В Россию прибыли 10 тысяч детей из Донецкой и Луганской народных республик, половина из которых школьники. Некоторые дети еще на прошлой неделе приступили к учебе в Ростове и Воронеже. А с этой недели в России сядут за парты максимальное число детей из Донбасса. Об этом в эфире телеканала «Россия 24» сообщил министр просвещения РФ Сергей Кравцов. «Мы организуем подготовку преподавателей и сделаем все для того, чтобы и ученики, и их родители чувствовали себя здесь как дома», – заявил министр.
О том, как интегрировать детей беженцев в образовательный процесс в российских регионах, размышляют наши эксперты и читатели.
Ольга КАЗАКОВА, председатель Комитета Госдумы по просвещению:
– Как только в Россию начали прибывать семьи беженцев с Донбасса, мы вместе с замминистра просвещения Денисом Грибовым выехали в Ростовскую область, куда пошел основной поток. Необходимо было на месте посмотреть, как идет устройство детей в учебные заведения, понять, какая помощь нужна, чтобы они сели за парты как можно скорее, не прерывали учебный процесс.
Первая проблема, с которой столкнулись, – нехватка учебников. Только для Ростовской области, куда приехали около 3 тыс. детей, в том числе 2 тыс. школьников, потребность в учебных материалах составила порядка 80 тыс. экземпляров. Вопрос решали оперативно, на месте.
Вторая задача – психологическая помощь ребятам. Они годами жили в страхе и неопределенности, вынуждены были бежать с родной земли. Поэтому необходимо было организовать для них волонтерское сопровождение. За каждым закрепили студента педвуза или колледжа, чтобы помогали с домашним заданием, поддерживали. Кстати, изначально для них предлагали сформировать отдельные классы. Но решили, что это неправильно. Лучше им учиться вместе с российскими школьниками. Программы в ЛНР и ДНР во многом синхронизированы с российскими. Правда, уже после первых уроков некоторые старшеклассники говорили, что кое-где отстали. Сейчас продумываем, как организовать для них систему помощи, чтобы быстро нагнали.
Моей задачей было пообщаться именно с детьми. От них самих услышать, что их волнует. Сразу сказали про спортивную форму… Урок физкультуры не хотят пропускать, но многие форму взять не успели. Сейчас с каждого ребенка снимают мерки.
Предстоит решить и много других оргвопросов. Например, с посменными столами в пунктах временного размещения, чтобы ребята могли делать уроки. Где таких столов нет, приобретаем.
Это оперативные вопросы. Но я уже вижу и те, которые появятся через пару недель после начала учебы. Например, адаптация в детском коллективе. Школьный класс – это живой организм со сложившимися традициями, отношениями. Поэтому нам нужно вместе с классными руководителями, советниками по воспитательной работе очень тонко и чутко поработать в этом плане.
Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, заместитель председателя Наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям»:
– В первую очередь детям необходимо дружелюбное и внимательное отношение. И, на мой взгляд, в регионах стараются принимать все меры. В Воронеже дети из Донецкой и Луганской народных республик уже пошли в школу в четверг. Выбирались школы рядом с пунктами временного размещения. Школьная программа, конечно, отличается, поэтому для ребят создадут особые условия. Не планируется серьезных письменных заданий – не у всех есть условия для их выполнения. Акцент будет сделан на устных. К приему детей готовились заранее: подготовили канцелярские принадлежности, учебники. Со всеми детьми после оценки их состояния будут работать психологи, и индивидуально, и в группах.
В Ростовской области дети также определяются в ближайшие к ПВР школы. Не все родители готовы сразу отпускать детей в школу, их желание учитывается. В области не исключают гибридный вариант обучения, который был отработан во время вспышек заболеваемости коронавирусом. В регионе разместили и несколько эвакуированных детских домов. Воспитателей немного, поэтому власти обратились к населению с предложением помочь. Желающие могут организовать досуг, развлечения, передать для ребят фрукты и сладости.
Наталья САЛОГУБОВА, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
– В Воронежскую область прибыли 1502 ребенка из ДНР и ЛНР в возрасте до 17 лет. Дети распределены в школы и детские сады, находящиеся поблизости от пунктов временного размещения. Для большинства ребят образовательный процесс организован в очной форме с посещением образовательных организаций, а 17 человек будут обучаться с применением дистанционных технологий.
Предусмотрены тьюторское индивидуальное сопровождение детей и оказание психологической поддержки. В муниципалитетах начали работу педагогические отряды Воронежского педагогического университета, Воронежского государственного профессионально-педагогического колледжа и его филиалов, Борисоглебского техникума промышленных и информационных технологий. Студенты в рамках педагогической практики организуют образовательный досуг для прибывших и размещенных детей, а также оказывают волонтерскую помощь.
Сейчас важно предоставить детям адресную психологическую помощь и снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций, наладить психологическое сопровождение групп и классов, в которые зачисляются прибывшие дети. В этом помогают психологи образовательных организаций при поддержке региональной сетевой психологической службы и сотрудников областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Уверена, все прибывшие смогут продолжить образование.
Светлана ИЛЬИНА, директор гимназии №3 Самары, депутат Самарской Губернской Думы:
– У нас уже отработаны механизмы взаимодействия с самыми разными категориями беженцев. Нерусскоговорящих детей, например, мы обычно пропускаем через психолого-медико-педагогическую комиссию, и в течение года ребята проходят индивидуальное обучение по социальным показаниям. Они усиленно изучают русский язык и одновременно школьные предметы в соответствии с нашими стандартами. А через год мы их уже полностью интегрируем в обычные классы.
Что же касается конкретно беженцев из Донбасса, то к нам уже прибыли семьи, в которых есть 57 детей школьного возраста. И мы определили школы, в которых они будут учиться. Подготовлено особое распоряжение о том, что этой категории учащихся полагаются бесплатные «президентские завтраки». Также сейчас прорабатываются механизмы финансирования питания ребят с 5‑го по 11‑й класс.
Тут, правда, есть несколько деликатных моментов. Во-первых, родители не хотят, чтобы их дети обучались в школах, потому что считают присутствие в нашем регионе временным. Во-вторых, среди приехавших обнаружили больных коронавирусной инфекцией, поэтому им нужны изоляция и обучение в дистанционном режиме. Во всяком случае эта неделя определена как адаптационная. А дальше будет видно, что и как.
Мария КОРОЛЕВА, лауреат конкурса «Учитель года России»-2016, преподаватель английского языка гимназии №1 Кирово-Чепецка, Кировская область:
– У нас в школе ежегодно учатся ребята по обмену из разных стран, им оказывается помощь с целью адаптации к образовательному процессу в новых условиях. Некоторые такие приемы можно использовать и при работе с беженцами. В первый день в школе для учеников проводится экскурсия. Происходит знакомство с учителями, составляется индивидуальный учебный план, ребенок получает учебники. При работе с беженцами я бы добавила еще диагностику: необходимо изучить способности и возможности детей. При выявлении пробелов в знаниях потребуется организовать дополнительные занятия. Уверена, для решения возникающих проблем потребуются усилия всего педагогического коллектива школы.
Владимир ВОЙНОВ, директор шуйской школы №1 Прионежского района Карелии:
– Коллектив школы с болью в сердце воспринял известие о массовом исходе жителей многострадального Донбасса из родных мест под натиском антинародного киевского режима. Поэтому мы с пониманием отнеслись к инициативе главы Республики Карелия Артура Парфенчикова и карельского отделения ОНФ об оказании помощи беженцам и их приеме на территории региона. Детей дошкольного и школьного возраста могла бы принять шуйская школа. О наличии свободных мест в группах и классах мы сообщили в отдел образования. Ученический коллектив у нас многонациональный. Помимо русских, карел, финов, белорусов, украинцев много ребят из цыганских семей, есть армянские, азербайджанские дети, этнические немцы. Поэтому опыт общения с представителями разных национальностей есть, и весьма положительный. Эти ребята не только активно включены в образовательный процесс, но и добиваются успехов в спорте, в творческой деятельности.
Елена МИРОНОВА, учитель, Великий Новгород:
– Продолжить обучение детей беженцев возможно, на мой взгляд, на базе оздоровительных лагерей. В Новгородской области традиционно несколько раз в год проходят образовательные смены в детских лагерях, и мне кажется, этот опыт можно использовать в новых условиях. Мэр Великого Новгорода объявил о готовности принять сто человек из Донбасса на площади муниципального лагеря «Гверстянец». Этому примеру готовы последовать другие муниципалитеты. Так, Новгородский район готовит для размещения беженцев детский оздоровительный лагерь «Волынь». Предполагается, что в целом в наш регион прибудут 700 граждан ДНР и ЛНР.
Комментарии