search
main
0

Дети познают себя Варианты инновационных занятий по граждановедению во 2-3-х классах

Тема “Я ребенок. Ребенок – малолетний человек”.
2-3-е классы

Цели: провести первоначальное знакомство с Конвенцией прав ребенка – международным правовым документом. Выяснить с учащимися класса: кто в международном праве понимается под словом “ребенок”; какие потребности есть у детей и чем они похожи на потребности взрослых? Способствовать повышению статуса детей в ученическом коллективе.
Опережающее задание к занятию. Узнать у родителей историю своего имени и фамилии. Подготовить рассказ о происхождении и значении своего имени.
1-й этап. Вводная беседа начинается с игровой ситуации. На столе раскладываются вещи, которые могут принадлежать детям и взрослым (игрушки, папина отвертка, мамины бусы…). К столу приглашаются 2-3 ребенка. Им предлагается взять 2-3 предмета. При этом каждый ребенок пытается объяснить, почему он выбрал именно эти вещи. Объяснения детей помогут учащимся ответить на следующие вопросы учителя:
Кто такой ребенок? (Малолетний человек, который имеет папу и маму, который растет, хочет быть взрослым, обязан учиться и слушаться взрослых…).
Зачем ребенку папа и мама? (Ребенок не может сам себя содержать, ему не под силу разобраться в сложных вопросах жизни. У него нет опыта и достаточного количества знаний. Поэтому дети во всем мире требуют особого пристального внимания).
До какого возраста человек может называться ребенком? (20 ноября 1989 года ООН (международная организация) приняла Конвенцию (Конвенция – международный договор, соглашение по какому-либо вопросу) о правах ребенка. В ней сказано, что “ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста”).
Почему дети хотят быстрее стать взрослыми? (Детство – быстро проходящая пора. И за время детства ребенку многое надо сделать. Но детям, как и взрослому человеку, присуще стремление быть более самостоятельными, желание иметь право свободного выбора).
2-й этап. Детям предлагается рассказать о своем имени и фамилии то, что они узнали от родителей. Задача педагога – помочь ребенку изложить имеющуюся у него информацию, подбодрить выступающих детей, поощрить за интересный рассказ, подвести школьников к выводу о значении личного имени в жизни ребенка и взрослого человека.
К следующему уроку детям предлагается подготовить рассказ о своих интересах, увлечениях, друзьях, мечтах, чертах характера. Принести рисунки, фотографии, видеофильмы, слайды о своей семье.
3-й этап. Детям предлагается подумать над тем, что им уже сегодня можно, нужно и нельзя делать. Все свои ответы они заносят в небольшую таблицу в тетрадях:

Затем ребята обсуждают вопрос: почему именно эти примеры они записали в колонках таблицы? Подводятся итоги по опорным словам: “можно” – это то, что не опасно; можно делать, можно не делать. “Нужно” – это то, что необходимо делать для своего блага или блага других людей. “Нельзя” – это то, что является опасным для жизни детей и окружающих. Записи в таблице анализируются с точки зрения взрослых людей: что для них “можно” и “нельзя”. Делается обобщающий вывод о сходствах и различиях в потребностях взрослых и детей.
Осознанное понимание указанных слов помогает сформировать у детей соответствующую мотивацию для выполнения или невыполнения каких-то действий. Можно сыграть с классом: учитель называет различные действия, а школьники поднимают соответственно правую и левую руку, если это действие можно или нельзя делать детям.
4-й этап. Детям предлагается обсудить, что полезного и важного каждый из них узнал на уроке.

Тема “Наши права”
Вводный урок по теме N 5
“Мы среди людей”
для 2-го класса

Цели: познакомить школьников с основными правами ребенка. Обратить внимание на роль права как регулятора поведения и отношений между людьми, поддержания уважительных и справедливых взаимоотношений в обществе.
1-й этап. Вводная беседа. Детям предлагается рассказать случаи из своей жизни, когда им было больно, обидно и грустно.
Что бы вы сделали, чтобы избежать этих ситуаций?
Что необходимо предпринимать для предупреждения этих ситуаций среди людей, живущих на одной улице, в одном микрорайоне, в одном городе, стране, в мире?
Подводя итог вводной беседы, рекомендуется обратить внимание детей на то, что избежать указанных детьми ситуаций можно, если договориться об определенных ограничениях в поведении, так как у каждого человека есть то, на что посягать другому человеку нельзя.
10 декабря 1948 года ООН была принята Декларация прав человека, в которой были прописаны все права человека, независимо от его внешнего вида, пола, национальности, возраста, места проживания…
2-й этап. Детям предлагается выписать все возможные свои права. Для этого очередной чистый со всех сторон лист тетради сгибается пополам, образуя книжку-малышку. Титульный лист оформляется словами “Мои права”. На развороте во внутренней части книжки-малышки записываются в столбик права каждого ребенка. Запись начинается со слов “Я имею право на… (семью, имя, честь, родину, уважение, образование, медицинскую помощь, труд, отдых, защиту, помощь…)”. По ходу заполнения учителю рекомендуется задавать наводящие вопросы, комментировать записи на доске примерами из жизни. В конце заполнения книжки-малышки детям дается задание нарисовать дома на свободных местах иллюстрации к записям.
3-й этап. Детям предлагается подумать, достаточно ли того, что мы, прописав свои права, будем уверены в их сохранении хотя бы на уровне класса.
Что, на ваш взгляд, в классе поможет каждому из вас быть уверенным в ненарушении этих прав?
(Когда каждый поймет, что соблюдение с моей стороны прав другого человека является гарантией соблюдения им моих прав. Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека).
Рекомендуется на жизненных примерах показать работу этого условия. Например, у меня есть право иметь личные вещи, и у одноклассника есть право иметь личные вещи. Но это не значит, что я могу присвоить его вещи себе, так как они мне нравятся или более нужны. Как быть? Попросить и, получив разрешение, взять на тот срок, о котором договорился с хозяином этих вещей.
Учитель обращает внимание, что права без обязанностей не бывают. Я не только имею право иметь свои личные вещи, но я имею обязанность сохранять подобное право другого человека.
4-й этап. Детям предлагается обсудить, что полезного и важного каждый из них узнал на уроке.

Итоговый обобщающий урок
Тема “Хабаровский край – часть России и наша малая Родина”
для 3-го класса

Цели: воспитание любви и уважения к своей малой родине – Хабаровскому краю. Обобщить знания о природе и культуре родного края, помочь ученикам представить красоту и богатство нашего края “туристам” из других мест России и мира, развивая индивидуальные творческие способности младших школьников.
Вариант 1. Урок можно начать со стихотворения, напечатанного на стр. 25 учебно-игрового пособия для младших школьников “Я – гражданин” (автор Посмитная С.Л.). Там же находится контурная карта Хабаровского края, которую можно использовать на уроке. Занятие проводится в форме урока-ярмарки, на которой продаются туристические путевки. Девиз туристической секции выставки: “Откроем для других красоту земли Хабаровского края. Наши туристические маршруты – самые необычные и интересные”. Ученики класса могут разделиться на несколько групп, которые представляют собой туристические агентства (“Гималайский медвежонок”, “Амурский тигренок” – название придумывают дети).
1-й этап. Каждое агентство получает приглашение на участие в выставке-продаже. За 15-20 минут команды готовят свой маршрут по Хабаровскому краю, обосновывают свой выбор, составляют рассказ-рекламу о своем маршруте. При этом самостоятельно выбирают источники получения информации, распределяют внутри группы задания и определяют отвечающих. Для этого необходимо подготовить для каждой группы атласы “Люби и знай свой край”, другие карты и атласы по Хабаровскому краю, России. Объем выполняемой работы учащимися определяется с учетом подготовленности детей и количества используемого для занятия учебного времени.
2-й этап. Следующие 15-20 минут занятия выделяются для представления рекламных маршрутов и проведения маркетингового опроса среди гостей.
3-й этап. В заключительной части занятия подводятся итоги и выставляются оценки.
Возможные задания для группы
Общее задание для группы
а) Выбрать четыре населенных пункта Хабаровского края, по которым можно предложить совершить туристическое путешествие.
б) Выписать названия выбранных населенных пунктов для маршрута на доску, а также нанести их на контурную карту в рабочем альбоме. (См. рис.).
в) Разместить на доске по линии своего маршрута необходимые условные знаки (с чем предлагаете вы познакомиться в каждом населенном пункте, какие туристические услуги можно получить, какой вид транспорта вы предлагаете для путешествия). Такие же знаки перенести на свою контурную карту.
г) Составить устную рекламу по своему маршруту. Для этого определить, кто и о чем будет кратко рассказывать у доски.
Инструкция для выполнения заданий
1. Составьте краткую, но интересную справку о Хабаровском крае. В ней можно рассказать о местоположении края, времени его образования, населении, назвать краевой центр. При устном ответе вам лучше использовать карту Хабаровского края для показа территории края, его краевого центра, природных достопримечательностей края.
Не забудьте, что главный девиз выставки: “Откроем для других красоту земли Хабаровского края”.
Вы можете начать свою справку-рассказ о крае со слов: “Туристическая фирма…” предлагает вам совершить новогоднее путешествие по Хабаровскому краю. Хабаровский край – это…” Помните, что рассказ должен длиться не более одной минуты!
2. Используя настенную карту Хабаровского края, покажите маршрут своего путешествия. Назовите населенные пункты, в которых вы предлагаете сделать остановки. Объясните свой выбор, рассказав, чем интересны эти города и поселки с точки зрения истории, экономики, природы. Вы можете начать свой рассказ со слов: “Наше туристическое агентство предлагает вам посетить…” Для своего выступления нарисуйте по одному условному знаку к каждому населенному пункту. Закрепите свои условные знаки на доске на карте маршрута. Ваши знаки должны объяснить туристам, чем интересны эти населенные пункты. Не забудьте, что главный девиз выставки: “Откроем для других красоту земли Хабаровского края. Наши туристические новогодние маршруты – самые необычные и интересные”.
3. Выберите и нарисуйте в предложенных картах те виды транспорта, которые вы предлагаете для передвижения из одного населенного пункта в другой по своему маршруту. Закрепите свои условные знаки на доске на карте своего маршрута. Объясните свой выбор, используя карту края. (К видам транспорта можно отнести самолет, поезд, корабли и катера, машины и автобусы, оленьи и собачьи упряжки).
Вы можете начать свой рассказ со слов: “Для передвижения по нашему маршруту туристическое агентство предлагает вам от… до… доехать на…”.
Не забудьте, что девиз выставки: “Откроем для других красоту земли Хабаровского края. Наши туристические новогодние маршруты – самые необычные и интересные”.
4. Придумайте заключительную часть рекламного выступления группы по маршруту. В нем объясните, почему лучше купить вашу путевку. Какие туристические услуги вы сможете оказать на маршруте. Предложенные услуги нарисуйте в виде условных знаков. Что вы можете пожелать своим покупателям в канун Нового года?
К туристическим услугам относятся: познавательные услуги – просмотр достопримечательностей, какие-то тематические экскурсии, проживание в каком-то особенном жилье, знакомство с какими-то занятиями и праздниками дальневосточников, поездки по какой-то близлежащей местности; бытовые услуги – проживание, питание и т.п.; какие-то занятия для отдыха.
Не забудьте, что главный девиз выставки: “Откроем для других красоту земли Хабаровского края. Наши туристические новогодние маршруты – самые необычные и интересные”.
Вы можете начать свой рассказ со слов: “Если вы купите путевку в туристическом агентстве “…”, то…”
Маркетинговый опрос покупателей. (Покупатель оценивает туристические маршруты только других групп).
Заинтересовал ли вас туристический маршрут по предлагаемой рекламе? Свое мнение отразите в таблице, используя от 1 до 3 баллов. Чем более интересным показался вам маршрут, тем выше балл вы можете поставить в таблице.

Схема маршрута может быть представлена условно (см. рис.) или нанесена на контурную карту края в учебно-игровом пособии “Я – гражданин”.

