Ну, вот и уроки позади. 27 сентября началось общение конкурсантов с учениками и родителями. Половина учителей ушла на «Разговор с учащимися», а вторая половина – на «Беседу с родителями». Беседы проходили по-разному, но все – в чудесной атмосфере благожелательности и понимания. Конкурсанты ходили по коридорам школы веселые. День удался, родители подобрались отличные!
Конкурсное задание «Беседа с родителями» – относительно новое. Первый раз его пытались ввести в прошлом году, но в другом формате – «Родительское собрание», что было не совсем удачно, потому что такое собрание, конечно, предполагает, что учитель говорит о конкретных проблемах конкретных своих учеников с их родителями. А вместо этого конкурсанты обсуждали видеофрагменты педагогических ситуаций (впрочем, интересные сами по себе) с несколькими папами и мамами, которые исполняли роль жюри.
На сей раз заранее продуманных ситуаций и сюжетов не было. Были темы, которые участники конкурса «Учитель года России» вытягивали минут за десять до начала испытания и список которых им известнее заранее, чтобы подготовить какие-то тезисы.
Несмотря на то, что все без исключения родители старались помочь учителям – гостям города, беседы удались не всем. Если структура не была продумана, не были подготовлены примеры, проблемные ситуации и другие «опорные точки», разговор превращался в серию вопросов и ответов или рассказов из личного опыта. А вот другие беседы, наоборот, восхитили и учителей, и родителей до того, что они и после звонка не хотели прекращать общение. Родителей постоянно спрашивали, в том числе и конкурсанты: «Правда ли, что они настоящие родители учеников 5-й магнитогорской гимназии?». «Правда», – отвечали, улыбаясь, мамы и папы.
Некоторые конкурсанты пытались «играть» в родительское собрание – как будто к ним пришли действительно родители их учеников. Вот что получилось во время одной такой игры. Учитель сказал: «Наши дети разбили окно. Будет ли мы их наказывать?». Родители поинтересовались: «А в каком возрасте наши дети?».
Разговор удавался тогда, когда все было по-честному: родители делились опытом и проблемами с педагогами, а учителя выстраивали разговор по схеме: от проблемы через острые углы к поиску путей решения.
Сразу несколько учителей вытянули тему «Знаю ли я друзей своего ребенка?». Тема эта непростая, потому что зачастую папы и мамы выступают в роли диктаторов, указывающих: с этим дружи, с тем нет. Один папа во время беседы с учителем физики и астрономии Галиной Корнеевой из Белгородской области по-настоящему задумался: «Родители всегда подсознательно пытаются выбрать своему ребенку друзей. Эти хорошие, а тот курит. Как и нам пытались родители говорить, с кем дружить, а с кем не надо… Чтобы не навредить своему ребенку, чтобы он в гармонии рос. Кто знает, правильно ли это?».
Но на самом деле грань между контролем и полной свободой, когда ребенок предоставлен сам себе, очень тонкая. Елена Кузьмина, учитель начальных классов из Республики Башкортостан, предложила родителям такой вариант отношений: «Пусть решает сам, но должен быть мудрый взгляд взрослого». А мамы с папами рассказали, что стараются все проблемы, желания ребенка обсуждать, а не высказывать категорично, что можно делать, что нельзя. Правда, не все и не всегда. Родители считают, что есть экстренные ситуации, когда ребенок обязательно должен сразу послушаться и сделать, как говорят. «А когда мы отпускаем ребенка в свободное плавание?», – спросила Елена Сергеевна. «Когда начал работать, зарабатывать себе на жизнь. Пока этого нет, должен слушать родителей». «Прозвучало «должен», – мудро улыбнулась учительница. – «Потому что кормим, поим, обеспечиваем?». А потом сделала важный вывод: «Главное, чтобы наши дети были здоровыми, любимыми, счастливыми, и любили вас».
Своеобразное продолжение темы свободы выбора – проблема «Дети и деньги». Антон Горшков, историк из Ленинградской области, и вопросов родителям практически не задавал, но так ловко направлял разговор, что родители и мнения высказывали, и спорили друг с другом. Получилась весьма живая беседа! Одна из мам сказала: «Мы задались вопросом – стоит ли за хорошие оценки давать деньги ребенку? Решили не давать». Другая: «Не надо дарить, надо хвалить. Устроить праздник, если у ребенка какой-то крупный успех в школе». Третья: «Мой ребенок может заработать за дополнительные успехи в художественной, спортивной школах. Или если помог во время незапланированной генеральной уборки». Младшая дочка сразу бежит покупать шоколадку, а старшая откладывает в копилку, чтобы со временем купить новый сотовый телефон. Дети учатся разумно тратить деньги. Еще одна родительница рассказала, что она своим детям дает деньги на проезд, на еду, но младшая дочь сама зарабатывает – получает стипендию за хорошую учебу. И тратит эти деньги с умом, иногда дает родителям взаймы. Карманные деньги – зло для мамы, у которой был неудачный опыт в этой сфере. У ее дочери была карточка, и она пользовалась ею бесконтрольно и неразумно. Могла потратить 4-5 тысяч в месяц. В финале Антон Александрович задал важный вопрос: «Можно сказать, что деньги – одно из средств экономической социализации?». Родители с ним согласились. «Но надо помнить о рисках», – завершил учитель беседу.
Комментарии