search
main
0

Дети на дороге. или Школьный автобус в условиях русской зимы

Географическая справка: Кольский район Мурманской области занимает часть Кольского полуострова. Полуостров на юго-западе граничит с Финляндией, с севера омывается Баренцевым морем. За пределами этих сухих строк – фантастическая природа здешних мест. Например, северное сияние – вопреки распространенному мнению оно обычно зеленого цвета, но в его переливах наблюдатели с фантазией видят силуэты животных, людей. Или многомесячная полярная ночь, завершающаяся официальным Праздником Солнца 11 января. 18 тысяч 209 рек полуострова, куда съезжаются половить рыбку туристы даже из Финляндии. И почти безлюдная тундра: плотность населения Мурманской области – семь человек на квадратный километр. Особенность Кольского района – территориальный разброс малонаселенных пунктов и, соответственно, находящихся в них школ. Это проблема.

СтатфактПо данным социологических опросов россиян, родители, как правило, психологически готовы к тому, чтобы их дети ездили на учебу на расстояние 5-10 километров. Подростки согласны ездить учиться на более дальние расстояния – от 10 до 20 километров, при этом главными факторами для них являются получение более качественного образования и возможность общения. 63 процента сельских родителей хотят, чтобы после окончания средней школы их дети получили высшее образование; аналогичное желание выражают 65 процентов сельских подростков.

Комментарий «УГ» Для сохранения малых сельских школ в Республике Башкортостан внедряются интегративные модели образовательных учреждений: школа – детский сад, школа – сельский клуб, учебно-воспитательный комплекс, школа – филиал профессионального училища, школа – детский дом – сельский клуб, агрошкола, фермерская школа, школа – хозяйство. В Республике Татарстан сельские школы составляют 75,5 процента (1707) от общего числа (2261). В них обучаются всего 29,2 процента школьников и работают при этом 48,7 процента учителей. В республике 63,6 процента начальных школ с количеством обучающихся до 10 человек; 51,5 процента основных с числом учеников до 40 человек и 56,6 процента средних, в которых учатся меньше 100 человек. Реструктуризация образовательной сети идет в основном по пути создания базовых школ с филиалами. Однако есть трудности при реализации программы «Школьный автобус» – они связаны с низкой зарплатой водителей, удаленностью базовых школ от автозаправочных станций и отсутствием теплых гаражей для школьного транспорта.

– В Кольском районе 52 образовательных учреждения, и некоторые из них удалены от районного центра Колы на 130 километров, – рассказывает начальник отдела образования администрации Кольского района Ирина Александровна Ковшира. – Среди сельских школ много малокомплектных, поэтому для нашего района стал очень важным процесс реструктуризации сети образовательных учреждений. Он позволил укрупнить сельские школы, а благодаря программе «Школьный автобус» стало возможным подвозить детей из отдаленных районов в базовые школы. Первыми итогами реструктуризации стало более эффективное использование средств и совершенствование школьной материально-технической базы.

Мы стараемся сохранить на селе начальные школы и реорганизуем там, где это необходимо, малокомплектные средние и основные в начальные. Так, за три года статус начальных приобрели 3 школы: Кицкая, где 14 учеников, Териберская, где 22 ребенка, и Пяйвенская, в которой всего 9 учеников.

– Ирина Александровна, ликвидация сельской школы – процесс достаточно болезненный, не так ли?

– У нас пока в районе закрыта только одна школа. Перед началом нынешнего учебного года жители села Лопарское провели сход, на котором приняли решение о ликвидации своей начальной школы. Примечательно, что учебное здание – новое, его строительство завершено в 2005 году, но проблема заключается в том, что в школе осталось всего два ученика. И местные жители решили, что лучше, если этих ребятишек будут возить в Пушновскую, находящуюся в 25 километрах от Лопарского, тем более что местных детей среднего и старшего школьного возраста уже несколько лет автобус возит в эту школу. Пушновская в 2006 году стала победителем в конкурсе ПНПО и получила грант в миллион рублей.

Так что сейчас сами родители высказываются за то, что разумнее возить детей в хорошо оснащенную школу, чем оставлять в маленьком населенном пункте малокомплектную на десяток учеников.

После того как Пяйвенская основная общеобразовательная школа была реорганизована в начальную, детей 5-9-х классов из Пяйве стали возить в поселок Мурмаши. В результате если раньше девятиклассники из Пяйве после окончания школы были вынуждены идти преимущественно в местное профессиональное училище, теперь они переходят в 10-11-е классы и получают среднее образование. И имеют при этом право выбора школы, так как в Мурмашах их две. Точно такая же ситуация произошла в Песчаном и Кице. Старшеклассники из села Кица теперь ездят на автобусе в школу поселка Пушной.

Укрупнение школ сопровождается улучшением качества образования, например, открытием профильных классов по желанию учеников и родителей. К 2009-2010 учебному году запланировано создание семи профильных школ на базе региональных и муниципальных экспериментальных площадок.

– Школы закрываются, реорганизуются… А что происходит с их материальной базой? Ведь, возможно, при улучшении демографической ситуации их снова придется открывать.

– Будущее сельской школы зависит только от экономического положения конкретного села. Вот яркий пример. В апреле 2006 года было принято решение о реорганизации Териберкской средней школы, где учились 22 ученика, в начальную. Для старших детей из села Териберка организовали подвоз в Лодейнинскую среднюю. Прошло два года, и экономическое положение села Териберка начало кардинально меняться благодаря проекту газодобывающей отрасли. У Териберки появилось будущее, и, возможно, там даже построят новые школы.

А жители села Пяйве говорят, что местной школе осталось жить 4 года. Они вывели эту цифру исходя из того, что последние дети, которые есть в этом селе, пошли в первый класс. Пяйве – железнодорожная станция, где живут лишь люди, обслуживающие этот участок железной дороги. Другой работы в селе нет, нет молодежи, следовательно, не будет детей.

Сельские школы умирают, потому что на селе все меньше рабочих мест. Кольский район преимущественно сельскохозяйственный. Но предприятия сельского хозяйства сохранились в основном в населенных пунктах, близких к Мурманску. Раньше в районе выращивали песцов, было множество животноводческих ферм, птицефабрик. Когда-то наша пушнина ценилась на мировом рынке, здесь была выведена порода «кольский песец», но сейчас она не пользуется спросом.

Еще одна причина уменьшения числа детей в сельских школах – армейские реформы, в результате которых из воинских частей, которых раньше было много в Кольском районе, уезжают семьи военных.

– Итак, причины реструктуризации – географическая и экономическая специфика Кольского района. Но есть еще одна особенность северных регионов – климат. В вашей местности часты туманы и зимняя гололедица. Гололедица была и причиной печально известной аварии, происшедшей 28 ноября прошлого года в городе Зима Иркутской области. Тогда пострадали четыре маленьких пассажира.

Насколько опасен для детей школьный автобус в условиях русской зимы?

– Состояние дорог в Кольском районе можно назвать удовлетворительным – и федеральной трассы, и трасс обслуживания муниципальных образований. Это действительно очень сложно – обслуживать дороги в регионе, где зима длится 8 месяцев в году!

Проблема с наймом на работу водителей школьных автобусов в глубинке. Нам повезло, что в большинстве школ работают водители с редкой категорией D, и мы стараемся хорошо оплачивать их труд. Спасибо за поддержку работникам ГИБДД, которые проводят для водителей дополнительный инструктаж и своего рода экзамен по соблюдению Правил дорожного движения. Вообще в этом вопросе необходимо четкое взаимодействие органов образования с муниципальными властями и ГИБДД. Не нужно бояться инспекторов, не нужно скрывать от них какие-то факты, а наоборот, просить о дополнительных проверках технического состояния школьных автобусов.

Кола, Мурманская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте