search
main
0

Дети, память и наши традиции

От героев былых времен
Не осталось порой имен…

Евгений Агранович

 

Все дальше и дальше уходит от нас время героев Великой Отечественной войны. Как сохранить в памяти будущих поколений героизм нашего народа в тяжелые годы войны?

В каждой семье своя память, своя история, свои родные герои. У кого-то прадедушка был на фронте, а прабабушка лечила раненых, кто-то без устали работал в тылу. Истории семей, в которых отражается история страны, открывают для ребят любого возраста непростую судьбу русского человека, судьбу великой России.

Как поговорить с детьми дошкольного возраста о войне, о суровом и страшном времени? Как сохранить память в сердцах о былых героях, рассказать о тяжелых исторических страницах нашей Родины?

Работа в данном направлении для нас очень значима и стала доброй традицией. Мы учим песни и стихи, читаем вместе о Победе, проводим праздники («Песни военных лет», «Деревья тоже воевали», «По памятным местам нашего района и города»). Посещаем библиотеки и музеи: школьный музей, Центральный музей Вооруженных сил РФ и Музей Победы.

Очень памятны и эмоционально торжественны были наши экскурсии в народный школьный музей боевой славы минометчиков, где ребята ознакомились со славной историей Московского комсомольского 85‑го гвардейского минометного Двинского Красно­знаменного полка и торжественно возложили цветы к памятному обелиску в честь героев полка около школьного здания во 2‑м Обыденском переулке. Знакомство маленьких москвичей с подвигами героев Великой Отечественной войны происходило на территории Хамовников. Ребята возложили цветы к памятнику «Воспитанникам московских специальных артиллерийских школ, проявивших мужество и героизм в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в Чертольском переулке и памятнику «Воину-ополченцу Фрунзенской дивизии» на Остоженке.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, необходимо находить доступные приемы и формы работы для погружения в эту сложную тему. С этой точки зрения очень удачным стал опыт организации интер­ак­тив­ной экспозиции мини-музея предметов военного времени. Дети смогли прикоснуться к ним, узнать их историю и услышать рассказ о воинских наградах, планшете, офицерском ремне, летном шлеме, котелке, увидеть письма и фотографии из семейных архивов.

В рамках проведения праздника, посвященного Дню Победы, был реализован сценарий с элементами акции «Бессмертный полк», где дети выступали с рассказами о своих родных и близких, совместно с родителями готовили плакаты с фотографиями своих родных героев.

На протяжении нескольких лет наши воспитанники собирали воспоминания и рассказы близких о воевавших родственниках, что позволило составить нашу, пусть и небольшую, Книгу Памяти, куда вошли семейные воспоминания, рассказы, фотографии о былом времени. Все участники проекта с интересом делились героическими историями родных и знакомых.

Приобщение к истории нашей Родины самых маленьких учеников школы, проживание истории страны через историю каждой семьи оказывает неоценимое влияние на процесс формирования людей, любящих свою Родину и готовых защищать ее. Отдавая дань памяти героям, мы стремимся продолжать наши славные традиции и воспитать в подрастающем поколении чувство гордости за нашу великую Родину.

Наталья ТИМОШЕНКО, педагог дополнительного образования школы №1529 имени А.С.Грибоедова;

Светлана ТЮРИКОВА, воспитатель по физической культуре школы №1529 имени А.С.Грибоедова

 

Комментарий

Алексей ФИЛИППОВ, учитель истории и обществознания школы №1529 имени А.С.Грибоедова:

– Все вопросы, связанные с воспитанием патриотизма, очень тонкие и сложные. И дело тут не в неоднозначности самого понятия, а в том, кто и чем его наполняет. С одной стороны, думается, не нужно никому объяснять, что такое патриотизм. Любой школьник скажет, что это любовь к своей Родине, гордость за страну, готовность отдать ей все свои силы, если понадобится. Кто-то может добавить что-нибудь о национальной идентификации, осознании исторической роли своего государства, великом подвиге народа, к которому он принадлежит. Романтик зайдется стихами о любимых березках и родном букваре. В общем, все это достаточно известные смысловые клише, которые постоянно вертятся в мозгу, готовые посредством второй сигнальной системы вырваться наружу, если это понадобится по каким-либо причинам. А с другой стороны, много ли среди нас людей, готовых умереть за свою Родину?

Можно ли воспитать патриотизм в школе? Сложный вопрос. Нужно ли это делать? Да. Одни считают, что патриотизм или есть как данность, от кровей, от семьи, от утробы матери, или этого нет, и тогда никакая школа и целенаправленная политика государства этого не сделают. Другие говорят, что вместе с семьей школа может привить любовь к Родине. Может быть. Все зависит от конкретных людей и совокупности множества факторов. Но одно можно сказать точно: нельзя воспитать патриота, если ты сам им не являешься.

Школа формирует уважение к своей стране, но любовь к Родине не сводится к патриотизму. Ведь есть патриотизм когнитивный, есть эмоциональный, а есть поведенческий. Можно любить Россию и при этом спокойно смотреть, как двое молодых латышей в полицейской форме тащат под руки беспомощного ветерана, увешанного орденами. Патриотизм – это всегда еще и действие, какой-нибудь волевой акт. Теоретический патриотизм никому не нужен!

Есть много красивых высказываний о чувстве долга перед Родиной, об осознании своей национальной принадлежности, о том же самом пресловутом патриотизме. Те, кто захочет подковать себя в этом плане, пусть почитают русскую классику, там есть что выбрать в блокнот любителя Родины. Но красивые слова без практических дел – пустое сотрясание воздуха. Только если они зажгут в каждом из нас тот самый радостный патриотический огонь и побудят к какому-либо благородному акту, только тогда они имеют какую-то конкретную пользу.

Отдельно нужно сказать про тех патриотов, которые видят в истории своей страны только хорошее и замалчивают нелицеприятные страницы из нашего прошлого или, что еще хуже, пытаются их оправдать. Патриот – это не тот, кто видит все в розовом цвете, а тот, кто, признавая мрачные периоды истории своего государства, любит его, несмотря ни на что, и готов защищать на своем месте. И здесь школа является первым помощником: дать разные точки зрения, но при этом сформировать правильные, здоровые оценки, не впасть ни в махровый национализм, ни в космополитическую бесхребетность.

Многие могут сказать, что воспитать патриотизм можно только с государственной поддержкой. Возьмите хоть Петровскую эпоху, хоть эпоху Екатерины. Почти вся страна неграмотная, читать-писать не умеют, в школы не ходят, а за Русь готовы хоть со шведом, хоть с французом. Или это тоже не патриотизм? Или это их заставили помещики да царская машина? А Смутное время, а Иван Сусанин? Их кто заставлял? Скажете, это «квасной патриотизм»? Любовь к малой родине? Но так это же самый что ни на есть патриотический акт!
Когда началась специальная военная операция, ученики нашей школы проявили деятельный и здоровый патриотизм, без каких бы то ни было указок сверху стали помогать нашим воинам: собрали необходимые вещи, написали теплые письма поддержки, сняли видео. И очень скоро ребята получили ответ – солдаты с фронта записали обращение с благодарностью за поддержку, за то, что не остались равнодушными, за то, что показали свою гражданскую позицию и свою человечность.

На «Разговорах о важном» мы постоянно затрагиваем темы, связанные с патриотизмом, и учащиеся нашей школы активно демонстрируют не только взвешенную и зрелую гражданскую позицию, но и желание что-то изменить в лучшую сторону, сделать нашу страну еще более великой и могучей.

В рамках проекта «Московское кино в школе» ребята смотрят и обсуждают различные фильмы, которые прямо связаны с формированием правильной патриотической позиции, по его итогам можно смело сказать: никто из участников не заставит своих учителей краснеть от стыда.

На уроках истории наши ученики часто задают вопросы, связанные с оценкой того или иного события, иногда очень щекотливые, но всегда связанные с личной позицией учителя, и здесь нельзя уйти в сторону, закрыться в «домике», отшутиться или просто сменить тему. Именно тут и наступает самый настоящий воспитательный момент, от которого может многое зависеть, и именно здесь нужно быть на высоте, но самое главное – быть настоящим, искренним патриотом. Дети почувствуют любую фальшь.

Поэтому лучший и единственный способ патриотического воспитания – это личный пример, ведь любовь к Родине не доказывается, а показывается, и это то немногое, что мы точно можем сделать правильно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте