в окошко, не бежит ли Гриша.К обеду внук заявился, поел, как подмел, и снова умчался, теперь уже в лог, с коньками. И снова баба Дуня осталась одна. Но то было не одиночество. Лежала на диване рубашка внука, книжки его – на столе, сумка брошена у порога – все не на месте, вразлад. И живым духом веяло в доме». Вопрос: Что чувствовала баба Дуня, когда на каникулы приезжал внук Гриша? Назовите  ключевые слова. Какие они? Обратите внимание, как преображалась бабушка Дуня. Ученики: Бабушка испытывала радость. Ключевые слова «оживев», «суетилась», «живым духом веяло в доме». Сброшен груз прожитых лет, бабушка словно помолодела, про хвори забыла. Учитель: Ребята, как мало нужно сделать для того, чтобы принести радость своим близким! Помните об этом. Приезд внука в гости изменил бабушку. Мы уже видим следы ее исцеления: хвори отступили, и одиночество покинуло, и она «оживела», «засуетилась». Далее из текста мы узнаем, что бабушка не гостила у сына и дочери в городе. И было на это две причины. Какие?«Сын и дочь свили гнездо в городе и наезжали редко – хорошо, коли раз в год. Баба Дуня у них гостила не чаще и обыденкою вечером возвращалась к дому. С одной стороны, за хату боялась: какое ни есть, а хозяйство, с другой… Вторая причина была поважнее: с некоторых пор спала баба Дуня тревожно, разговаривала, а то и кричала во сне. В своей хате, дома, шуми хоть на весь белый свет. Кто услышит! А вот в гостях… Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся. А через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче.Приезжала баба Дуня – и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. И стала баба Дуня ездить к детям все реже и реже, а потом лишь обыденкою: протрясется два часа в автобусе, спросит про здоровье и назад. И к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету».Вопрос: Мы прочитали ключевой эпизод, который является экспозицией. Что такое экспозиция? Какова экспозиция этого рассказа? Какие мотивы просматриваются в ней?Экспозиция – это вступительная часть художественного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем. В этой экспозиции звучат мотивы вины, тревоги… В ней задается общая лирическая тональность всего произведения. По первым фрагментам мы чувствуем вину, которую испытывает бабушка. Она любит своих близких, но стыдится, что кричит во сне, беспокоит родных. Учитель: Посмотрим на картины Александра Шилова. Сколько мудрости, грустной задумчивости в глазах бабушки Капитолины, солдата – героя войны…Завязкой рассказа «Ночь исцеления» служит эпизод, когда Гриша готовится к рыбалке. Выразительно прочитаем этот фрагмент.«Но вот внучек Гриша, в годы войдя, стал ездить чаще: на зимние каникулы, на Октябрьские праздники да Майские.Он зимой и летом рыбачил в Дону, грибы собирал, катался на коньках да лыжах, дружил с уличными ребятами, словом, не скучал. Баба Дуня радовалась.И нынче с Гришиным приездом она про хвори забыла. День летел невидя, в суете и заботах. Не успела оглянуться, а уж синело за окном, подступал вечер. Гриша заявился по-светлому. Загромыхал на крылечке, в хату влетел краснощекий, с морозным духом и с порога заявил:- Завтра на рыбалку! Берш за мостом берется. Дуром!- Это хорошо, – одобрила баба Дуня. – Ушицей посладимся.Гриша поужинал и сел разбирать снасти: мормышки да блесны проверял, на полдома разложив свое богатство. А баба Дуня устроилась на диване и глядела на внука, расспрашивая его о том о сем. Внук все малым был да малым, а в последние год-два вдруг вытянулся, и баба Дуня с трудом признавала в этом длинноногом, большеруком подростке с черным пушком на губе косолапого Гришатку.- Бабаня, я говорю, и можешь быть уверена. Будет уха и жареха. Фирма веников не вяжет. Учти.- С вениками правда плохо, – согласилась баба Дуня. – До трех рублей на базаре.Гриша рассмеялся:- Я про рыбу.- Про рыбу…  У меня дядя рыбалил. Дядя Авдей. Мы на Картулях жили. Меня оттуда замуж брали. Так там рыбы…Гриша сидел на полу, среди блесен и лесок, длинные ноги – через всю комнатушку, от кровати до дивана. Он слушал, а потом заключил:- Ничего, и мы завтра наловим: на уху и жареху».Вопрос: Каковы отношения внука и бабушки?Ученики: Очень доверительные. Бабушка любит внука, внук любит бабушку. Учитель: Закончился счастливый для бабушки Дуни вечер. Она любовалась своим внуком и была спокойна. Воспоминания нахлынули на нее. Но было что-то такое, что не давало ей покоя. Что же именно?«За окном солнце давно закатилось. Долго розовело небо. И уже светила луна половинкою, но так хорошо, ясно. Укладывались спать. Баба Дуня, совестясь, сказала:- Ночью, може, я шуметь буду. Так ты разбуди.Гриша отмахивался:- Я, бабаня, ничего не слышу. Сплю мертвым сном.- Ну и слава Богу. А то вот я шумлю, дура старая. Ничего поделать не могу.Заснули быстро, и баба Дуня, и внук.Но среди ночи Гриша проснулся от крика:- Помогите! Помогите, люди добрые!Спросонья, во тьме он ничего не понял, и страх обуял его».Вопрос: Обратите внимание, как деликатна бабушка, как виновато, «совестясь» она предупреждает внука, что шумит ночью. А какова ее «вина»?Ученики: Бабушка не может избавиться от горьких переживаний. Учитель: Как бабушку характеризует ее речь?Ученики: Она часто обращается к Богу, просит простить ее за тревогу, «шум». В ее речи много донских просторечных слов.Учитель: Одним из элементов композиции является кульминация. Что такое кульминация? Чему служит?Кульминация – это точка наивысшего напряжения в развитии действия. Кульминация служит для того, чтобы показать важность эпизода, его эмоциональное звучание, раскрывает характеристику героев, авторский замысел. Данную сцену можно посчитать переходом к кульминации.Учитель: Выразительно прочитаем следующий фрагмент. Обратите внимание на слово «карточки». «- Люди добрые! Карточки потеряла! Карточки в синем платочке завязаны! Может, кто поднял? – и смолкла.Гриша уразумел, где он и что. Это кричала баба Дуня. Во тьме, в тишине так ясно слышалось тяжелое бабушкино дыхание. Она словно продыхивалась, сил набиралась. И снова запричитала, пока не в голос:- Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя… – баба Дуня запнулась, словно ошеломленная, и закричала: – Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шура! Таечка! – имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно.Гриша не выдержал, поднялся с постели, прошел в бабушкину комнату.- Бабаня! Бабаня! – позвал он. – Проснись…Она проснулась, заворочалась:- Гриша, ты? Разбудила тебя. Прости, Христа ради».Вопрос: О каких же карточках причитает бабушка? Что они значили в годы войны?На эти карточки людям выдавали хлеб, крупу. Потерять их значило умереть с голоду. Из произведений о Великой Отечественной войне мы узнаем, что иногда карточки крали. Это обрекало семью на голодную смерть. И когда бабушка Дуня плачет о карточках, то мы можем предположить, что она потеряла их в годы войны и как для нее это было мучительно. Заметим, что бабушка в первую очередь думает о своих детях. Как велика сила материнской любви к детям!Выразительно прочитаем следующий фрагмент.«- Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце.- На сердце, на сердце… – послушно согласилась баба Дуня.- Нельзя на сердце. Ты на правый ложись.- Лягу, лягу…Она чувствовала себя такой виноватой».Обратите внимание, что Гриша как бы невзначай говорит бабушке: «Ты, бабаня, не на тот бок легла, на сердце», – не задумываясь о глубоком смысле сказанного. Боль в сердце. Она не покидала бабушку все эти годы. Но это была боль не физическая, а боль-страдание, человеческое смирение. Внук долго думает о том, что происходит с бабушкой. Многое ему понятно из рассказов отца. Об этом – в следующем фрагменте текста. «Гриша вернулся к себе, лег в постель. Баба Дуня ворочалась, вздыхала. Не сразу отступало то, что пришло во сне. Внук тоже не спал, лежал, угреваясь. Про карточки он знал. На них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка, – это отец.В жидкой тьме лунного полусвета темнели шкаф и этажерка. Стало думаться об утре, о рыбалке, и уже в полудреме Гриша услыхал бабушкино бормотание:- Зима находит… Желудков запастись… Ребятишкам, детишкам… – бормотала баба Дуня. – Хлебца не хватает, и желудками обойдемся. Не отымайте, Христа ради… Не отымайте! – закричала она. – Хучь мешки отдайте! Мешки! – и рыдания оборвали крик.Гриша вскочил с постели.- Бабаня! Бабаня! – крикнул он и свет зажег в кухне. – Бабаня, проснись!Баба Дуня проснулась. Гриша наклонился над ней. В свете электрической лампочки засияли на бабушкином лице слезы.- Бабаня… – охнул Гриша. – Ты вправду плачешь? Так ведь это все сон.- Плачу, дура старая. Во сне, во сне…»Вопрос: Перед нами второй сон бабушки. О чем он?Ученики: Очевидно, в тяжелые военные годы бабушка вместо хлеба запасала желуди. Но, как видим, желуди у нее отобрали на пароме. Учитель: И опять – о ком плачет бабушка?Ученики: О детях. Учитель: Насколько сильна ее боль? Ученики: Она плачет даже во сне. Воспоминания не дают ей покоя. Учитель: Почему внуку непонятно, зачем слезы настоящие? Ведь сон – это неправда. « – Но слезы-то зачем настоящие? Ведь сон – неправда. Ты вот проснулась, и все.- Да это сейчас проснулась. А там…- А чего тебе снилось?- Снилось? Да нехорошее. Будто за желудями я ходила за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают.- А зачем тебе желуди?- Кормиться. Мы их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели.- Бабаня, тебе это только снится или это было? – спросил Гриша.- Снится, – ответила баба Дуня. – Снится – и было. Не приведи, Господи. Не приведи… Ну  ложись, иди ложись…»Вопрос: Как видим, бабушка пережила голод, страх, бесхлебицу. Это навсегда запечатлелось в памяти людей военного поколения. Спустя десятилетия эти воспоминания не оставляли в покое. Современным людям этого не понять. Какие слова бабушки особенно горьки?Ученики: «Снится – и было. Не приведи, Господи, не приведи». Этот повтор звучит как заклятие, как просьба. Учитель: Композиционным «переходным мостиком» в рассказе служит краткое повествование о последующих событиях. «Гриша ушел, и крепкий сон сморил его или баба Дуня больше не кричала, но до позднего утра он ничего не слышал. Утром ушел на рыбалку и, как обещал, поймал пять хороших бершей, на уху и жареху.За обедом баба Дуня горевала:- Не даю тебе спать… До двух раз булгачила. Старость.- Бабаня, в голову не бери, – успокаивал ее Гриша. – Высплюсь, какие мои годы…»Автор рассказа скуп на описание. Портретная характеристика Гриши вмещается в три строки. Зачитаем следующий фрагмент:«Он пообедал и сразу стал собираться. А когда надел лыжный костюм, то стал еще выше. И красив он был, в лыжной шапочке, такое милое лицо, мальчишечье, смуглое, с румянцем. Баба Дуня рядом с ним казалась совсем старой: согбенное, оплывающее тело, седая голова тряслась, и в глазах уже виделось что-то нездешнее. Гриша мельком, но явственно вспомнил лицо ее в полутьме, в слезах. Воспоминание резануло по сердцу. Он поспешил уйти».Вопрос: Для чего, на ваш взгляд, параллельно вводится описание бабушки? Только ли для того, чтобы сравнить молодость и старость?Ученики: Скорее всего автор хочет показать, как уязвима старость. Кроме того, в портретном описании мы угадываем характер Гриши. Он задумался о том, что происходило в жизни бабушки. И не просто задумался, а ощутил боль в сердце. Учитель: Какие черты характера проявляются в Грише? Ученики: Любовь к бабушке, жалость к ней, желание изменить что-то в ее жизни. «Воспоминание резануло по сердцу». «Баба Дуня казалась рядом с ним совсем старой». Учитель: Далее писатель изображает малую родину: Дон, задонские холмы, сосновые посадки. Легко и свободно дышится здесь. Всю свою жизнь баба Дуня провела в этих местах. Это приют для ее усталой души. Гриша всем сердцем принимает эти места. Они любимы им. Посмотрите, как любовно автор изображает их:«Во дворе ждали друзья. Рядом лежала степь. Чуть поодаль зеленели посадки сосны. Так хорошо было бежать там на лыжах. Смолистый дух проникал в кровь живительным холодком и, казалось, возносил над лыжней послушное тело. И легко было мчаться, словно парить. За соснами высились песчаные бугры – кучугуры, поросшие красноталом. Они шли холмистой грядой до самого Дона. Туда, к высоким задонским холмам, тоже заснеженным, тянуло. Манило к крутизне, когда наждаковый ветер высекает из глаз слезу, а ты летишь, чуть присев, узкими щелочками глаз цепко ловишь впереди каждый бугорок и впадинку, чтобы встретить их, и тело твое цепенеет в тряском лете. И наконец пулей вылетаешь на гладкую скатерть заснеженной реки и, расслабившись, выдохнув весь испуг, катишь и катишь спокойно, до середины Дона».Учитель: На следующий день Гриша ходил на почту позвонить маме. Выразительно, вдумчиво прочитаем этот фрагмент. Он важен для понимания отношений в мире взрослых людей.«Этой ночью Гриша не слыхал бабы Дуниных криков, хотя утром по лицу ее понял, что она неспокойно спала.- Не будила тебя? Ну и слава Богу…Прошел еще день и еще. А потом как-то к вечеру он ходил на почту, в город звонить. В разговоре мать спросила:- Спать тебе баба Дуня дает? – и посоветовала: – Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: «Молчать!» Она перестает. Мы пробовали».Вопрос: Какой совет «успокоить» бабушку дает мама Гриши? Понимает ли она до конца, что пережила мать?Ученики: Нет, невестка не сумела понять душевную боль матери. Так в жизни случается часто. Понимание приходит к взрослым только тогда, когда уже ничего нельзя изменить. Учитель: Эта тема остро звучит в стихотворении Андрея Дементьева «Памяти мамы». (Заранее подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)Следующий эпизод глубоко психологичен: «По пути домой стало думаться о бабушке. Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. А тут еще эти ночи в слезах, словно наказание. Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли. А для бабушки – нет. И с какой, верно, тягостью ждет она ночи. Все люди прожили горькое и забыли. А у нее оно снова и снова. Но как помочь?Свечерело. Солнце скрылось за прибрежными донскими холмами. Розовая кайма лежала за Доном, а по ней – редкий далекий лес узорчатой чернью. В поселке было тихо, лишь малые детишки смеялись, катаясь на салазках. Про бабушку думать было больно. Как помочь ей? Как мать советовала? Говорит, помогает. Вполне может и быть. Это ведь психика. Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша неторопливо шел и шел, раздумывая, и в душе его что-то теплело и таяло, что-то жгло и жгло. Весь вечер за ужином, а потом за книгой, у телевизора Гриша нет-нет да и вспоминал о прошедшем. Вспоминал и глядел на бабушку, думал: «Лишь бы не заснуть».Вопрос: Какие думы овладели мальчиком? Какие слова рефреном повторяются в этом эпизоде?Ученики: Перед нами внутренний монолог Гриши, который показывает, как тонко мальчик понимает болезненное душевное состояние бабушки. Когда Гриша произносит слова «Как помочь?», кажется, что он уже что-то придумал. Внутренний монолог убеждает нас в том, что перед нами юный и взрослый человек одновременно. Взрослый он в своих суждениях.Учитель: Прочитаем по ролям одну из кульминационных сцен. (Читают заранее подготовленные учащиеся.)«За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. За окном светила луна. Снег белел. Чернели сараи. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Свет в кухне зажег, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь.- Потеряла… Нет… Нету карточек…  – бормотала баба Дуня еще негромко. – Карточки… Где… Карточки… – и слезы, слезы подкатывали.Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, и даже ногу поднял – топнуть. Чтобы уж наверняка.- Хлебные… карточки… – в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня.Сердце мальчика облилось жалостью и болью. Забыв обдуманное, он опустился на колени перед кроватью и стал убеждать, мягко, ласково:- Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? Ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите, – настойчиво повторял он. – Все целые, берите…Баба Дуня смолкла. Видимо, там, во сне, она все слышала и понимала. Не сразу пришли слова. Но пришли:- Мои, мои… Платочек мой, синий. Люди скажут. Мои карточки, я обронила. Спаси Христос, добрый человек…По голосу ее Гриша понял, что сейчас она заплачет.- Не надо плакать, – громко сказал он. – Карточки целые. Зачем же плакать? Возьмите хлеба и несите детишкам. Несите, поужинайте и ложитесь спать, – говорил он, словно приказывал. – И спите спокойно. Спите.Баба Дуня смолкла».Вопрос: Чем было выстрадано решение, как нужно успокоить бабушку? Что при этом чувствовал мальчик?Ученики: Решение пришло неожиданно. Ведь мальчик первоначально хотел громко крикнуть, но потом сердце подсказало: нельзя кричать. Мягко, ласково, жалея бабушку, мальчик придумывал, как ее успокоить.Учитель: Прочитаем слова Альберта Лиханова, сказанные им в одном из писем в защиту детства: «Нет лекарства чище детских слез – я говорю не о слезах жалости к себе, обиженному, а о слезах жалости к другому, дитя он, этот другой, или старик». Как эти слова соотносятся с размышлениями Бориса Екимова? Перейдем к одной из кульминационных сцен. «Гриша подождал, послушал ровное бабушкино дыхание, поднялся. Его бил озноб. Какой-то холод пронизывал до костей. И нельзя было согреться. Печка была еще тепла. Он сидел у печки и плакал. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще… Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. И он плакал, вытирая слезы кулаком. Но как только баба Дуня заговорила, он забыл обо всем. Ясной стала голова, и ушла из тела дрожь. К бабе Дуне он подошел вовремя.- Документ есть, есть документ… вот он… – дрожащим голосом говорила она. – К мужу в госпиталь пробираюсь. А ночь на дворе. Пустите переночевать.Гриша словно увидел темную улицу и женщину во тьме и распахнул ей навстречу дверь.- Конечно, пустим. Проходите, пожалуйста. Проходите. Не нужен ваш документ.- Документ есть! – выкрикнула баба Дуня.Гриша понял, что надо брать документ.- Хорошо, давайте. Так… Ясно. Очень хороший документ. Правильный. С фотокарточкой, с печатью.- Правильный… – облегченно вздохнула баба Дуня.- Все сходится. Проходите.- Мне бы на полу. Лишь до утра. Переждать.- Никакого пола. Вот кровать. Спите спокойно. Спите. Спите. На бочок и спите».Вопрос: Как эта сцена раскрывает характеры мальчика и бабушки?Ученики: Бабушка пробирается к мужу в госпиталь. Просит чужих людей пустить на ночлег. Предлагает документ. Сколько любви, верности мужу! Сколько душевной силы, нравственной красоты, чуткости в бабушке! Автор в этом фрагменте показывает силу женского характера. И мальчик уже в сегодняшней реалии интуитивно принимает правильное решение, как излечить душу бабушки. Это урок взрослым. Так кто кого учит и кто у кого учится – ребенок у взрослых или взрослые у ребенка? Учитель: Прочитаем заключительную часть рассказа. «Баба Дуня послушно повернулась на правый бок, положила под голову ладошку и заснула. Теперь уже до утра. Гриша посидел над ней, поднялся, потушил в кухне свет. Кособокая луна, опускаясь, глядела в окно. Белел снег, посверкивая живыми искрами. Гриша лег в постель, предвкушая, как завтра расскажет бабушке и как они вместе… Но вдруг обожгло его ясной мыслью: нельзя говорить. Он отчетливо понял – ни слова, ни даже намека. Это должно остаться и умереть в нем. Нужно делать и молчать. Завтрашнюю ночь и ту, что будет за ней. Нужно делать и молчать. И придет исцеление».Проблемы, которые обозначены в прочитанном отрывке, – это проблемы далеко не детские. Можно ли сказать, что решение, принятое Гришей, – это решение взрослого человека?V. Подведем итоги урока. Рефлексия. Обобщение Вопросы- Почему нельзя рассказать бабушке о том, что произошло ночью?- В рассказе открытый финал. Как вы думаете, сумеет ли Гриша исцелить бабушку?- Какова ключевая тема рассказа?- Какова, на ваш взгляд, авторская идея?- С каким чувством вы закрыли последнюю страницу рассказа?- Каковы нравственные уроки рассказа «Ночь исцеления»?- Вернемся к теме урока. «Любовь не ошибается». Каков смысл высказывания святого Николая Кронштадтского?VI.    Заключительное слово учителяДети и старики. Старики и дети. Два этих возраста можно уподобить островам, сообщающимся между собой бурным потоком и мостом. Детство и Старость, по словам Альберта Лиханова, обладают двумя удивительными свойствами – Начальностью и Конечностью всего сущего. Они же обладают чистотой помыслов (дети не умеют врать, старики уже понимают, что это великий грех). «Дети рождаются совершенными», – сказал Руссо. Но каждый час в жизни, каждая минута привносят в нее неизбежные нарушения. Старики в конце жизни раскаиваются во многих заблуждениях, поступках. Они приходят к нравственной чистоте. Жизнь можно продлить лишь одним благородным способом – сея любовь и добрую память в душах тех, кто идет вслед за нами. Это умело делают наши бабушки и дедушки. К сожалению, в этом благородном деле часто выпадает одно звено – взрослые. Дети часто оказываются мудрее их. Напутствием для взрослых людей могут послужить слова Федора Михайловича Достоевского, сказанные писателем-гуманистом более века назад: «Слушайте, мы не должны превозноситься над детьми, мы их хуже. И если мы их учим чему-нибудь, чтоб сделать их лучшими, то и они нас учат многому и тоже делают нас лучшими уже одним только своим соприкосновением с нами. Они очеловечивают нашу душу одним только своим появлением между нами». Разве это не так?!VII. Домашнее заданиеНаписать творческую работу по выбору:- Письмо бабушке «Я хочу исправить свою ошибку…».- Размышление «В чем нравственная сила рассказа «Ночь исцеления»?»- Письменная рекомендация к прочтению рассказа «Из рассказа вы узнаете важную истину».- Сочинение-фантазия «Каким человеком вырастет Гриша».На фото картины Александра Шилова из серии «Дорогие мои старики»​Татьяна СЕЛИВАНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №4 города Десногорска Смоленской области

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте