Любая школа вправе быть оранжереей и лелеять прекрасный цветок своего опыта. Но не стоит забывать, что наша социальная почва становится все менее подходящей для подобного рода экспериментов. Число рабочих мест в России, где актуализируются творческие способности, удручающе мало по сравнению с Америкой и особенно с Японией. За годы реформ произошло дальнейшее сокращение видов деятельности, требующих высокого уровня интеллекта и творческого потенциала. Если общество не предоставляет человеку возможности отдать богатства ума и души, ему остается одна отдушина – алкоголь, наркотики, психушка. Право, не каждый может ночью работать кочегаром, а днем штудировать Спинозу.
Вспоминаю жуткий рассказ американского фантаста, услышанный по радио. В обществе будущего каждый одиннадцатилетний ребенок проходит экзамен, этакий “ай кью” с точностью до наоборот. Им устанавливается предельно допустимый уровень интеллекта. Превышающего… убивают. Не больно и бесшумно, электричеством. Я представляю это огромное Арлингтонское кладбище похороненных возможностей человеческого разума. Рассказ не был бы таким жутким, если бы не рождал весьма конкретных ассоциаций. Ведь и наш с вами ай кью еще весьма и весьма ничего…
Ольга КОНДРАТЬЕВА
Комментарии