Московский городской Центр детского творчества «Культура и образование» находится в Кузьминках. Занимаются здесь в основном дети из ближайших микрорайонов. В Центре существуют многочисленные кружки, студии, коллективы детского творчества. В том числе и очень знаменитые. Например, цирковая студия «Дети-мячики», руководит которой Владимир Павлович Гоглев, это настолько уважаемый «брэнд», что руководители цирковых учреждений заранее выстраиваются в очередь за ее выпускниками. А в акробатах и жонглерах, выступающих на знаменитой арене цирка на Цветном бульваре, запросто можно узнать недавних «детей-мячиков».
СтатфактВ системе дополнительного образования Москвы занимаются более трехсот тысяч детей.И работают более двенадцати тысяч педагогов.Всего в столице 137 учреждений дополнительного образования.22 из них имеют статус городских.
В Кузьминках есть и не менее знаменитый танцевальный коллектив «Карусель», руководят которым бывшие солисты ансамбля имени Александрова Светлана и Сергей Бышкины. Состав участников от четырех лет и до… В общем, те, кому уже за двадцать, тоже по-прежнему продолжают приходить в «Карусель».
Есть «Английский клуб», оркестр «Переходный возраст», театральная студия… перечислять можно долго. Короче говоря, «более трех тысяч детей, – честно цитирую рекламный буклет, – имеют возможность в свободное от учебы время получить дополнительное образование и допрофессиональную подготовку, раскрыть свои творческие способности, физически окрепнуть, найти новых друзей и побывать в интересных поездках».
Кстати, детские коллективы Центра действительно гастролируют и во Франции, и в Германии.
И вот вдобавок к этой весьма обширной и напряженной своей деятельности (заметим, здесь всего 120 сотрудников) Центр детского творчества «Культура и образование» еще и координирует, причем в масштабе города, несколько направлений работы по дополнительному образованию. А именно художественно-эстетическому.
Работу эту здесь очень хорошо знают (можно сказать и лучшие и старейшие в этой области), и, что еще важнее, знают изнутри.
Куратор в Центре детского творчества «Культура и образование» имеет дело с кураторами в других округах и постоянно в курсе того, что там происходит. Говоря современным языком, коммуникационные связи внутри структуры налажены, и…
Что же получается на выходе? А то, что если сегодня где-нибудь в «спальном районе» огромного многомиллионного города появится хоть один взрослый энтузиаст, готовый научить ребенка петь, танцевать, прыгать на батуте или играть на глиняной свистульке… то этот порыв благородного энтузиазма не погаснет. Как считает заместитель директора по воспитательной работе Александра Яковлевна Полянская, этот человек сразу попадет в довольно стройную систему поддержки.
Самый свежий пример – уже подающий большие надежды фольклорный коллектив из Жулебина. Шестилетняя Ксения Аймалетдинова и ее педагог Марина Николаевна Мошкина. Или, например, цирковая студия школы № 5. Один педагог, Иван Васильевич Боков, и одна ученица – талантливая и смешная девчонка. К гадалке ходить не надо: пройдет время, и мы ее увидим в цирке на Цветном.
Про большие города принято говорить, что человек здесь, как песчинка, – легко затеряться, и «никому нет дела». Похоже, это не всегда так.
Система дополнительного образования в столице старается работать не ради общих цифр, существующих, как правило, отдельно от жизни на городских улицах, а ради самого ребенка. И если надо, ради одного ребенка.
По такой формуле и был организован конкурс «Учитель – ученик», который педагоги Центра готовили почти год, а также конкурс фольклорных ансамблей и солистов, в котором приняли участие 17 коллективов из девяти учебных округов города Москвы.
Кстати, работа московских детских фольклорных коллективов – это как раз одно из тех самых пяти направлений, которое Центр детского творчества «Культура и образование» координирует в общегородском масштабе.
Отдельный разговор о качестве этой работы. Конечно, тут сказываются и преимущества столицы: есть возможность привлечь высококлассных специалистов. Наталья Ивановна Исып, руководитель фольклорного ансамбля «На златом крыльце», например, выпускница Гнесинского училища, по специальности дирижер народных хоров. Песня «Ой, летел павлин», которую исполняют ее девочки, – образец подлинности, что в наше время стилизаций, подделок и эстрадных фальшивок огромная редкость.
Правда, красивыми костюмами, в которых девочки выступают, Наталья Ивановна не слишком довольна: не подлинные, стилизация. А женский русский костюм, ведь как паспорт, все по нему читается: замужем – не замужем, имеет детей – не имеет. Вышьешь не там точку на сарафане, в городе, может, и нет, а вся деревня точно смеяться будет. Точно так же читается и орнамент.
В соревновании между шоу и подлинностью Наталья Ивановна за подлинность. Шоу у нас и так много, считает она. Настоящего не хватает. Ну а в воспитании и вовсе только подлинное и дает результат.
…Детские звуки глиняной свистульки, синий сарафан, голубые глаза. Это выступает на конкурсе фольклора Александра Быкова, девяти лет от роду.
Сарафан – тоже стилизация. Он очень идет к глазам Саши, но синий цвет для русского костюма не характерен. Тут нужен черный или красный.
А вот «Веснянка» – песня подлинная, обрядовая, к встрече весны. Про то, как «маленькая пташка сине море перелетела». Сашин педагог Оксана Борисовна Волошина записала ее со слов одной девочки из Липецкой области, а та научилась этой песне от своей бабушки. От той самой бабушки – и настроение, и образ, и интонации.
Вообще-то из музыкальных пристрастий у девятилетней Саши Быковой на первом месте Глюкоза. Однако признает, что от «Веснянок» у нее самой, бывает, по спине мурашки. И «поплакать хочется». Наверное, это и есть цена аутентичности, ее триумф.
Если честно, лично я, лишь слушая Сашу Быкову и девочек из ансамбля «На златом крыльце», поняла, что такое русский фольклор… Вот вроде и «маленькая пташка сине море перелетела», и весна пришла, а прав ребенок: грусть невозможная, просто из глубины столетий.
У Саши абсолютный слух, и она наверняка станет звездой. Директор Центра русского фольклора А.С.Каргин уже пообещал, что за рубежом нашу культуру именно она представлять будет.
И еще сказал, что Москва сложный многоконфессиональный, многонациональный город, и тем весомее итоги работы, которую ведет Центр детского творчества «Кузьминки».
А Саше и другим дипломантам фольклорного конкурса директор подарил огромные, роскошно изданные тома (у Центра русского фольклора свое издательство) «Девичник», «Просватанье» и «Русская традиционная свадьба». Кстати, говорят, кто эту двухтомную «Русскую традиционную свадьбу» по полной программе осилит, уже вряд ли когда-нибудь разведется.
А Саша Быкова и ее педагог Оксана Борисовна Волошина и ходят вместе, и переглядываются, и разговаривают в точности, как мама с дочкой. Та же «схема»: один педагог и один учащийся. Штучная работа…
Хотя, конечно, про массовость и посещаемость в Москве никто не думал забывать. Если вдруг начинают они падать и дети «голосуют ногами» – перестают ходить в какую-нибудь студию или кружок, педагоги в московском городском Центре детского творчества «Культура и образование» разбираются в причинах досконально. Анализируют все, вплоть до цены на спортивную форму: по карману ли она семьям из небогатого микрорайона?
Впрочем, посещаемость-то все равно зависит прежде всего от личности педагога.
Вот угадайте, какой кружок в Центре детского творчества в Кузьминках сейчас самый аншлаговый? Настолько, что его руководительница Тамара Николаевна Бадалова уже просто стонет: отбою нет, столько желающих. Нипочем не угадаете…
Правильно, шахматы!
Дети ведь не взрослые, им важно не ЧТО, им важно КТО.
Ирина ХРИСТОВАЯ
Комментарии