Вариант 2. В основе урока – групповая работа детей. Класс путешествует на воображаемом поезде по станциям, на которых каждая группа получает задание или нескольких заданий, за выполнение которых в награду получает букву из кроссворда. При этом обговаривается с детьми общее количество станций, которые необходимо проехать, чтобы получить свой вагончик в поезде. Каждый вагончик содержит в себе часть общего кроссворда, и если какая-то группа не справляется с заданием, то отгадать общий кроссворд удастся при условии, что кто-то быстро догадается о содержании неотгаданного слова. Поэтому, готовясь к уроку, учитель может разделить все слова из общего кроссворда “Хабаровский край – наша родина, а мы его граждане” на столько частей, сколько предполагается создать в классе групп. При этом группа получает буквы из своего слова вразброс.
В каждый вагончик помещается слово или группа слов, где 4 буквы пропускаются. В конце занятия ребятам предлагается вставить в пустые клеточки недостающие буквы, которые группа получила за правильное выполнение предложенных заданий. Например:

Практика показала: чтобы сосредоточить внимание школьников на выполнении заданий, лучше не раздавать вагончики-кроссворды, а дать их в конце урока, когда все задания выполнены и в группах имеются необходимые для ответа буквы. Одной-двух минут бывает достаточно, чтобы школьники справились с заданием и восстановили текст. Капитаны групп вместе с вагончиками подходят к доске. Построив по порядковому номеру, указанному на каждом вагоне, всех капитанов, учитель зачитывает расшифрованное предложение. Остается всем вместе подумать над следующими вопросами:
1. Что вы понимаете под словом “родина”?
2. Почему Хабаровский край является нашей родиной?
3. Кто такой гражданин?
4. Почему мы называем себя гражданами Хабаровского края?
5. Как мы себя будем вести, считаясь гражданами Хабаровского края?
В конце урока остается подвести итог работы каждого ребенка, который может быть выражен в моральном поощрении, оценке, призе.
При подготовке урока учитель с учетом возраста, подготовленности детей и владения ими необходимыми учебными умениями для выполнения отдельных заданий может выбрать из представленного многообразия те задания и вопросы, которые наиболее приемлемы для данных детей.
В начале каждого вида работы учителю желательно проговаривать название станции, а также сообщать ребятам дополнительную информацию по своему усмотрению. Таким образом, часть информации школьники получат от учителя, а часть добудут сами. Это позволит поддерживать интерес и темп работы на достаточно высоком уровне.
Фактический материал к уроку
“С днем рождения, край родной”
Станция “Географическая”. Необходимо каждой группе иметь карту Хабаровского края (атлас “Люби и знай свой край” для школ Хабаровского края и Еврейской автономной области РФ, М., 1998), а также большую карту Хабаровского края, закрепленную на доске. Задания для каждой группы желательно в целях экономии времени и концентрации внимания детей дать на карточках. При возникновении трудностей учитель оказывает необходимую помощь ученикам непосредственно в группе.
Найдите на физико-географической карте Хабаровского края:
1. Границу Хабаровского края в России.
2. Государственную границу России, которая проходит по территории Хабаровского края.
3. Реку Амур.
4. Город Хабаровск.
5. Самый южный населенный пункт Хабаровского края.
6. Самый северный населенный пункт Хабаровского края.
7. Как называются самые крупные острова, принадлежащие Хабаровскому краю?
8. Сколько жителей проживает в Хабаровске? Комсомольске-на-Амуре? Николаевске-на-Амуре? Охотске и т.д.?
9. С какими российскими областями и республиками граничит Хабаровский край?
10. Найдите на карте один (два) город или поселок, где вам довелось побывать (где живут ваши родственники).
Проверку ответов желательно провести с показом учениками по карте. В качестве дополнительной информации уточняется место расположения края на карте России, с использованием и пояснением слов “Дальний Восток”, “дальневосточники”. Можно использовать устное чтение информации из указанного атласа (страница 5).
Станция “Историческая”. Для выполнения заданий можно использовать карту “Открытие и заселение края и автономной области” (стр. 7) в том же атласе или другую карту, имеющую историческую информацию по открытию и заселению земель края.
1. Кто возглавлял эти экспедиции?
а) Вышли казаки в 1639 году из Бутальского острожка на поиски великого моря-океана (Лама). Вел их по неведанным дорожкам “вож” – проводник-ламут (эвен). Осенью 1639 года добрались казаки до берегов Охотского моря и построили здесь зимовье. В нем прожили они два года и совершили два похода. Один – на север к реке Охоте, другой – на юг, немного не дойдя до устья Амура. От местных жителей узнали о великой и богатой реке, где много рыбы, зверья и есть плодородные пашни.
Ответ: _ _ _
б) 15 июля 1643 года отряд служилых и охочих людей отправился искать богатую реку. Преодолев быстрое течение и пороги горных рек, землепроходцы добрались до берегов Амура. Ровное течение и луга понравились людям. Только летом 1646 года, потеряв две трети своих людей, отряд вернулся в Якутск.
Ответ: _ _ _
в) Осенью 1649 года из Якутска вышел новый отряд, возглавляемый русским торговым человеком. В феврале 1650 года люди, пройдя по горным рекам, вышли к Амуру. Через год землепроходец набирает новый отряд и идет в поход с целью присоединения Амура к России. Отряд спустился по Амуру ниже устья Уссури; был составлен “Чертеж реки Амур”.
Ответ: _ _ _
При этом важно пояснить, что экспедиция – это группа людей, которая отправляется по определенному маршруту, имеет задание и стремится его выполнить.
Ответы: а) Москвитин; б) Поярков; в) Хабаров.
О каких городах Хабаровского края идет речь в этих заданиях?
а) Этот город был первым городом на тихоокеанском побережье Российской империи. Он был основан в 1647 году. Герб городу дарован и высочайше утвержден 26 октября 1790 года императрицей Екатериной II. Сегодня это один из центров рыболовной промышленности.
Ответ: _ _ _
б) 1 (13) августа 1850 года Г.И.Невельской основал военный пост на мысе Куегда в устье реки Амур. В 1856 году пост получил статус города, а чуть позже стал первым центром Приморской области. О каком городе идет речь?
Ответ: _ _ _
в) Этот город был заложен на месте села Пермское. Весной 1932 года два колесных парохода “Колумб” и “Коминтерн”, таща за собой груженые баржи, подошли к пристани. На них сотни комсомольцев приехали, чтобы построить новый город…
Ответ: _ _ _
Ответы: а) Охотск; б) Николаевск-на-Амуре; в) Комсомольск-на-Амуре.
Дополнительно можно предложить школьникам прочитать вслух текст на странице 7 указанного атласа, а также для уточнения задать следующие вопросы:
1. Какой город является столицей Хабаровского края?
2. Как выглядит флаг Хабаровского края?
3. Что изображено на гербе Хабаровского края?
4. Чей герб держит медведь в своих лапах и почему? (Информация о символах Хабаровского края помещена в 4-й части настоящего издания).
Станция “Хабаровский край – труженик”.
Для поиска ответов желательно пользоваться картами в атласе “Люби и знай свой край”: “Малочисленные народности Дальнего Востока” (стр. 8), “Что дают край и автономная область стране” (стр. 9), “Промышленность” (стр. 10), “Сельское хозяйство и таежный промысел” (стр. 11), “Охрана природы” (стр. 12). Здесь же есть материал для дополнительного чтения.
Задания:
1. Назовите не менее трех крупных промышленных центров Хабаровского края.
2. Назовите три морских порта Хабаровского края.
3. Назовите, от какого и до какого населенного пункта в Хабаровским крае можно добраться на автомашине, поезде, пароходе, самолете.
4. Назовите не менее трех видов готовой продукции, которая изготавливается в Хабаровском крае.
5. Назовите основные занятия коренных народов нашего края.
6. Назовите заповедники Хабаровского края (начинающиеся с букв “Д”, “К”, “Б”).
7. Найдите не менее трех названий представителей живой природы, подписанные красным цветом (на грани исчезновения), синим (редкие).
8. Назовите проблемы в хозяйственной жизни Хабаровского края, которые, на ваш взгляд, являются наиболее важными, требующими оперативного решения.
Станция “Международная”.
Для организации работы потребуется политическая карта мира.
1. Найдите две страны, которые являются соседями Хабаровского края.
2. Найдите на карте города-побратимы Хабаровска: Ниигата (Япония, с 1964 г.), Портленд (США, с 1988 г.), Виктория (Канада, с 1990 г.), Харбин (Китай, с 1993 г.).
3. Какому государству, являющемуся соседом края, принадлежит данный флаг? (Образцы демонстрируются или описываются словами).
4. Покажите на карте страну-соседку, в которой вам довелось побывать, язык которой вы изучаете, с культурой, историей которой знакомы.

Светлана ПОСМИТНАЯ,
учитель граждановедения

Хабаровский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте