search
main
0

Дети решают взрослые проблемы Социальные проекты – новая форма обучения и воспитания школьников. Семинар для учителей

Владимир ПАХОМОВ, руководитель Самарского регионального центра гражданского образования:

– Почему именно в Самаре появилось социальное проектирование в массовом масштабе? С 1994 года у нас был внедрен региональный компонент Базисного учебного плана. Это образовательно-воспитательный цикл, который называется основой жизненного определения. Один час в неделю с первого по одиннадцатый класс. Занятия здесь особые. Диалоги. Беседы. Дискуссии. Так шло на протяжении более восьми лет. И когда методические блоки были уже наполнены, в 1998 году мы поняли, что нужно найти такую форму обучения, чтобы полученные знания можно было применять на практике. Мы взяли американскую технологию проекта “Гражданин”, ее переработали под наши условия, в соответствии с нашим видением этой проблемы, с теми целями, которые мы преследовали. Сначала провели эксперимент на базе трех школ города Сызрани, его возглавила Галина Романова. В следующем году социальным проектированием были заняты 45 школ. С 2000 года проект “Гражданин” стал неотъемлемой частью гражданского образования нашей Самарской области.
Он помогает нам воспитывать деятельную, социально активную молодежь. Молодые люди одновременно гораздо легче осваивают нравственные понятия, общечеловеческие ценности, привыкают терпимо относиться к противоположному мнению, критически осмысливать происходящее и ориентироваться в сложных социальных ситуациях.
Теоретические знания могут быть по-настоящему прочными и полезными лишь в том случае, когда они подкреплены практическими навыками и применяются в повседневной жизни.
Сегодня проект “Гражданин” успешно используется в школах не только США, но и еще в 20 странах мира. Почему у него такая популярность? Потому что он позволяет ребятам успешно реализовать проблемы, с которыми по разным причинам не могут справиться взрослые.
Этот проект позволяет подготовить ребят к пониманию сложных проблем действительности и решению тех задач, вопросов, которые им по силам. Курс “Основы жизненного самоопределения” уже давал определенную основу для формирования навыков. Но участие в реальных делах началось благодаря технологии проекта “Гражданин”. Сегодня наш проект уже во многом отличается от американской модели. У нас ребята чаще всего сами решают проблему.
Проект “Гражданин” осуществляется в школах Самарской области в две стадии, продолжительность которых совпадает с продолжительностью учебных полугодий.
Первая стадия проекта называется “Моя малая родина”. На ней ученики выбирают и пытаются разрешить проблему, имеющую значение для их ближайшего социального окружения – школы, микрорайона.
Проект “Гражданин” значительно изменяет всю жизнь школы. Дети становятся более серьезными, у них повышается самооценка, потому что те вещи, которыми они занимаются, и те результаты, которых они добиваются, не всегда удаются взрослым. Они достигают положительного результата, и это поднимает их в собственных глазах и в глазах сверстников. И учителя начинают по-другому смотреть на детей, которые способны совершить многое. Меняется и облик школы, потому что дети большую часть своего времени проводят здесь. Они все делают, чтобы она стала уютнее и благоустроеннее. Большое количество проектов касается именно улучшения жизни учеников в самой школе.
Вторую стадию ребята назвали так: “Родному району, родному городу желаю”. Это проекты, связанные с актуальными для муниципальных образований – городов и сельских районов задачами.
Ребята решают проблемы, которые существуют в их ближайшем окружении. Сначала выявляют проблемы, которые существуют в городе или районе. Затем большинством голосов решают, какую выбрать, предварительно обсудив методом мозгового штурма. Проходит рейтинговое голосование. Выбирается проблема, которая набрала наибольшее число очков. При этом обязательно учитываются возможности ее решения. Здесь велика роль учителя, который акцентирует внимание детей на значимость проблемы, актуальности ее.
Третий этап – сбор информации о выбранной проблеме для того, чтобы четко можно было представлять все ее стороны. Это и информация в средствах массовой информации, и социологические опросы, и встречи с представителями органов власти.
На четвертом этапе участники анализируют собранную информацию и разрабатывают собственный вариант решения проблемы. Команда должна проанализировать несколько альтернативных вариантов и выбрать, который из них будет наиболее эффективен.
На пятом этапе проекта команда делает попытку полностью или частично реализовать свой вариант. Пытаясь решить проблему, участники стараются привлечь внимание общественности. Они обращаются в СМИ, общественные и хозяйственные организации. Школьники могут внести свой вклад в решение проблемы.
Шестой этап посвящен подготовке к защите проекта.
Так наши дети готовятся к новой сфере общественных отношений, к новым социальным ролям и к иной социальной активности, к иной мотивации этой активности.
Проект “Гражданин” сегодня не имеет альтернативы по подготовке детей к жизни. На этом семинаре состоялась презентация детского проекта “Я гражданин России”, представленного Зеленоградским округом города Москвы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте