В Новороссийске состоялся II открытый российский фестиваль патриотических фильмов «Малая Земля». В городе-герое, познавшем всю тяжесть боев, в рамках конкурсных показов были представлены 42 фильма в программах полнометражного, короткометражного и документального кино.
Тематика показанных картин была самой разной: горловое пение коренных народов Сибири, рассказ о бегуне-любителе Андрее Чиркове, инклюзия, трагические дни 30‑х годов прошлого века. И конечно, отдельная глава фестиваля – фильмы, связанные с Великой Отечественной войной и Победой. За душу взяло стихотворение Редьярда Киплинга «Сотый», прозвучавшее из уст Элеоноры Шашковой (глубоко, спокойно, с достоинством) на открытии фестиваля в Новороссийском городском театре:
И будут для друга настежь всегда
Твой кошелек и дом,
И можно ему сказать без стыда,
О чем говорят с трудом.
Девяносто девять
станут темнить,
Гадая о барыше.
И только сотый скажет, как есть,
Что у него на душе.
Человек в его становлении, развитии, душевных тревогах и радости стал основной темой конкурсных показов на фестивале. Все увидеть невозможно, программа насыщена показами, внеконкурсными мероприятиями, мастер-классами, концертами, спектаклями, однако на отдельные фильмы обращу внимание.
Так, дилеммой для двух братьев – Саньки (Олег Чугунов) и Егорки (Алексей Родионов) – стал вопрос спасения и выживания собаки Африки во время голодных военных дней в Ленинградской области. В картине много трагического, но конец истории вышел счастливый. Маму мальчишек прекрасно сыграла Ольга Гусева. Фильм «Африка» режиссера Дарьи Биневской был удостоен приза зрительских симпатий. Победителем же в конкурсе полнометражных фильмов стала картина Никиты Аржакова «Тыгын Дархан» – крупное этническое, якутское, полотно.
Детско-подростковая тема была продолжена в экранизации рассказов Фазиля Искандера «Детство Чика» (режиссер Аслан Галазов, 2021). Очень доброе, но, безусловно, с иронией (без нее Фазиль Искандер невозможен) кино о мальчике Чике (Давид Цулукия), живущем в солнечной, яркой, благоухающей манящими запахами Абхазии конца 40‑х годов прошлого века. Чик непосредственен, добр, отзывчив, однако душа мальчика омрачена арестом отца. Чик взрослеет, но не теряет доброты и света в душе. Фильм «Детство Чика» получил диплом жюри с формулировкой «За любовь к малой родине и бережное и точное воссоздание атмосферы детства». Она точна и безупречна.
«Снег» – лучшая короткометражная работа Алены Олейник – добрая и трогательная история, происходящая в наши дни на Северном флоте. Маленький Мишка (Иван Рукша) накануне Нового года загадал самое заветное желание – папа должен вернуться из похода на подводной лодке. Если бы все было так радужно… Из короткого донесения стало известно об аварии, в которой есть пострадавшие. И все-таки папа (Валерий Октябрьский), пусть и с перевязанной рукой, но возвращается домой, на базу. Новогоднее желание Мишки сбылось.
В лучшей документальной картине «Испанская кровь» (премьера!) екатеринбургского режиссера Андрея Титова снова судьбы детей, испанцев, вывезенных в 1936 году в СССР. Их раннее детство было солнечным и теплым, но режим Франко разрушил безоблачное небо их родины. Жизнь на новом месте была не самой простой, но с благодарностью в душе уже пожилые испанцы вспоминают детские годы, проведенные в русских городах и селах. К слову, многие из них так и не вернулись на родину, они работали на производстве, стали скульпторами, художниками, переводчиками. Одним словом, испанцами с частичкой русской души.
«Зачем жить? И ради чего умирать?» – главные вопросы документальной картины Юлии Клименко «Билет на войну». Как писателю и преподавателю Андрею Геласимову, одному из участников картины, рассказать о той войне современным студентам? Поймут ли? С 1941 по 1943 год город-крепость Шлиссельбург был оккупирован, но враг так и не смог переправиться на правый берег Невы. А еще было строительство железной дороги из Полян в Шлиссельбург под обстрелами – Дороги Победы, сыгравшей немаловажную роль в обороне Ленинграда и снятии блокады. Поймут – не поймут… Поможет ли экскурсия студентов в крепость Орешек? Как знать…
«Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины», – писал Фридрих Ницше. Бойцов той войны на Днепре, в Белоруссии, Берлине, матерей, детей, людей в Москве и Ленинграде, Казани, Поволжье, Сибири спасали мужество, вера в красоту и Победу. Эрмитаж должен был быть сохранен, как и звучать музыка Баха всегда и всюду. Люди выжили и выстояли, а бойцы умирали за то, чтобы никогда больше не повторились ужасы и разрушение душ.
Закончить же материал хочется цитатой из песни на стихи Риммы Казаковой, прозвучавшей в исполнении Федора Добронравова на закрытии фестиваля:
По всей России обелиски,
как души, рвутся из земли.
…Они прикрыли жизнь собою, –
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зеленая трава.
Ряд фотографий неизвестных героев Великой Отечественной войны, совсем юных и молодых, сопровождал голос актера – простой, очень ясный и чистый.
Комментарии