search
main
0

Дети – наркотик. Не садитесь на эту иглу

Честь этого открытия принадлежит не мне. Анатолий Бернштейн, писатель и педагог, сформулировал его мягче: “Дети как наркотик. Педагоги привыкают к ним, иногда превышая дозу… А сами учителя для детей – лишь витамины”. Мой же коллега Вадим Мелешко даже термин специальный ввел: “Есть алкоголики, трудоголики, а есть педаголики! Так сказать, подвид трудоголика”.

Среди моих друзей-педагогов – увы! (а я-то раньше думала: к счастью!) – слишком много таких “наркоманов”… И чего я только от них не наслушалась в оправдание этой своей, как выяснилось, пагубной привычки! От высоко-духовно-художественных: “Сколько себя помню, мне всегда надо было кого-то учить, растить. В этом смысл моего существования. Без них (детей, то бишь. – О.М.) останавливаются и часы жизни, и дыхание!” До обыденно “учительских”: “Некому класс передать. Вот сделаю этот последний выпуск, тогда и уйду”. Песня одна и та же из года в год. А внутри все равно горделивое: “Без меня школа рухнет!” Но рушатся, как правило, семьи.
На Западе трудоголиков лечат в первую очередь из-за их конфликтов в семье.
Но что нам умеренный Запад! С его клятой буржуазностью (хотя бы и новорусского разлива) и прочим мещанством.
“…А у поэта – всемирный запой, и мало ему конституций!” – победно цитировала (pardon, не знаю кого) несгибаемая Валерия Новодворская в какой-то беседе с Марком Захаровым, напирая на щуплого режиссера всей мощью своей артистично-эрудированной натуры.
Вот именно: запой. Будем называть вещи своими именами (оставив пока в покое конституции и прочие законодательства, тут вопрос клинический, а не правовой). То есть зависимость. Наркозависимость. Трудоголизм у нас в почете, причем дико подстегнутый социалистической эпохой с ее безжалостной эксплуатацией масс, особенно женских, учительских, как самой массовой, после врачей, профессии. Рабочий класс – тот с этой “иглы” пересел на другую – просто на водку.
“Слезть с иглы” самому, конечно же, очень трудно. Но вслушайтесь в себя: действительно ли вы работаете только потому, что катастрофически не хватает денег? Может, проще заняться огородом и участком? Или вязанием модных топиков? Или разведением редких сортов рыбок в аквариуме? Учитель – профессия изобретательная, нужно только переключить себя на какое-то другое творчество, занятие. Если вы забыли все свои увлечения юности, молодости, просто вспомните их…
А если вы молоды, полны сил и энергии, да и еще если считаете себя человеком пока еще не лишенным здравого смысла, просто прислушайтесь к “ветерану” (мне – за 50, тоже уже не могу не делать вечный свой клуб “Алый парус”, но хотя бы стараюсь, где только можно, удрать от детей и учить их только по телефону): подумайте о старости, зрелости. В моем окружении творческие педагоги, особенно женщины, “горят” уже сразу после сорока то ли огнем энтузиазма, то ли просто синим пламенем – давление, позвоночник, язвы, гастриты, ноги и т.п. и т.д.
С творческими людьми особенно сложно: весь наш менталитет встает на дыбы, тут уже на “совковость” дело не спишешь… Уж, казалось бы, психиатры, которым по штату положено быть “профессиональными обывателями”, и те, когда я твержу выстраданное, что неплохо бы любому человеку быть адекватным своему возрасту, “изменяют профессии”, вдруг мечтательно и завороженно глядя куда-то вдаль, вздыхают: “Но ведь творческий человек, Ольга Владиславовна, – всегда ребенок…” После сорока многих из них, по-моему, уже просто тошнит от “клиентов”, если они работают в стационаре.
Как мне надоело это вечное детство, вечная подростковость! Знали бы мои собеседники, как трудно, оказывается, бывает повзрослеть даже в 50 лет…
“Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел”. Этот урок Александра Сергеевича у нас мало кто усвоил, я проверила: вторую строчку про “вовремя созреть” из моих “респондентов” никто не помнил, кроме профессионального филолога, литературоведа.
В заключение вот вам вывод недавнего первого Международного симпозиума по стрессам: главная ценность человека – не успех, не материальное благополучие, не работа сама по себе, не социальный статус, престиж, талант и даже, представьте, не дети, а – психологическое состояние. Здравое, конечно. Только, Бога ради, не путайте его с элементарным “кайфом” и эйфорией от легального, всегда под вашей рукой находящегося источника-наркотика: детей. Право же, им вы гораздо больше нужны “адекватными”, а не забывшими себя “педаголиками”. Будьте здоровы!

Ольга МАРИНИЧЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте