search
main
0

Дети могут быть разными, а права на образование одинаковыми

28 мая 2012 года в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате IV вида №44 под председательством спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко состоялось первое заседание Совета по делам инвалидов на тему «Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования детей-инвалидов школьного возраста». В заседании приняли участие сенаторы Валерий Рязанский и Валентина Петренко, префект ЗАО Алексей Александров, первый заместитель руководителя Департамента образования Вениамин Каганов, руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян, ректор МИОО Алексей Семенов, депутат Госдумы РФ Марина Назарова, заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова, певица Диана Гурцкая, представители федеральных государственных органов власти, Правительства Москвы, ведущие научные эксперты, представители общественных организаций, директора школ и педагоги Москвы.

Выбор московской школы для проведения заседания федерального совета был, конечно, не случаен, как не случайно и то, что большая часть выступающих была представителями столичного образования. На коллегии Департамента образования, которая состоялась в уходящем учебном году, уже была дана оценка того, сколь масштабна и серьезна в столице работа по инклюзивному образованию. На заседании совета об этом говорили директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Светлана Алехина, директор Московского центра информационных технологий и учебного оборудования Елена Булин-Соколова, директор Центра образования №1429 Любовь Олтаржевская. Если бы на заседание совета пригласили больше директоров из Центрального, Юго-Восточного, Юго-Западного и других округов Москвы, то разговор был бы еще интереснее и содержательнее. Дело в том, что сегодня чрезвычайно остры проблемы обучения детей-инвалидов в различных школах, поэтому нужно серьезно разобраться в том, когда реальна инклюзия, а когда нужно сохранить коррекционное образование. В связи с этим интересны все инновационные подходы в обучении детей-инвалидов, применяемые в столичных школах. Наконец пора по-настоящему, с учетом всех возможностей систем образования и социальной защиты обсудить перспективы развития инклюзивного образования.Тут и надо сказать, почему для заседания совета была выбрана школа-интернат №44 – образовательное учреждение, которое создано для обучения детей с ограниченными физическими возможностями. До того как члены совета приступили к обсуждению заявленной темы, им предложили совершить небольшую экскурсию по зданию, потому что, как известно, успех работы с детьми-инвалидами во многом определяет соответствующая среда. Выполнять задачу всестороннего развития личности ребенка, имеющего нарушения двигательного, сенсорного и умственного развития, коллектив школы-интерната может потому, что имеет необходимую и доступную адаптированную образовательную и развивающую среду, позволяющую осуществлять постоянное психолого-педагогическое сопровождение каждого ребенка и помогать максимальной реализации его индивидуальных способностей. Среду ту создавали в течение многих лет. Нужно напомнить, что здание для школы-интерната строили, используя финский опыт, московские строители. У них не все получилось так, как было изначально задумано (например, строители не могли понять, зачем делать выключатели много ниже, чем мы привыкли, но дети на инвалидных колясках должны были ими легко пользоваться, не прилагая значительных усилий), однако многое удалось. Проходя по школе, гости увидели спортзал, где дети на колясках играли в мяч, и тренажерный зал, специальные компьютерные классы, где есть приспособления для работы человека с нарушениями манипулятивных функций рук, швейную и гончарную мастерские, массажные и физиотерапевтические кабинеты, бассейн. То есть здесь есть всё, чтобы ученики школы – дети, имеющие тяжелые комплексные нарушения в развитии, у которых сочетаются двигательные, речевые расстройства, задержка в формировании психических функций, имели возможность реализовать свое право на образование. Как с этим справляются опытные педагоги школы во главе с директором Викторией Николаенко, даже представить трудно, но они справляются. Виктория Игоревна рассказала гостям, что педагоги работают практически в режиме интернальной интеграции, которая (вот одна из столичных инноваций!) предполагает инклюзию внутри системы специального (дифференцированного) образования: «Обучение в таких условиях позволяет социализировать ребенка с тяжелыми комплексными нарушениями развития в общество. Пятнадцать лет назад такие дети были исключены из образовательного пространства, сейчас они обучаются,  довольно успешно». Тут важно добавить, что школа-интернат дает детям еще и профессиональные навыки, это делает реальной постинтернатную адаптацию выпускников. И если раньше детей учили каким-то элементарным трудовым навыкам, то сегодня школа-интернат уже имеет отделение, где выпускники могут выполнять элементарные трудовые операции. Это в полной мере соответствует рекомендациям по индивидуальной программе реабилитации, которые дает медико-социальная экспертиза. Можно считать победой школы-интерната то, что из трех выпусков 9 ребят поступили в вузы, 18 – в колледжи, а 13 смогли найти работу, что ученики успешно участвуют и становятся победителями в олимпиадах по математике, информатике, русскому языку, экологии, биологии, физике.Понятно, что, когда члены совета смогли своими глазами убедиться в том, как идет работа в московской школе-интернате, тональность разговора была уже иной, чем бывает всегда. Валентина Матвиенко могла сказать о том, что и как нужно делать, беря пример с этой школы, а директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев и руководитель Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян с полным основанием говорили о том, что еще нужно дополнить в такой работе. Членов совета ожидали несколько сюрпризов. Во-первых, им в режиме онлайн показали фрагмент дистанционного урока по литературному чтению, в котором вместе с учителем литературы Юлией Рязановой две ученицы – Маша Корженевская и Аня Фанагорская – создавали свои рассказы, подражая литературным, и у них все получилось, причем очень интересно. Во-вторых, директор школы «Технологии обучения» Александр Ездов показал небольшой видеофрагмент занятия в школе надомного обучения, когда один ребенок, лишенный рук, с помощью пальцев ног работал на компьютере, а другой, практически лишенный возможности действовать не только руками, но и ногами, тем не менее, сидя в инвалидной коляске, занимался музыкой. В-третьих, весьма трогательным было выступление мамы ребенка с ограниченными возможностями здоровья Анаит Саркисян: ее ребенок в результате работы с педагогами смог стать студентом вуза. Наконец, в-четвертых, ученик школы надомного обучения №379 Женя Ляпин, сидя в инвалидной коляске, говорил о том, что дети-инвалиды хотят и могут учиться в ведущих вузах, нужно только создать там условия для них. А в-пятых, перед членами совета выступил замечательный вокальный коллектив школы-интерната №44: педагоги и дети пели так, что зал не удержался и стал подпевать.Москва, конечно, делает много, в Москве есть закон, который предписывает, как работать с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, однако это пока единственный регион, где приняли такой закон. Однако не Москвой единой жива Россия, поэтому принципиально важно понять и зафиксировать те проблемы, что мешают регионам использовать и развивать успешный столичный опыт. А мешает то, что пока законодательно не закреплены возможности обучения детей с ОВЗ по индивидуальным образовательным программам, нет механизма создания специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в учреждениях общего образования, нет педагогов, подготовленных вузами, которые бы владели специальными методами, приемами, средствами обучения, имели соответствующий уровень академической подготовки и были бы психологически готовы к работе с такими детьми. Кроме того, есть определенные системные границы между специальным и общим образованием, а между тем именно коррекционную школу ученые-дефектологи и педагоги-дефектологи рассматривают как методический ресурс развития инклюзии в общеобразовательной школе. К тому же нет взаимодействия между Бюро медико-социальной экспертизы, которая определяет условия образования в индивидуальной программе ребенка-инвалида, и психолого-медико-педагогической комиссией системы образования, которая дает рекомендации по обучению, пока еще сложно выстраивать архитектурную и материально-техническую среду образовательных учреждений. Все эти и другие проблемы, перечисленные на нескольких страницах, по мнению совета, нужно решать, и по возможности быстро. Для этого нужно мобилизовать силы различных властных структур, что непросто, но возможно. В течение месяца члены совета будут дорабатывать проект своих рекомендаций. Понятно, что прежде всего там будет рекомендовано разработать государственную стратегию развития инклюзивного образования, а также включить в проект федерального закона «Об образовании в РФ» нормы, обеспечивающие инклюзивное образование как таковое, возможность осуществления медпомощи, реабилитации, социально-бытового обслуживания детей-инвалидов в ОУ, реализацию прав детей на получение бесплатной коррекционной помощи в раннем возрасте, дополнение типологии ОУ специальными (коррекционными) учреждениями, а самое главное – установление специальных федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ОВЗ, учитывающих необходимость специального обучения для детей с особо тяжелыми комплексными нарушениями в развитии. Остается надеяться, что к рекомендациям совета прислушаются и инклюзивное образование наконец станет реальностью не только в столице, но и в масштабе страны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте