search
main
0

Дети после катастрофы Небоскребы рухнули. С чем мы остались?

То, что человеку зрелому представляется лишь крушением полюбившейся картины мира, детьми нередко воспринимается как крушение самого мира. Не меньше.

Да, детская психика гораздо пластичнее взрослой, но именно в силу этой пластичности она способна легко деформироваться, не выдержав “удара о реальность”. Слова о том, что “катастрофа – это урок”, были произнесены за последние месяцы не единожды. Но уроки и выводы сделанные из них, бывают разными (это достаточно ясно видно из простого сопоставления мнений независимых аналитиков). Пока же, однако, обсуждения протекают исключительно в русле вопроса: “Какие выводы мы, взрослые, можем сделать из этого жестокого урока – крушения небоскребов?” Хотя уже давно было бы не лишним задуматься о том, “а какие выводы из наших ошибок могли сделать и еще сделают наши дети”. Дети по обе стороны океана. Ведь они, как это ни банально, – наше будущее. И другого нам никто не даст. Не заслужили…
Мировая общественность (мы – взрослые!) дружно продемонстрировала как лучшие, так и худшие свои качества. Но если с лучшими все более или менее понятно, то худшие настолько явно противоречат образу мира, преподаваемому детям “в педагогических целях”, что мы не должны удивляться обвинениям в лицемерии и лжи. Мы должны их ждать. Мифов, которые рухнули, не счесть.

Миф первый – о точке опоры
И не стоит думать, что эта проблема актуальна лишь по ту сторону океана. Это еще вопрос, где иллюзии американской мощи и несокрушимости были сильнее. Разве не звучало всесильным педагогическим рефреном увещевание: “Будешь хорошо учиться, вырастешь и уедешь в Америку”? Разве учащиеся элитных вузов не заявляли недвусмысленно, что единственная их цель – получить диплом и “свалить” под сень статуи Свободы? И не об этом же мечтали и многие их европейские сверстники?.. Америка была для многих (а для жителей бывшего СССР особенно!) Эльдорадо, светлым противовесом повседневной картине мира, в которой преобладали серые и черные тона. Пожалуй, этой иллюзии стоило пасть, хотя бы для того, чтобы мы могли трезво оглядеться по сторонам.
Возможный социальный прогноз по падению мифа – рост общей тревожности и неуверенности с возможными срывами, но в то же время возможное сокращение эмиграции.
Миф второй – “Нехорошо, деточка, радоваться чужому несчастью”
Говорили вы такое своему ребенку? Уверена, что говорили, и не раз. А потом делились с подругой в присутствии драгоценного чада: “Американцев жалко – Америку нет”. …Ну а не вы, так комментаторы и обозреватели, которых на телеэкране было как грязи… Сумели ли наши дети разобраться в том коктейле из сочувствия и злорадства, который мы так опрометчиво на них вылили? Сомневаюсь, мы и сами-то еще не до конца в нем разобрались.
По силам ли им окажется усвоить то разделение, которое мы проводим уже почти автоматически: “Америка”, “американцы”? “Потянут” ли они наш уровень абстрагирования от конкретной человеческой боли и смерти к абстрактным “государственным интересам”? Помнится, в свои 10 я никак не могла понять, почему американские врачи соглашаются лечить президента Рейгана, если он такой монстр, каким его рисуют нам на политинформациях. Не прививаем ли и мы своим детям подобную категоричность? Мы говорим “так им и надо”, вспоминая самодовольные лица вашингтонских чиновников, а дети бездумно повторят наши слова, глядя, как из-под завалов извлекают тела погибших. Детское мышление стремится к однозначности, но от нас, взрослых, зависит, будет эта однозначность “хорошей” или “дурной” – заводящей в тупик ненавидящего, – “так им и надо”. Словно трагедию можно заслужить. Словно смерть невинных может быть оправдана ошибками виноватых.
Возможный социальный прогноз по падению мифа – рост в массовом сознании мировоззренческих дихотомий “свой – чужой”, прорывы “готтентотской этики”. (“Добро – это когда я уведу чужих жен и коров, а зло – когда у меня уведут моих”).
Миф третий – о расизме и политкорректности
Это, впрочем, относится скорее не к нам – к американцам. Каково было детям, выросшим под лозунгами “все равны”, услышать о том, что в Америке штурмуются мечети и летят камни в “лиц восточной национальности”, боюсь даже подумать. И пускай это все единичные случаи, но ведь и ку-клукс-клан, который американцы выдавливают из себя по капле, тоже никогда не был массовым явлением! А последние лет 20 и вовсе немыслимым! И нынешние несовершеннолетние американцы, из школьных программ которых убрали все политнекорректные произведения, боюсь, оказались просто не готовы к встрече со зверем, что охотно вылезает из каждого человека, когда страх срывает с него тонкую пленку “цивилизованности” и “культурности”. Ведь они, как ни крути, все же не способны заменить собою нелицемерную любовь, без которой вожделенная “терпимость – толерантность” рассыпается в пепел и прах.
Возможный социальный прогноз по падению мифа – обвал идеологии политкорректности. Проникновение идей деления рода человеческого на первый и второй сорт в массовое сознание (из массового же бессознательного).
Миф четвертый – “Месть – варварский пережиток”
Меня лично убеждали в этом лет до 12. Я была безмерно драчливым ребенком, и, отчаявшись усовестить меня тем, что “девочки так себя не ведут”, моя мама взяла на вооружение идею “дурной бесконечности”.
– Ну хорошо, тебя обозвали, ты обзовешь в ответ, тебя ударят, ты ударишь в ответ, затем это повторится раз, другой, третий… Что, так и будете до старости драться?..
Что ж, теперь наши дети могут ответить – так и буду! А чем мы хуже?..
Но даже Бог с ним, со всепрощением и милосердием, – это идеи, которые лет до 14 и впрямь принимают с трудом. Зато уж с чувством справедливости даже у самых отпетых несовершеннолетних хулиганов по большей части все в порядке. И пусть у нас их версия морали “око за око и зуб за зуб” восторга по понятным причинам не вызывает (сколько можно пришивать пуговицы и отстирывать замаранные в сражении брюки!), следует признать, что это не самый низкий уровень этического мышления. Мы, взрослые (на государственном уровне!), демонстрируем этику гораздо более низкого пошиба. Для ребенка по крайней мере ясно, что нос в отместку следует разбить обидчику, а не его двоюродному брату, каким бы бякой этот самый брат ни был…
Антитеррористическая операция имеет право на реализацию, но, будучи названа “акцией возмездия”, она неминуемо легализует принцип мести как таковой, мести без оглядки на правых и виноватых в духе “Чума на оба ваши дома!”. В плане общественно-политических перспектив все это более чем сомнительно.
Возможный социальный прогноз по падению мифа – падение общественной и личной этики в доисторические глубины. Апология “права сильного”.
Вот лишь краткий (и наверняка неполный) список несообразностей, в которых нам предстоит дать ответ. Не перед далеким и абстрактным “судом истории”. Перед ребенком, который уже тянет руку, чтобы спросить: “Скажите, пожалуйста, а почему?..”

Мария КОНДРАТОВА
Пущино
Московская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте